Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт естествознания и спортивных технологий
Соболева Александра Денисовна
Дневник производственной практики
Преддипломная практика.
Сроки практики: 06.04.23-17.05.23
Направления подготовки/специальность: 44.04.01. Педагогическое образование.
Профиль подготовки: «Обучение биологии и химии в профильных классах»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Курс: второй
Семестр: четвертый
Форма обучения: очная.
Руководитель практики Ховрин А.Н.
Групповой руководитель Зверева М.В.
Магистрант Соболева А.Д.
Москва, 2023 год
Рабочий график прохождения
преддипломной практики
магистрантом 2 курса очной формы обучения
Соболевой Александры Денисовны
Направления подготовки/специальность: 44.04.01. Педагогическое образование. Профиль подготовки: «Обучение биологии и химии в профильных классах». Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная.
Кафедра биологии и физиологии человека Института естествознания и спортивных технологий МГПУ
Сроки практики – 06.04.2023 – 17.05.2023 г.
№ | Содержание работы | Сроки | Выполнение |
1 | Определение целей и задач преддипломной практики на установочной конференции. | 06.04.23 | |
2 | Обсуждение и структурирование ВКР с научным руководителем. Уточнение структуры разрабатываемого курса | 06.04.23-10.04.23 | |
3 | Обсуждение и корректировка содержания первой теоретической главы ВКР. | 06.04.23-10.04.23 | |
4 | Формулировка выводов к первой главе ВКР. | 06.04.23-10.04.23 | |
5 | Обсуждение и корректировка содержания второй теоретической главы ВКР. | 06.04.23-10.04.23 | |
6 | Обсуждение и корректировка содержания третьей теоретической главы ВКР. | 11.04.23-17.04.23 | |
| Подготовка доклада и презентации к предзащите результатов научного исследования. Обсуждение доклада и презентации с научным руководителем. | 06.04.23-26.04.23 | |
| Предзащита результатов научного исследования | 26.04.23 | |
8 | Завершение обработки результатов экспериментального исследования. | 17.04.23-24.04.23 | |
9 | Обсуждение с научным руководителем результатов экспериментального исследования | 17.04.23-24.04.23 | |
10 | Оформление результатов экспериментального исследования в тексте ВКР. | 17.04.23-24.04.23 | |
11 | Формулировка выводов по третьей главе ВКР. | 24.04.23-29.04.23 | |
12 | Работа над списком литературы с учетом требований ВАК. | 24.04.23-29.04.23 | |
13 | Завершение работы по структурированию и содержанию Заключения к ВКР. | 01.05.23-08.05.23 | |
14 | Оформление текста ВКР. Его структурирование и редактирование. | 08.05.23-13.05.23 | |
15 | Подготовка текста ВКР к проверке на антиплагиат. Проверка текста ВКР на антиплагиат. | 08.05.23-15.05.23 | |
16 | Оформление отчета о прохождении преддипломной практики. | 08.05.23-15.05.23 | |
17 | Публичная защита отчета по педагогической практике на итоговой конференции; | 17.05.23 | |
Руководитель практики от
Университета Ховрин А.Н.
Групповой руководитель Аниськина М.В.
Магистрант Соболева А.Д.
О Т З Ы В
о результатах прохождения производственной (преддипломной) практики
Соболевой Александры Денисовны
магистранткой второго курса, обучающейся по направление подготовки (специальность): 44.04.01. Педагогическое образование, профиль подготовки: «Обучение биологии и химии в профильных классах»
проходившей производственную (преддипломную) практику в ГАОУ ВО МГПУ, Институт естествознания и спортивных технологий, кафедра биологии и физиологии человека.
По адресу: 105568, Россия, г. Москва, ул. Чечулина, дом 1, корпус 1,
в период с «06» апреля 2023 г. по «17» мая 2023 г.
Соболева А.Д. проходила преддипломную практику в период с 06.04.23 по 17.05.23 года на базе кафедры биологии и физиологии человека Института естествознания и спортивных технологий МГПУ. Целью прохождения практики было завершение обработки результатов эксперимента после проведения элективного курса «Биотехнология». Магистрант, в период прохождения практики, полностью структурировала и отредактировала содержание выпускной квалификационной работы, уточнила ее методологический аппарат, завершила статистическую обработку экспериментальных данных и обосновала теоретически гипотезу исследования. Магистрант получила данные, подтверждающие актуальность исследования. Авторский элективный курс может быть применен в организации учебной деятельности школьников при изучении биологии, химии и экологии.
В ходе прохождения практики Соболева А.Д. проявила компетентность в организации и проведении научного исследования, обработке ее результатов и их оформления в содержании выпускной квалификационной работы.
Студентка Соболева А.Д. проявила высокий уровень мотивации и заинтересованности в преддипломной практике на кафедре биологии и физиологии человека МГПУ. Она проявила интеллектуальную активность, работоспособность и ответственность в выполнении всех задач на практике. В целом, Екатерина Максимовна продемонстрировала хорошие навыки научной работы и дает надежды на дальнейшие активные научные достижения, необходимые для самостоятельной педагогической или научной деятельности.
Руководитель практики от Университета Ховрин А.Н.
Групповой руководитель Аниськина М.В.
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт естествознания и спортивных технологий
Кафедра биологии и физиологии человека
Соболева Александра Денисовна
Изучение биоразнообразия птиц при обучении биологии школьников с ОВЗ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль подготовки Естествознание, биология
(очная форма обучения)
Руководитель ВКР: кандидат биологических наук, доцент Зверева Марина Валентиновна ______________________ | Рецензент: кандидат биологических наук, доцент Майнашева Галина Макаровна ______________________ |
Москва
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г.МОСКВЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ
1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1.1. Понятие о ДЦП
1.2. Характеристика биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы
1.2.1. Видовое разнообразие птиц парков г.Москвы
1.2.2.Сезонные изменения в видовом разнообразии и численности птиц парка
1.2.3. Птицы Терлецкого парка, занесённые в Красную книгу
1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТОВ
2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы
2.1.1. Организация орнитологической экскурсии
2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию
2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»
2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»
1.1. Оценка успешности изучения биоразнообразия птиц школьниками с ОВЗ в образовательном процессе по биологии
3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы
3.3. Оценка учащимися с ОВЗ методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии в школе «Технологии обучения»
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) одна из актуальных и дискуссионных проблем современной системы образования. С одной стороны, приоритетным направлением государственной образовательной политики является реализация для всех лиц права на получение образования, обеспечение доступности образовательных учреждений. С другой стороны, отмечается постоянный рост числа детей с различными психическими, умственными, физическими отклонениями. На сегодняшний день в России порядка 5% детей дошкольного и школьного возраста, отнесены к категории детей с ОВЗ. Такие дети – это особые дети, которые в силу своего состояния здоровья сталкиваются с большим количеством препятствий на пути освоения образовательных программ. Для таких детей требуется специализированная образовательная среда, которая будет включать в себя не только архитектурные и технологические средства, но и методику и ресурсы обучения, адаптированные под возможности данной группы детей.
Полагаем, что в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается существенное увеличение количества детей с ОВЗ, а с другой, - становится реальностью их интеграция в массовую образовательную среду, особое значение как с теоретической, так и практической точки зрения имеют такие аспекты инклюзивного образования, как создание мобильной структуры учебной программы. В рамках учебной программы разнообразие образовательных методик, должно способствовать удовлетворению познавательных потребностей всех категорий учащихся. Проблема заключается не в том, каким образом интегрировать отдельных учащихся в основную систему образования, а в том, как трансформировать всю систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся.
Таким образом, недостаточность разработанности теоретико-педагогических основ, специальных дидактических условий и методологии реализации инклюзивного подхода к обучению биологии детей с ОВЗ, актуализируют выбранную проблематику настоящего исследования.
По рассматриваемой теме наработан значительный объем научных работ. В работах И.В. Андреевой, Д.З. Ахметова, Т. Бута, Е.Ю. Головинской, Е.Э. Петровой, Е.Ю. Плетнёвой, С.И. Сабельниковой, А. Хинца и др. отражены теоретические и методологические основы инклюзии, ее принципы, направления создания инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения. Многими исследователями отмечается оправданность внедрения инклюзивного подхода в массовую школу. Проблемам и трудностям современного этапа внедрения инклюзии в общеобразовательные школы посвящены работы ведущих специалистов в данной сфере: С. В. Алехиной, В. А. Ярской-Смирновой, Е. В. Кулагиной и др.
Педагогические основы содержания информационно-образовательной среды в инклюзивном образовании раскрыты в работах О.И. Кукушкиной, О.А. Счеснович, Н.Н. Спмылкиной, И.Е. Петкевича, Е.Э. Кравчени, Т.К. Королевской, Т.К. Королёвой, В.В. Гордейко, Е.Л. Гончаровой, Л.В. Ананьева и др.
Важной частью образования всех детей и подростков является знакомство с биоразнообразием животных и растений, населяющих пространство родной страны и конкретной местности. В г. Москве имеется множество лесопарков, где зарегистрировано……… видов животных, в том числе ……. Видов птиц.
Обычно знакомство с животными и растениями проходит и на уроках биологии, но и в дополнительном образовании, во время экскурсий, выполнения проектной деятельности. Для лиц с ОВЗ, особенно с ограниченной способностью к передвижению, активные методы знакомства с животным миром, миром птиц, посещение экскурсий в живую природу имеет дополнительные сложности, однако необходимо и эффективно.
Очень важно разрабатывать современные технологичные подходы к использованию всех способов ознакомления лиц с ОВЗ с биоразнообразием лесопарков родного города.
Несмотря на большой массив исследований вопросов инклюзии, личностно-ориентированного подхода в обучении и использования информационных технологий