Файл: Причины нарушения речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Причины нарушения речи
Причины нарушения речи у детей делятся на две группы:


  • органические (отклонения в работе органов речевого аппарата, а также других органов, участвующих в формировании и регулировании речи);

  • функциональные (нарушения развития речевых навыков).


В первую группу входят следующие неблагоприятные факторы:

  • различного рода внутриутробные патологии, особенно в первом триместре беременности, вызывающие нарушения развития плода (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д.);

  • родовая травма и кислородное голодание мозга во время родов, повлекшие за собой внутричерепное кровоизлияние;

  • инфекционно-вирусные заболевания в первые годы жизни, из-за которых возникли нарушения слуха, пострадала ЦНС;

  • травмы головы, лицевой части черепа, сотрясения мозга;

  • наследственность (неправильный прикус, дефекты твердого и мягкого нёба, особенности развития речевых зон головного мозга);

  • употребление во время беременности наркотиков, больших доз алкоголя, прием лекарственных средств, вызывающих уродства плода.


Во вторую группу входят следующие причины:


  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приведшие к педагогической запущенности;

  • психологические травмы;

  • недостаточное общение с взрослыми;

  • подражание речи окружающих людей, неправильно выговаривающих звуки в силу тех или иных обстоятельств (например, глухих родителей);

  • длительное заболевание, из-за которого ребенку часто приходится находиться в больнице и не общаться с другими людьми.

Чтобы ребенок начал правильно говорить, с ним нужно много разговаривать, играть в речевые игры. Нежелание родителей, отсутствие у них времени, переключение внимания малыша на гаджеты может привести к задержке речевого развития.
Виды нарушений речи у детей

Специалисты определяют следующие виды нарушений устной речи:


  • афония, дисфония – отсутствие или искажение голоса из-за патологий голосового аппарата;

  • брадилалия – аномально медленный темп речи;

  • тахилалия – неестественно быстрый темп речи;

  • заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;

  • дислалия – нарушение речи при нормальном слухе и иннервации;

  • ринолалия – изменение тембра голоса и произнесения звуков из-за анатомо-физиологических дефектов;

  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за слабой иннервации;

  • алалия – недоразвитие речи или полное ее отсутствие из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга, возникшего в период внутриутробного развития или в первый год жизни;

  • афазия – полная или частичная утрата речи вследствие локальных поражений головного мозга (такой диагноз ставят после 3лет).


Кроме того, специалисты выделяют:


  • расстройство экспрессивной речи у ребенка, характеризующееся бедным словарным запасом в сравнении с ровесниками, недоразвитостью речи, трудностям с запоминанием новых выражений, хотя слова при этом ребенок произносит правильно;

  • расстройство рецептивной речи, при котором ребенок не испытывает интереса к разговору, ему сложно выполнять указания, он часто не понимает того, что ему говорят и о чем спрашивают.

Основные виды речевых нарушений

Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:

• нарушение звукопроизношения;

• нарушение ритма и темпа речи;

• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;

• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Диагностика речевых нарушений
Для диагностики нарушений речи у детей логопед использует систему специальных тестов, проводит аудиометрию, изучает записи, опрашивает родителей. Нередко эти исследования дополняются нейропсихологическими и другими специфическими тестами, которые выполняют специалисты. В ходе обследования детей с нарушением речи логопед оценивает:



  • артикуляционные навыки (умение правильно произносить звуки);

  • уровень развития фонематического слуха (способность различать разные звуки);

  • умение строить фразы грамматически правильно;

  • активный словарный запас, речевое разнообразие.

Специалист обязательно обратит внимание на особенности поведения детей разного возраста.

Следует насторожиться, когда малыш до 3 лет:

  • не пытается повторять звуки;

  • не понимает простых слов и наиболее употребляемых фраз;

  • не улавливает изменения интонации, когда к нему обращаются;

  • говорит очень мало, пытаясь больше общаться мимикой и жестами.

Вызывает беспокойство, когда ребенок старше 3 лет:

  • употребляет только простые предложения, состоящие из 2-3 слов;

  • разговаривает монотонно, невыразительно, посторонние его не понимают;

  • не фиксирует внимание, быстро отвлекается;

  • не может пересказать сказку, объяснить, что нарисовал, рассказать, что было в детском саду, не запоминает простой детский стишок.

После диагностики врач подбирает комплекс упражнений для коррекции речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям. Регулярные занятия с логопедом позволят устранить проблемы у детей, а также помогут маленьким пациентам с тяжелыми нарушениями речи.