ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Причины нарушения речи
Причины нарушения речи у детей делятся на две группы:
-
органические (отклонения в работе органов речевого аппарата, а также других органов, участвующих в формировании и регулировании речи); -
функциональные (нарушения развития речевых навыков).
В первую группу входят следующие неблагоприятные факторы:
-
различного рода внутриутробные патологии, особенно в первом триместре беременности, вызывающие нарушения развития плода (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д.); -
родовая травма и кислородное голодание мозга во время родов, повлекшие за собой внутричерепное кровоизлияние; -
инфекционно-вирусные заболевания в первые годы жизни, из-за которых возникли нарушения слуха, пострадала ЦНС; -
травмы головы, лицевой части черепа, сотрясения мозга; -
наследственность (неправильный прикус, дефекты твердого и мягкого нёба, особенности развития речевых зон головного мозга); -
употребление во время беременности наркотиков, больших доз алкоголя, прием лекарственных средств, вызывающих уродства плода.
Во вторую группу входят следующие причины:
-
неблагоприятные социально-бытовые условия, приведшие к педагогической запущенности; -
психологические травмы; -
недостаточное общение с взрослыми; -
подражание речи окружающих людей, неправильно выговаривающих звуки в силу тех или иных обстоятельств (например, глухих родителей); -
длительное заболевание, из-за которого ребенку часто приходится находиться в больнице и не общаться с другими людьми.
Чтобы ребенок начал правильно говорить, с ним нужно много разговаривать, играть в речевые игры. Нежелание родителей, отсутствие у них времени, переключение внимания малыша на гаджеты может привести к задержке речевого развития.
Виды нарушений речи у детей
Специалисты определяют следующие виды нарушений устной речи:
-
афония, дисфония – отсутствие или искажение голоса из-за патологий голосового аппарата; -
брадилалия – аномально медленный темп речи; -
тахилалия – неестественно быстрый темп речи; -
заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата; -
дислалия – нарушение речи при нормальном слухе и иннервации; -
ринолалия – изменение тембра голоса и произнесения звуков из-за анатомо-физиологических дефектов; -
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за слабой иннервации; -
алалия – недоразвитие речи или полное ее отсутствие из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга, возникшего в период внутриутробного развития или в первый год жизни; -
афазия – полная или частичная утрата речи вследствие локальных поражений головного мозга (такой диагноз ставят после 3лет).
Кроме того, специалисты выделяют:
-
расстройство экспрессивной речи у ребенка, характеризующееся бедным словарным запасом в сравнении с ровесниками, недоразвитостью речи, трудностям с запоминанием новых выражений, хотя слова при этом ребенок произносит правильно; -
расстройство рецептивной речи, при котором ребенок не испытывает интереса к разговору, ему сложно выполнять указания, он часто не понимает того, что ему говорят и о чем спрашивают.
Основные виды речевых нарушений
Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение ритма и темпа речи;
• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Диагностика речевых нарушений
Для диагностики нарушений речи у детей логопед использует систему специальных тестов, проводит аудиометрию, изучает записи, опрашивает родителей. Нередко эти исследования дополняются нейропсихологическими и другими специфическими тестами, которые выполняют специалисты. В ходе обследования детей с нарушением речи логопед оценивает:
-
артикуляционные навыки (умение правильно произносить звуки); -
уровень развития фонематического слуха (способность различать разные звуки); -
умение строить фразы грамматически правильно; -
активный словарный запас, речевое разнообразие.
Специалист обязательно обратит внимание на особенности поведения детей разного возраста.
Следует насторожиться, когда малыш до 3 лет:
-
не пытается повторять звуки; -
не понимает простых слов и наиболее употребляемых фраз; -
не улавливает изменения интонации, когда к нему обращаются; -
говорит очень мало, пытаясь больше общаться мимикой и жестами.
Вызывает беспокойство, когда ребенок старше 3 лет:
-
употребляет только простые предложения, состоящие из 2-3 слов; -
разговаривает монотонно, невыразительно, посторонние его не понимают; -
не фиксирует внимание, быстро отвлекается; -
не может пересказать сказку, объяснить, что нарисовал, рассказать, что было в детском саду, не запоминает простой детский стишок.
После диагностики врач подбирает комплекс упражнений для коррекции речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям. Регулярные занятия с логопедом позволят устранить проблемы у детей, а также помогут маленьким пациентам с тяжелыми нарушениями речи.