Файл: Статья удк 351. 74 Безнадзорность, беспризорность, бродяжничество.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2023, № 1 (99)
56
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Научная статья
УДК 351.74
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО
И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ
В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Александр Анатольевич Беженцев
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия adovd@mail.ru
Аннотация. В статье предлагается выделить три уровня профилактики безнадзорности, беспри- зорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних: первичный (на котором выявля- ются потенциально склонные к данным фатальным явлениям подростки); вторичный – реализуемый в отношении несовершеннолетних, которые уже бродяжничают, занимаются попрошайничеством; тре- тичный – реализуемый в отношении детей, являющихся беспризорными, которые были изъяты с улиц, возвращены в семьи, направлены в специальные учреждения, вследствие чего нуждаются в социаль- ной адаптации. Автором доказано, что подразделения полиции по делам несовершеннолетних в сво- ей индивидуальной профилактической деятельности применительно к данным девиантным явлениям наиболее часто используют такие методы, как метод убеждения, в его рамках – поощрения и наказание.
Выступая основным субъектом профилактической деятельности безнадзорности, беспризорности, бро- дяжничества и попрошайничества несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних при этом должны находиться в постоянном взаимодействии с иными органами и учреждениями систе- мы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые также реализуют предупредитель- ные функции: в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Предложены эффективные совместно проводимые мероприятия.
Ключевые слова: безнадзорность несовершеннолетних, беспризорность несовершеннолетних, бродяжничество несовершеннолетних, попрошайничество несовершеннолетних, профилактика право- нарушений несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, индивидуальная про- филактическая работа, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, ст. 151
УК РФ, ст. 6.10 КоАП РФ, ст. 5.35 КоАП РФ.
Для цитирования: Беженцев А. А. Безнадзорность, беспризорность, бродяжничество и попро- шайничество несовершеннолетних: стратегические направления минимизации в административной деятельности полиции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 1 (99).
С. 56–65.
Original article
NEGLECT, HOMELESSNESS, VAGRANCY AND BEGGING OF MINORS:
STRATEGIC DIRECTIONS FOR MINIMIZATION IN THE ADMINISTRATIVE
ACTIVITY OF THE POLICE
Alexander A. Bezhentsev
Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Saint-Petersburg, Russia, adovd@mail.ru
Abstract. The article proposes to distinguish three levels of prevention of neglect, homelessness, vagrancy, begging of minors: primary (at which adolescents potentially prone to these fatal phenomena are identified); secondary – implemented in relation to minors who are already wandering, begging; tertiary – implemented in
© Беженцев А. А., 2023
57
Bulletin of Ufa Law Institute of MIA of Russia, 2023, no 1 (99)
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
relation to the children who are homeless, who were taken from the streets, returned to their families, sent to special institutions, as a result of which they need social adaptation. The author proved that the juvenile police units in their individual preventive activities in relation to these deviant phenomena most often use such meth- ods as the method of persuasion, within its framework – encouragement and punishment. Acting as the main subject of preventive activities of neglect, homelessness, vagrancy and begging of minors, the juvenile affairs units should be in constant interaction with other bodies and institutions of the system for the prevention of juvenile delinquency, which also implement preventive functions: in the field of education, healthcare, social protection . Effective joint activities proposed.
Keywords: neglect of minors, homelessness of minors, vagrancy of minors, begging of minors, prevention of juvenile delinquency, departments for minors, individual preventive work, educational institutions, social protection authorities, art. 151 of the Criminal Code of the Russian Federation, art. 6.10 of the Code of Admin- istrative Offenses of the Russian Federation, art. 5.35 of the Code of Administrative Offenses of the Russian
Federation.
For citation: Bezhentsev A. A. Neglect, homelessness, vagrancy and begging of minors: strategic direc- tions for minimization in the administrative activity of the police // Bulletin of the Ufa Law Institute of the
Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 1 (99). P. 56–65.
Нет абсолютно никаких сомнений в том, что достичь эффективности в профилактике таких негативных явлений, как безнадзор- ность, беспризорность, бродяжничество и попрошайничество несовершеннолетних, возможно исключительно путем комплекс- ного подхода, когда в превентивную дея- тельность вовлечены различные субъекты и активная роль принадлежит органам вну- тренних дел [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].
Государство в данной деятельности должно участвовать не только посредством наделе- ния полномочиями различных органов, но и путем создания существенной финансовой поддержки, так как практически любые ме- роприятия в данной сфере требуют опреде- ленных материальных затрат.
Представляется возможным деление всех мероприятий, реализуемых в целях профилактики рассматриваемых негатив- ных явлений, на три группы в зависимости от этапов (уровней): первичные, вторичные и третичные [12, с. 52].
Первичная профилактика представле- на преимущественно деятельностью под- разделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел.
Объектами данной профилактики, реализу- емой индивидуально, выступают не только сами подростки, но и их родители, законные представители. Только путем воздействия на семью, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, возможно предотвра- тить его бродяжничество, занятие попро- шайничеством.
В ходе своей деятельности сотрудники подразделений полиции по делам несовер- шеннолетних достаточно часто выявляют факты ненадлежащего воспитания и кон- троля со стороны родителей, их антиоб- щественный образ жизни, чрезмерное упо- требление спиртных напитков, применение насилия к несовершеннолетним детям, как психологического, так и физического. Имен- но эти условия и возбуждают у подростков стремление уйти из дома, бродяжничать.
В связи с этим рассматриваемый уровень упреждающего воздействия включает в себя комплекс мероприятий, направленных на выявление неблагополучных семей, детей, которые находятся в социально опасном положении, а также комплекс мер воздей- ствия на родителей, ненадлежащим образом осуществляющих воспитание несовершен- нолетних детей. Данные меры достаточно разнообразны, они могут заключаться в про- ведении воспитательных бесед с родителя- ми, в постановке их на профилактический учет. Также к данным мерам относится и на- правление в суд материалов с целью реше- ния вопроса о лишении родительских прав, это одна из крайних мер, обеспечивающих предупреждение бродяжничества и иных негативных явлений среди подростков.
В предупредительной деятельности в рамках первичных мероприятий участву-
Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2023, № 1 (99)
58
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ют не только сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних территориаль- ных органов внутренних дел, но и органов внутренних дел по субъектам Российской
Федерации. Они принимают участие в фор- мировании баз данных о неблагополучных семьях, а также о несовершеннолетних, ко- торые находятся в социально опасном поло- жении, относятся к числу безнадзорных и беспризорных. В ряде субъектов предусмо- трена более активная роль в предупреди- тельной деятельности органов внутренних дел – участие совместно с иными органами, вовлеченными в профилактику, в подготов- ке методических рекомендаций по профи- лактике безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и попрошайничества не- совершеннолетних, в разработке норматив- но-правовых актов, содержащих нормы о превенции негативных явлений несовер- шеннолетних.
Существенный положительный эффект может иметь проведение информацион- но-обучающих семинаров для родителей, в особенности для женщин, которые оказа- лись в трудной жизненной ситуации, подвер- гаются насилию. В ряде органов внутренних дел предусмотрена экстренная психологи- ческая помощь по телефонам доверия, воз- можность сообщения любым гражданином об известных ему фактах насилия в семье, взаимодействие с областными центрами со- циальной поддержки семье и детям.
Вторичная профилактика также реали- зуется во многом сотрудниками подразде- лений полиции по делам несовершеннолет- них. Она представляет собой определенные меры, направленные на пресечение уже имеющих место негативных явлений, не- допущение более опасных последствий, ликвидацию тех, которые уже наступили. В частности, на рассматриваемом уровне про- исходит выявление и изъятие из обществен- ных мест тех несовершеннолетних, которые уже являются безнадзорными, беспризорны- ми, бродяжничают, попрошайничают. Также на рассматриваемом уровне выявляются не достигшие совершеннолетия администра- тивные правонарушители и преступники.
Выявив таких подростков и доставив их в орган внутренних дел, сотрудники подраз- делений полиции по делам несовершенно- летних принимают решение о том, следует ли направить их в специализированные уч- реждения либо передать родителям. Здесь в качестве проблем следует назвать отсут- ствие специализированных помещений, в которых несовершеннолетние могут нахо- диться в органе внутренних дел в ожида- нии родителей или иных лиц, которым они могут быть переданы, в связи с чем, все это время подростки обычно находятся в каби- нете сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Проблемой являет- ся также и отсутствие во многих субъектах страны специализированных учреждений для длительного содержания не совершив- ших правонарушение несовершеннолетних.
Третичная профилактика представляет собой деятельность по социальной адапта- ции несовершеннолетних, которые подвер- гались тем или иным мерам воздействия: направлялись в специализированные учреж- дения, были привлечены к уголовной ответ- ственности за совершение преступлений, возвращены в семью после выявления фак- тов безнадзорности, беспризорности, по- прошайничества. Здесь сущность меропри- ятий прежде всего заключается в том, чтобы проверить, в каких условиях в настоящее время проживает подросток, обеспечены ли ему необходимые условия и контроль за его поведением. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят вос- питательную работу с несовершеннолетни- ми, а также с их родителями и заменяющи- ми их лицами.
Индивидуальной профилактике на раз- личных указанных уровнях принадлежит особая роль, в связи с чем представляется целесообразным изучить, какие конкретные методы применяют сотрудники по делам не- совершеннолетних. В зависимости от рас- сматриваемых уровней выделяют следую- щие группы методов:
– направленные на оздоровление среды, в которой находится несовершеннолетний, на оказание помощи тем, у которых небла-
59
Bulletin of Ufa Law Institute of MIA of Russia, 2023, no 1 (99)
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
гоприятные условия жизни и воспитания.
То есть сюда включаются методы, позволя- ющие предотвратить безнадзорность, бес- призорность, бродяжничество, попрошай- ничество;
– направленные на профилактику в от- ношении несовершеннолетних, которые уже являются подверженными негативному вли- янию – являются безнадзорными, беспри- зорными, бродяжничают, попрошайничают;
– направленные на социальную адапта- цию тех лиц, которые были выявлены как занимающиеся бродяжничеством, попро- шайничеством, возвращены в семьи либо направлены в специальные учреждения.
Конкретные методы, которые использу- ются при административной деятельности с несовершеннолетними при предупрежде- нии данных отрицательных явлений разно- образны и универсальны, они используются в рамках любой профилактической и преду- предительной деятельности. Выбор кон- кретного метода, который будет наиболее эффективен применительно к определенно- му несовершеннолетнему и в определенной ситуации, инспектор по делам несовершен- нолетних делает на основании анализа пси- хологических свойств личности подростка
[13, с. 52].
Практика свидетельствует о том, что подразделения по делам несовершеннолет- них в своей индивидуальной профилактиче- ской деятельности наиболее часто исполь- зуют такие методы, как метод убеждения, в его рамках –поощрения, наказания. Они же применимы и по отношению к родителям несовершеннолетних, допустивших их без- надзорность, беспризорность, бродяжниче- ство, попрошайничество.
Метод убеждения применяется в том случае, когда достичь результатов профи- лактической деятельности возможно без использования иных, более негативно влия- ющих на подростков. Наиболее эффективен он в том случае, когда несовершеннолетний еще не покинул дом, не начал скитаться и попрошайничать, но предпосылки к этому имеются: семья неблагополучная, воспита- ние несовершеннолетнего не осуществляет- ся должным образом, к подростку применя- ется насилие.
Путем применения метода убеждения сотрудники полиции по делам несовершен- нолетних воздействуют на сознание под- ростка, разъясняют ему, что в случае ухода из дома он будет помещен в специализиро- ванное учреждение, а возможно и привлечен к ответственности, если совершит противо- правные деяния. На ранних этапах, когда не- совершеннолетний еще не покинул семью, посредством применения данного метода вполне возможно достичь решения воспита- тельных задач.
Приемы, с помощью которых может быть реализован рассматриваемый метод, разнообразны, как правило, они применя- ются в связке следующим образом: разъ- яснение, доказательство, опровержение, в рамках беседы с объектом превенции. Це- лесообразно при этом приводить примеры, когда несовершеннолетние начали зани- маться бродяжничеством, попрошайниче- ством, и это повлекло для них негативные последствия – они стали жертвой престу- пления либо сами совершили администра- тивное правонарушение или преступление и понесли за это наказание.
Еще более действенным может быть использование данных приемов в профи- лактике, направленной на родителей не- совершеннолетних и иных лиц, поскольку ненадлежащее воспитание не достигших со- вершеннолетия детей может повлечь за со- бой лишение их родительских прав, привле- чение к различным видам ответственности.
Эффективность использования различных приемов и методов упреждающего воздей- ствия во многом обуславливается наличием психолого-педагогических навыков у со- трудника подразделения по делам несовер- шеннолетних, его способностью к поясне- нию и аргументированию воспитательного материала [14, с. 82].
Еще один достаточно хорошо зарекомен- довавший себя метод, являющийся частью убеждения, – метод поощрения, применяет- ся преимущественно в отношении несовер- шеннолетнего, вставшего на путь исправле-
Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2023, № 1 (99)
60
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ния (вернувшегося в семью, переставшего заниматься бродяжничеством, попрошайни- чеством). Достаточно положительный эф- фект может иметь разъяснение последствий благополучного поведения, отметка опреде- ленных достижений подростков, к примеру, путем его публичного, по возможности в присутствии родителей, награждения благо- дарностью, грамотой, ценным подарком, по- мещением в книгу, на доску почета. Таким образом, возможно добиться устойчивости желания у несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, быть законопо- слушным и полноценным членом общества, не нарушать общепринятые правила поведе- ния.
Метод наказания наиболее суровый и карательный, он применяется, как правило, в тех случаях, когда путем использования остальных методов не удалось достичь це- лей профилактики. К несовершеннолетним он применяется в тех случаях, когда послед- ние совершили административно либо уго- ловно наказуемые деяния. Наиболее часто при профилактике безнадзорности, беспри- зорности, бродяжничества, попрошайни- чества он находит свое применение в отно- шении взрослых лиц: родителей, которые ненадлежащим образом осуществляли забо- ту о подростке и его воспитание, а также в отношении тех лиц, которые вовлекли под- ростков в антиобщественную или противо- законную деятельность, в частности, в заня- тие бродяжничеством, попрошайничеством.
В данном случае наступает уголовная ответ- ственность.
При этом важно, чтобы сотрудники под- разделений полиции по делам несовершен- нолетних достаточно хорошо умели выяв- лять и качественно документировать факты вовлечений лиц, не достигших социальной зрелости, в различные антиобщественные и противоправные действия. Так, например, возникают проблемы при разграничении административных правонарушений и пре- ступлений, поскольку различие здесь заклю- чается лишь в наличии признака система- тичности, вследствие которого вовлечение в бродяжничество и попрошайничество становится преступлением. И здесь следует выделить определенные проблемы, которые возникают при квалификации деяний, по- скольку закон не дает четкого понимания признака систематичности.
Имеются среди исследователей предло- жения о том, что систематичность было бы целесообразно исключить из ст. 151 УК РФ как обязательный признак объективной сто- роны в силу высокой степени общественной опасности действий виновного [15, с. 25], но нами такой подход не разделяется, посколь- ку в данном случае не будет никакой разни- цы между правонарушением, предусмотрен- ным ст. 6.10 КоАП РФ, и преступлением.
Представляется, что четкое определение понятия систематичности с указанием на количество раз и временной промежуток по- зволит решить все проблемы квалификации рассматриваемого деяния.
Вызывает сложности и определение признаков состава преступления ст. 151
УК РФ вовлечение в занятие бродяжниче- ством. Так, например, полагаем, что воз- действие на несовершеннолетнего с целью возбудить у него желание покинуть свой дом на непродолжительный период без раз- решения родителей или лиц их заменяю- щих (например, для участия в к каком-либо мероприятии, осуществления туристиче- ской поездки, похода) не может рассматри- ваться как преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ, поскольку общественная опасность вовлечения в занятие бродяжни- чеством заключается в утрате возможности несовершеннолетним проживать в семье, в достойных бытовых условиях. Кроме того, несовершеннолетние, ведущие бродячий образ жизни, зачастую добывают средства к существованию посредством осуществле- ния передвижения в ходе бродяжничества.
Такая структура бродяжничества позволяет сделать вывод, что вовлечение в него воз- можно только путем непосредственного пе- ремещения совместно с несовершеннолет- ним самого вовлекающего.
Бродяжничество, как правило, тесно связано с попрошайничеством. Несовершен- нолетний может быть вовлечен в самостоя-