Файл: Конституция рф 1993г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат по истории на тему:

Конституция РФ 1993г.

Политическое развитие России во второй половине 1990-х гг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 1

  1. Россия постсоветская………………………………………………….. 2

  2. Конституция РФ 1993г. ………………………………………………. 3

  3. Начало чеченского конфликта и хасавюртовские соглашения……..7

  4. Выборы 1996 г. и их последствия…………………………………….. 10

  5. Углубление политического кризиса …………………………………. 11

Заключение …………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………….…15

Введение

Российская Федерация, как правопреемник СССР, распавшегося в 1991 г., на протяжении всех 1990-х гг. испытывала серьезные трудности с точки зрения построения самой государственности («парад суверенитетов», кризис власти), а также в вопросах ее внешней политики (взаимоотношения с бывшими союзными республиками, Соединенными Штатами Америки и другими государствами). Сегодня, в конце второго десятилетия XXI века, когда «лихие 90-е» уже далеко позади, российское общество в определенной своей части все еще испытывает ностальгию по ушедшему в прошлое Советскому Союзу, а также ярко помнит, чем именно стали 1990-е гг. для молодой демократической республики, возникшей на обломках великой социалистической империи. Знание истории всегда помогает лучше осознать окружающую нас действительность. Кроме того, нужно помнить и том, что история циклична, и многие события прошлого могут повториться в будущем. Россия в 1990-е гг. развивалась сложным и противоречивым путем. Необходимо учитывать ошибки и недочеты, допущенные властными структурами и российским обществом в то время, чтобы попытаться избежать их в будущем.

  1. Россия постсоветская

Прологом распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации союзных республик. Начало этому процессу положили «кровавые» события в Закавказском регионе и Средней Азии. Нагорный Карабах, Фергана, Сумгаит, Новый Узень (1988), Баку, Душанбе, Сухуми, Тбилиси (1989) — такова география мест, где на почве националистических настроений произошли кровавые столкновения, унесшие жизни многих людей.

За считанные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своем суверенитете, верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявлялись собственниками недр, земли. На карте появились новые названия республик — Молдова, Беларусь, Кыргызстан.


8 декабря 1991г. руководители России, Украины и Белоруссии, встретившиеся в Беловежской пуще (Белоруссия), заявили, что республики выходят из союзного договора 1922г. и создают Содружество Независимых Государств (СНГ). Соответствующие документы Беловежского соглашения были подписаны Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С. Шушкевичем.

21 декабря Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина подписали Декларацию об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Горбачев, Президент уже не существующего государства, подал в отставку. На следующий день Верховные Совет СССР признал факт роспуска СССР и заявил о прекращении своих полномочий.

Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, членство в Совете Безопасности ООН, около 60% экономического и научно-технического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами. И одновременно серьезные проблемы – долги бывшего СССР (примерно 70 млрд. долларов), изношенность основных фондов промышленности (около 70 %).

Экономика страны в начале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и распада СССР внешние экономические связи страны пришли в полное расстройство.

  1. Конституция РФ 1993г

Конституция – совокупность основных норм, писанных или не писанных, в соответствии с которыми осуществляется управление государством. Большую часть истории человечества нормы, которыми руководствовались правительства, оставались неписанными или, по крайней мере, невоплощенными в каком-либо исчерпывающем официальном документе. Как правило, они существовали в виде набора традиций и обычаев, известных и правителям, и их подданным. Определенные части современных конституций остаются основанными на обычае, но отчуждения или ограничения власти, как правило, содержатся в писаных документах.

Борьба вокруг основ конституционного строя России шла с переменным успехом до весны 1993 г. Верховный Совет РФ во главе с Р. И. Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти, требуя отставки президента. В апреле 1993 г. по настоянию Б. Н. Ельцина был проведен референдум о доверии президенту. За доверие президенту высказалось 58 % из числа принимавших участие в голосовании. Тем не менее, борьба за отстранение Ельцина от власти продолжалась и после референдума. Конституционный кризис преодолен не был. Особо остро встал вопрос о форме правления — президентская или парламентская республика.



К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. В стране одновременно оказалось несколько властных центров, в силу чего и Р. Хасбулатов, и Б. Ельцин имели юридические основания претендовать на лидерство в государственных делах. Начиная с весны 1992 г. большинство депутатского корпуса было нацелено на постепенное ограничение власти и полномочий президента, на изменение курса реформ.

В этих условиях Б. Н. Ельцин, чтобы прекратить затянувшееся политическое двоевластие, 21 сентября 1993 г. издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», в котором объявил о роспуске Съезда и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). К этому же сроку предполагалось завершить работу по подготовке новой конституции.

Указ президента формально противоречил ряду статей действующей Конституции, однако оставлял оппозиции реальную возможность пойти на выборы и демократическим путем решить вопрос о власти. Оппозиция отвергла легитимный вариант развития событий. В ночь на 23 сентября 1993 г. чрезвычайный X Съезд народных депутатов принял постановление, объявившее действия Б. Н. Ельцина «государственным переворотом», и отстранил его от должности. Съезд избрал А. В. Руцкого исполняющим обязанности президента. После этого противостояние сторон перешло в плоскость силовой борьбы. Получив полномочия, А. Руцкой создал вооруженные формирования, в Белый дом свозили оружие и боеприпасы.

В сложившейся ситуации Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин выступил с предложением так называемого «нулевого варианта», сущность которого заключалась в отмене всех решений президента и Верховного Совета после 21 сентября и назначении одновременных перевыборов президента и парламента. Но оппозиция организовала 3 октября 1993 г. в центре Москвы на Смоленской площади массовые беспорядки. К 10 часам вечера вооруженные боевики, прибывшие в телецентр «Останкино», предприняли попытку его штурма.

В этой ситуации Ельцин отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде Белого дома. В результате предпринятого его штурма с обеих сторон были жертвы, в числе которых ни депутатов, ни лидеров мятежа не было. Мятежники были арестованы.


Вне зависимости от оценок действий сторон «черный октябрь» окончательно разрушил систему Советов и советской власти.

В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции.

Российская Конституция провозгласила важнейшей ценностью соблюдение прав и свобод граждан. Высшей законодательной властью в Российской Федерации стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, в который входили главы исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации.

Огромные полномочия получил президент. Он мог налагать вето на решения обеих палат парламента. Для преодоления вето требуется 2/3 голосов членов палаты. Президент мог также распустить Думу в случае троекратного отклонения предложенной им кандидатуры премьер-министра. Если Дума выносила вотум недоверия правительству, президент мог либо отправить правительство в отставку, либо распустить Думу. Фактически Россия стала президентской республикой.

Новая российская Конституция закрепила основные признаки федеративного устройства страны: её государственную целостность, разграничение полномочий между органами власти в центре и на местах, равноправие субъектов Федерации, а также признаки равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Но как и ожидалось, Конституция не решила всех вопросов федеративного устройства страны. Равенство субъектов Федерации было зафиксировано лишь формально. Различные регионы обладали разной компетенцией и несли различную меру ответственности перед государством и гражданами.

Законодательные органы республик, краев и областей значительно различались по своему правовому статусу, компетенции, даже по названию. В результате формирование национально-государственного устройства России во многом шло стихийно, под воздействием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов.

Слабость федеральной власти вынуждала её идти на подписание особых двусторонних договоров с субъектами Федерации, как правило, наиболее богатыми по своим ресурсам этническими республиками.

Так, в феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, который предоставил республике права и преимущества, каких не было у других субъектов Федерации. В ведение Татарстана перешли такие традиционные федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение гражданства республики, установление отношений с иностранными государствами и др. Этот договор позволил вернуть Татарстан в конституционное пространство России. Позже аналогичные договоры были подписаны с другими российскими республиками.


  1. Начало чеченского конфликта и хасавюртовские соглашения

Наиболее тяжелые последствия «парад суверенитетов» имел на Северном Кавказе. Весной 1990г. конгресс чеченского народа принял резолюцию о суверенитете Чечни и провозглашении республики Ичкерия. В октябре 1991г. президентом Чечено-Ингушетии был избран отставной генерал Д. Дудаев, возглавивший националистические, сепаратистские силы. Ингушетия отделилась от Чечни, и в июне 1992 г. была провозглашена Ингушская республика в составе РФ.

В Чечне под флагом борьбы за национальную независимость возник фактически криминальный режим. Постоянным явлением стали нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, угоны самолетов, расправы над русскоязычными жителями и захват их имущества. Все это привело к массовым отключениям электроэнергии, обвальному падению производства, массовой безработице.

В 1993 г. в чеченском обществе сложилась широкая, но неоднородная и внутренне противоречивая оппозиция, начавшая вооруженную борьбу с дудаевским режимом. Летом 1993г. Дудаев разогнал избранный в 1991 г. парламент. В августе 1994 г. он объявил России «священную войну». В ноябре 1994 г. отряды антидудаевской оппозиции при поддержке завербованных спецслужбами российских офицеров-танкистов штурмовали Грозный. Штурм закончился провалом.

После этого российское руководство приняло окончательное решение свергнуть режим Дудаева силой. В декабре 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни, имея приказ «восстановить конституционный порядок» на территории мятежной республики. Армия оказалась плохо подготовлена к этой акции. Министр обороны П.С. Грачев уверял общественность и президента, что для свержения Дудаева достаточно «двух часов и одного парашютно-десантного полка». На деле оказалось, что формирования сепаратистов имеют современное оружие советского (в 1991 г. части Советской Армии, покидая Чечню, оставили там большую часть своего вооружения) и иностранного производства и прекрасно подготовлены к боевым действиям. «Восстановление порядка» обернулось затяжной и кровопролитной войной с применением авиации, танков и другого тяжелого вооружения. Чеченцы восприняли ввод войск как оккупацию и сплотились вокруг дудаевского режима. В российском же обществе война, повлекшая огромные жертвы как среди военнослужащих, так и среди мирного населения Чечни, была непопулярна. В связи с этим крайне низок был и моральный дух российской армии, что сыграло решающую роль в ее неудачах.