Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, исследования по применению данных педагогических технологий по отношению к процессу обучения детей с ОВЗ носят фрагментарный характер. Сложившаяся ситуация еще раз подчеркивает актуальность выбранной проблематики настоящего магистерского исследования.
Цель данной дипломной работы - изучение эффективности использования орнитологических экскурсий и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе по биологии для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в городе Москва.
Задачи:
Объект исследования: изучение биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
Предметом исследования является комплекс методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
Цель настоящего исследования заключается в разработке комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
Гипотеза исследования: изучение биоразнообразия птиц в процессе обучения биологии детей с ОВЗ будет успешным, если:
- при обучении биологии детей с ОВЗ будут использованы возможности информационных технологий на основе принципа рациональности их применения в комплексе с традиционными средствами обучения с учетом уровня пользовательских навыков обучающихся с ОВЗ;
применять в урочной и внеурочной деятельности метод проектов, технологии МЭШ, расширять познавательную среду с посещением природных ландшафтов с учетом образовательных потребностей школьников с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели решались задачи:
1.Проанализировать особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе по биологии.
2.Разработать и оценить эффективность комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
3.Провести анкетирования детей и родителей, учителей биологии с целью оценивания степени эффективности предлагаемых инноваций.
Методы исследования.
Методологической основой для настоящего исследования послужили такие методы исследования, как анализ научной литературы по исследуемому вопросу, сравнительно-педагогический анализ опыта учителей биологии, обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, педагогическое тестирование, статистический метод.
Научно-экспериментальная работа выполнялась в два этапа:
-на первом этапе (2020-2021 гг.) была проанализирована научная литература по исследуемой проблеме;
-на втором этапе (202й–2021 гг.) была проведена опытно-
экспериментальная работа. Проведен анализ содержания материалов по биологии для детей с ОВЗ в библиотеке МЭШ. Были разработаны проекты и экскурсии по биологии для учащихся 5-11 классов школы «технологии обучения» Составлен опросник по биологии. Интерпретированы полученные результаты опроса.
Научная новизна исследования заключается
-в анализе контента библиотеки МЭШ (раздел «Адаптивные предметы) с позиции соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с
ОВЗ и выстраивания образовательной траектории обучающихся с ОВЗ по биологии.
-в разработке сценариев учебных занятий по биологии в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается
Практическая значимость выполненного исследования состоит в разработке комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ, а также в экспериментальной апробации предложенного подхода к организации учебного процесса для дальнейшего использования в практике учителей биологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и одновременно с этим задача реализации права на образование каждого гражданина актуализируют проблемы инклюзии. Дети с ОВЗ – это дети, которые имеют высокие отклонения от нормального психического и физического развития, которые вызваны серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Учитывая специфику мыслительного процесса, памяти, восприятия информации и так далее детей с ОВЗ им требуются специальные условия обучения. Речь идет как о специальной архитектурной среде, дополнительном сопровождении процесса обучения дефектологами, психологами, тьютерами и пр., так и о адаптированной методики их обучения. От правильного выбора методики обучения зависит целесообразность всех усилий. Перед учителем биологии встает задача для каждой категории обучающихся подобрать необходимый арсенал приемов и техник, темп работы, форму выполнения заданий, способы оценивания результатов.
В результате анализа организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, инклюзивный подход в образовании находит свое выражение в изменении структурных элементов системы образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Ключевым принципом инклюзии является реализация совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ. Инклюзивное образование позволяет создать условия для формирования личности каждого обучающегося с признанием его индивидуальности путем применения особых педагогических технологий. Результаты деятельности учителя биологии с детьми с ОВЗ зависят от применения на уроках особых педагогических технологий, которые позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом.
Во-вторых, использование современной информационно-образовательной среды в процессе обучения детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методом и средством эффективной организации процесса обучения детей с ОВЗ. Цифровизация образования значительно расширила возможности инклюзии. Применение на уроках биологии элементов цифровых технологий происходит качественное улучшение всего процесса обучения.
Несмотря на то, что информационные технологии доказывают свою эффективность, идет постоянная их разработка, анализ образовательного контента библиотеки МЭШ (раздел «Адаптивные предметы») с позиции соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ показал, что контент содержит незначительное количество материала, адаптированного к обучению биологии детей с ОВЗ. Преобладают материалы для начальной школы, представленные атомиками. Проведенный анализ подчеркивает и обосновывает необходимость в дальнейшей разработке дидактического материала для обучения биологии детей с ОВЗ.
Сопоставив возможности, предоставляемые личностно-ориентированным подходом, информационными технологиями потребностям и задачам инклюзивного образования, был сделан вывод о том, что личностноориентированный подход полностью отвечает принципам инклюзивного образования. Исходя из этого, был разработан урок биологии для учащихся 5-7 классов на тему «Класс птицы. Общая характеристика класса». Урок был построен на основе реализации личностно-ориентированного подхода с использованием элементов современных цифровых технологий. В частности наряду с традиционными методами обучения в ходе урока были использованы 3D-модели, виртуальная экскурсия, анимация. Ресурсы для урока были подобраны адекватно нозологической группе обучающихся с ОВЗ.
В-третьих, проведенное анкетирования учителей биологии с целью оценивания степени эффективности предлагаемого урока «Класс птицы. Общая характеристика класса», показало, что урок был оценен достаточно высоко. 50 процентов респондентов выразили желание использовать отдельные элементы урока в своей работе, варьируя содержание урока исходя из категории обучающихся с ОВЗ. Никто из 18 респондентов не высказал мнение по поводу того, что урок не соответствует требованиям, является не интересным, не качественным. Полученные в ходе анкетирования результаты
, подтверждают поставленную настоящим исследованием гипотезу о том, что обучение биологии детей с ОВЗ в 5-7 классах будет эффективно, если использовать элементы цифровых технологий с учетом уровня пользовательских навыков детей с ОВЗ.
Дальнейшее экспериментирование в направлении разработки подходов к обучению биологии детей с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода с применением элементов цифровых технологий представляется необходимым условием развития современной инклюзивной системы обучения. Изучение проблемы обучения детей с ОВЗ в рамках личностноориентированного подхода в комплексе с применением информационных технологий, имеют большую теоретическую и практическую значимость для биологического образования. Практическое развитие биологического инклюзивного образования будет невозможным без непрерывного внедрения в инклюзивную практику современных методических разработок, программного обеспечения и методологических ресурсов нового типа.
Безусловно, практика инклюзивного обучения не должна приводить к сокращению специального образования, и снижению значимости его роли в процессе обучения и социализации детей с ОВЗ. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы. В некоторых случаях целесообразно все же оделить, оставить в специальном коррекционном учреждении ребенка с ОВЗ. Дети с тяжелыми ментальными или мультинарушениями вряд ли смогут освоить программу даже при наличии индивидуального учебного плана и вспомогательных средств. Вместе с тем, детям с ОВЗ не имеющим строгих ограничений по степени тяжести их заболевания, инклюзивное обучение с применением элементов цифровых технологий, построенное на принципах личностно-ориентированного подхода, предоставляет большие перспективы и возможности.
Основываясь на результатах проведенной работы, можно сделать вывод, что задачи исследования решены и его цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цель данной дипломной работы - изучение эффективности использования орнитологических экскурсий и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе по биологии для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в городе Москва.
Задачи:
-
Изучение особенностей инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ. -
Оценка биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы и его изменчивости в течение года. -
Изучение возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. -
Описание методики проведения орнитологических экскурсий в парках г. Москвы и оценка их эффективности в обучении биологии школьников с ОВЗ. -
Анализ успешности изучения биоразнообразия птиц г. Москвы учащимися с ОВЗ в рамках образовательного процесса по биологии в школе "Технологии обучения". -
Оценка методических подходов к изучению биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы учащимися с ОВЗ в школе "Технологии обучения". -
Предложение рекомендаций по улучшению образовательного процесса по биологии для школьников с ОВЗ в городе Москва.
Объект исследования: изучение биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
Предметом исследования является комплекс методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
Цель настоящего исследования заключается в разработке комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
Гипотеза исследования: изучение биоразнообразия птиц в процессе обучения биологии детей с ОВЗ будет успешным, если:
- при обучении биологии детей с ОВЗ будут использованы возможности информационных технологий на основе принципа рациональности их применения в комплексе с традиционными средствами обучения с учетом уровня пользовательских навыков обучающихся с ОВЗ;
применять в урочной и внеурочной деятельности метод проектов, технологии МЭШ, расширять познавательную среду с посещением природных ландшафтов с учетом образовательных потребностей школьников с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели решались задачи:
1.Проанализировать особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе по биологии.
2.Разработать и оценить эффективность комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.
3.Провести анкетирования детей и родителей, учителей биологии с целью оценивания степени эффективности предлагаемых инноваций.
Методы исследования.
Методологической основой для настоящего исследования послужили такие методы исследования, как анализ научной литературы по исследуемому вопросу, сравнительно-педагогический анализ опыта учителей биологии, обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, педагогическое тестирование, статистический метод.
Научно-экспериментальная работа выполнялась в два этапа:
-на первом этапе (2020-2021 гг.) была проанализирована научная литература по исследуемой проблеме;
-на втором этапе (202й–2021 гг.) была проведена опытно-
экспериментальная работа. Проведен анализ содержания материалов по биологии для детей с ОВЗ в библиотеке МЭШ. Были разработаны проекты и экскурсии по биологии для учащихся 5-11 классов школы «технологии обучения» Составлен опросник по биологии. Интерпретированы полученные результаты опроса.
Научная новизна исследования заключается
-в анализе контента библиотеки МЭШ (раздел «Адаптивные предметы) с позиции соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с
ОВЗ и выстраивания образовательной траектории обучающихся с ОВЗ по биологии.
-в разработке сценариев учебных занятий по биологии в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается
Практическая значимость выполненного исследования состоит в разработке комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ, а также в экспериментальной апробации предложенного подхода к организации учебного процесса для дальнейшего использования в практике учителей биологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и одновременно с этим задача реализации права на образование каждого гражданина актуализируют проблемы инклюзии. Дети с ОВЗ – это дети, которые имеют высокие отклонения от нормального психического и физического развития, которые вызваны серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Учитывая специфику мыслительного процесса, памяти, восприятия информации и так далее детей с ОВЗ им требуются специальные условия обучения. Речь идет как о специальной архитектурной среде, дополнительном сопровождении процесса обучения дефектологами, психологами, тьютерами и пр., так и о адаптированной методики их обучения. От правильного выбора методики обучения зависит целесообразность всех усилий. Перед учителем биологии встает задача для каждой категории обучающихся подобрать необходимый арсенал приемов и техник, темп работы, форму выполнения заданий, способы оценивания результатов.
В результате анализа организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, инклюзивный подход в образовании находит свое выражение в изменении структурных элементов системы образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Ключевым принципом инклюзии является реализация совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ. Инклюзивное образование позволяет создать условия для формирования личности каждого обучающегося с признанием его индивидуальности путем применения особых педагогических технологий. Результаты деятельности учителя биологии с детьми с ОВЗ зависят от применения на уроках особых педагогических технологий, которые позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом.
Во-вторых, использование современной информационно-образовательной среды в процессе обучения детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методом и средством эффективной организации процесса обучения детей с ОВЗ. Цифровизация образования значительно расширила возможности инклюзии. Применение на уроках биологии элементов цифровых технологий происходит качественное улучшение всего процесса обучения.
Несмотря на то, что информационные технологии доказывают свою эффективность, идет постоянная их разработка, анализ образовательного контента библиотеки МЭШ (раздел «Адаптивные предметы») с позиции соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ показал, что контент содержит незначительное количество материала, адаптированного к обучению биологии детей с ОВЗ. Преобладают материалы для начальной школы, представленные атомиками. Проведенный анализ подчеркивает и обосновывает необходимость в дальнейшей разработке дидактического материала для обучения биологии детей с ОВЗ.
Сопоставив возможности, предоставляемые личностно-ориентированным подходом, информационными технологиями потребностям и задачам инклюзивного образования, был сделан вывод о том, что личностноориентированный подход полностью отвечает принципам инклюзивного образования. Исходя из этого, был разработан урок биологии для учащихся 5-7 классов на тему «Класс птицы. Общая характеристика класса». Урок был построен на основе реализации личностно-ориентированного подхода с использованием элементов современных цифровых технологий. В частности наряду с традиционными методами обучения в ходе урока были использованы 3D-модели, виртуальная экскурсия, анимация. Ресурсы для урока были подобраны адекватно нозологической группе обучающихся с ОВЗ.
В-третьих, проведенное анкетирования учителей биологии с целью оценивания степени эффективности предлагаемого урока «Класс птицы. Общая характеристика класса», показало, что урок был оценен достаточно высоко. 50 процентов респондентов выразили желание использовать отдельные элементы урока в своей работе, варьируя содержание урока исходя из категории обучающихся с ОВЗ. Никто из 18 респондентов не высказал мнение по поводу того, что урок не соответствует требованиям, является не интересным, не качественным. Полученные в ходе анкетирования результаты
, подтверждают поставленную настоящим исследованием гипотезу о том, что обучение биологии детей с ОВЗ в 5-7 классах будет эффективно, если использовать элементы цифровых технологий с учетом уровня пользовательских навыков детей с ОВЗ.
Дальнейшее экспериментирование в направлении разработки подходов к обучению биологии детей с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода с применением элементов цифровых технологий представляется необходимым условием развития современной инклюзивной системы обучения. Изучение проблемы обучения детей с ОВЗ в рамках личностноориентированного подхода в комплексе с применением информационных технологий, имеют большую теоретическую и практическую значимость для биологического образования. Практическое развитие биологического инклюзивного образования будет невозможным без непрерывного внедрения в инклюзивную практику современных методических разработок, программного обеспечения и методологических ресурсов нового типа.
Безусловно, практика инклюзивного обучения не должна приводить к сокращению специального образования, и снижению значимости его роли в процессе обучения и социализации детей с ОВЗ. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы. В некоторых случаях целесообразно все же оделить, оставить в специальном коррекционном учреждении ребенка с ОВЗ. Дети с тяжелыми ментальными или мультинарушениями вряд ли смогут освоить программу даже при наличии индивидуального учебного плана и вспомогательных средств. Вместе с тем, детям с ОВЗ не имеющим строгих ограничений по степени тяжести их заболевания, инклюзивное обучение с применением элементов цифровых технологий, построенное на принципах личностно-ориентированного подхода, предоставляет большие перспективы и возможности.
Основываясь на результатах проведенной работы, можно сделать вывод, что задачи исследования решены и его цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение, 1990. – 192 с. -
А. И. Никишов, И. X. Шарова. Биология. Животные. 7—8 классы». - М.: Просвещение, 1993. – 256 с. -
А.С. Боголюбов « Поможем птицам!», М.: «Экосистема», 2002 г. -
А.С.Мальчевский «Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей» Выпуск 4. Изд- во Ленинградского Ун-та, 1981. -
Абдужалилова А.А. Виды упражнений на уроках биологии//Мировая наука. -
Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145. -
Андреевой. СПб.: «Свое издательство», 2020. С.165-170. -
Ануфриева Е.А. Проблема целостности дидактических принципов обучения в классах с инклюзией// Непрерывное образование: XXI век. 2019. №7. С.118125. -
Ахметова Д.З., Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения//Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 141-150. -
Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивная педагогика. Казань: Познание. -
Банзаракцаева Я.Ш. Особенности использования ИКТ в инклюзивном образовании//Теория и практика современной науки. 2018. № 12 (42). С. 63-66. 7. Бартко Е.Р., Куценко Ю.В., Юнусова Э.А.Г. Технология личностноориентированного обучения в современной школе// Январские педагогические чтения. 2020. № 6 (18). С. 91-95 -
Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // В сборнике: Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественноматематического цикла. 2017. С. 26-28. -
Бекшаев И.А., Андрякова Н.А. Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ на уроках биологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд. «МЦНО», 2018. № 2(15). С. 5-12. -
Бином. Лаборатория знаний, 2015. 220 с. -
Бисултанова А.А., Мачуева Д.А., Вахаева Д.А. Методология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе помощью мультимедийных обучающих систем//Концепт.2018. №11. С.1004- -
В.В. Строков «Пернатые друзья лесов», М.: «Просвещение», 1975г. -
Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 218 с. -
Гостар А. А. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению // Дефектология. 2017. № 6. – С. 10-21. -
Гочошвили Н.Г. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы//Вестник науки и образования. 2019. № 1. С.73-80. -
Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании//Вестник Московского Университета. Серия 20. -
Гриншкун В.В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы»//Информатика и образование. 2017. №7 (286). С.3-8. -
Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2020. -
Демина О.В. Инновационные технологии на уроках биологии: проблемы теории и практики//Вопросы педагогики. 2020. № 2-1. С. 55-60. -
Евтушенко И.В. Особенности применения информационнокоммуникативных технологий в обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья//Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 4 (52). С.24-27. -
Загурский А. В. Методологические аспекты внедрения ИКТ в инклюзивном образовании // Цифровая трансформация образования. №4. 2018. С. 339–343. -
Иванова Л.Г. Личностно-ориентированный подход в обучении по ФГОС//Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 6 (41). С.161-167. -
Изд-во БГПУ, 2017. 86 с. -
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. 168с. -
Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2018–2019 -
К.Н. Благосклонов «Охрана и привлечение птиц», М.: «Просвещение»,1972 г. -
Камышная А.О., Мельников В.И. Средства ИКТ как инструмент обучения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования//Профессиональное образование и общество. 2017. № 3 (23). С. 176-180. -
Ковалевич И.А., Митрохин Р.В. Технология и методы инклюзивного образования // Современное образование. 2018. № 2. С. 140 - 148. -
Корнеева Н.В. Актуальные проблемы и отрицательные последствия информатизации учебного процесса по биологии Естествознание и естественнонаучное образование в условиях цифровизации и технологического обновления : материалы международной научно-практической конференции -
Корнеева Н.В. Значение цифровизации в инклюзивном биологическом образовании //Проблемы биологического и экологического образования школьников и студентов. Сборник статей Всероссийских с международным участием студенческих Герценовских чтений, 14 апреля 2021 года, СанктПетербург. СПб.: Свое издательство, 2021.С.84-86. -
Корнеева Н.В. Информационно-образовательная среда по предмету «Биология» для детей с особыми образовательными потребностями //Инновации в естественнонаучном образовании: XII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 29 октября 2020 г. [Электронный ресурс] /отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С.55-63 -
Корнеева Н.В. Использование мультимедиа в школьном биологическом образовании: особенности, преимущества и недостатки// Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования: сборник научных трудов: Министерство просвещения Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет: под редакцией П. А. Оржековского. М.: МПГУ. 2020.С.117-121. -
Корнеева Н.В. Сопровождение процесса обучения биологии детей с особыми образовательными потребностями средствами информационнокоммуникативных технологий// Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов / Сборник статей Международной научно-практической конференции (24 ноября 2020 г., Санкт-Петербург). Выпуск 18, / под ред. проф. Н.Д. -
Корнеева Н.В. Цифровая образовательная среда при обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья// Шаг в науку: сборник статей по материалам IV научно-практической конференции молодых ученых «Шаг в науку» (II всероссийской).М.: МГПУ. 2020.С.728-731. -
Крайник В.Л. Ключевые проблемы инклюзивного образования в современной школе//Мир науки, культуры, образования. 2019. №2(75). С.222224. -
Кубонина А.С. Современные педагогические технологии в условиях инклюзивного образования//Наука и образование: новое время. 2019. № 2 (31). С. 575-578. -
Мальцева Е.Ю. Ретроспективный анализ развития инклюзивного образования: международный опыт// Проблемы современного образования. -
Маметжанова Н.Х., Масимгазиева А.А., Рсылина Л.А., Омирбек Г.О. Роль ИКТ в системе инклюзивного образования// Science and world. 2020. № 4 (80). -
Мансуров П.М., Шайахмедова М.Р. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья//Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С.311-315. -
Медведева В.И. Цифровизация общего образования в сфере инклюзии в -
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Дэвид Митчелл; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. М.: Перспектива, 2011. 204с. -
Михальчи Е. В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт. 2019. 177 с. -
Моргачева Е. Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике // Дефектология. 2018. № 3. С. 59- -
Н. И. Галушкова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 281 с. -
Назарова Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. М.: Перо. 2018. 239 с. -
Неретина Т.Г., Кружилина Т.В., Орехова Т.Ф. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России//Гуманитарно-педагогические исследования. 2018 . Т.2. №2 С. 14-23. -
О. П. Семененко, И. П. Упатова, А. И. Чурилова. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10-х классах. – Х.:Скорпион, 2000. – 152 с. -
ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик//Вопросы управления. 2019. № 4 (59). С. 277-289. -
Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1. С. 78-83. -
Паршина А. И. Система инклюзивного образования в Российской -
Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.А. -
Педагогическое образование. 2018. №2. С.34-47. -
Петрова Е.Г., Москаленко А.Е., Холина О.А. Образовательная инклюзия – подходы, проблемы, перспективы: взгляд отечественных ученых//Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 6. С. 22-27. -
Подкидышева Н.И. Инклюзивное образование на уроках биологии//Вестник научных конференций. 2019. № 11-4 (51). С. 108-110. -
Радионова В.И. Ведущие подходы к построению коррекционнообразовательной среды инклюзии//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 10. С. 113-116. -
Расулов М.А., Магарамова Ш.А. Дифференциация обучения. Организация личностно-ориентированного обучения//Альманах мировой науки. 2016. № 1-1 -
Рахматуллина Э. Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании // Образование и воспитание. 2020. № 3 (29). С. 82-84. -
Рахматуллина Э.Д. Информационные технологии инклюзивного образования: эмпирическое исследования//Аллея науки. 2020. Т. 1. № 5 (44). С. 949-952. -
России: основные направления, проблемы и перспективы реализации//Экономика и социум. 2020. № 2 (69). С. 228-233. -
Ростовцева М.В., Ковалевич В.Т., Ковалевич И.А., Митрохин Р.В. Технологии и методы инклюзивного образования//Современное образование. -
С. А. Молис. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с. -
Самохин И. С. К вопросу о границах инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 384—394. -
Самохин И. С. Основные подходы к школьному инклюзивному образованию // Научный диалог. 2017. № 8. С. 398—412. -
Самохин И. С. Содержание основных понятий инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 311—327. -
Смоляр А.И., Черномырдина Т.Н. Исследование мотивационно-ценностных аспектов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, №3. С. 72-84. -
Соловьева С.В. Развитие инклюзивного образования детей с -
Сорокина К. Московская электронная школа. Ресурс для особых детей//Учительская газета. №7. 2018. С.43-51. -
Список литературы: -
Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31–35. -
Суматохин С.В. Биологическое образование в школе цифрового века//Биология в школе. №6. 2020. С.13-22. -
Суматохин С.В., Кропова Ю. Г., Ховрин А.Н. Сценарии уроков биологии в библиотеке Московской электронной школы //Юиологич в школе. 2019. №7. С.11-16. -
Тимохина Т.В. К вопросу о "цифровой революции" в инклюзивном образовании // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов XI учебнометодической конференции. 2018. С. 121-124. -
учебный год. Электронный ресурс. Режим доступа: -
Фатихова Л. Ф. ИКТ в обучении биологии учащихся с нарушением интеллекта [Текст]: монография / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова. Уфа: -
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от -
Федерации // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 29. С. 185-187. -
Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование//Мир науки, культуры, образования. 2018. №4. С.214-216. -
Хуснутдинова М. Р. Основные модели развития инклюзивного образования в Москве // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 9. С. 115-138. -
Хуснутдинова М. Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 26–46. -
Чарыярова А.Б. Деятельность педагога в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18, № 2(40). С.88-92. -
Чистяков Ф.Е., Суматохин С.В. Виртуальная реальность в образовании: за и против //Биология в школе. 2019. №8. -
Энциклопедия для детей. – М: Аванта плюс, 2001 с. 219. -
Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. М.: -
Haug, P., 2017. Understanding inclusive education: ideals and reality. Scandinavian Journal of Disability Research, 19 (3), pp.206–217. -
Sumatokhin S., Petrova O., Serovayskaya D., Chistiakov F. Digitalization of School Biological Education: Problems and Solutions // Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. International Scientific and Practical Conference. 2020. С.1016.