Файл: Личность Петра 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель работы: Проследить ход основных реформ Петра I в сфере образования; подчеркнуть особенности возникших в это время учебных заведений; определить плюсы и минусы возникшей при Петре I системы образования.
Личность Петра 1

Петр I Великий — последний русский царь и создатель Российской Империи был одним из 16 детей царя Алексея Михайловича и первым из его детей от второй жены Натальи Нарышкиной. После смерти старшего брата Фёдора был коронован в возрасте 10 лет вместе с братом Иваном, при фактическом правлении царевны Софьи.

За время правления выстроил абсолютистскую форму монархии, существенно изменил культуру и быт русского народа, расширил территорию государства в Прибалтийском регионе, заложил основу промышленности, регулярной армии и флота.

В годы правления Петра Великого Россия изменилась до неузнаваемости: границы страны расширились, экономика существенно поднялась, а на берегу Невы вырос город Санкт-Петербург. Энергичный правитель сделал ставку на развитие отечественных производственных предприятий, постепенно вытеснив из страны товары заграничного происхождения. Однако опыт иностранцев Петр перенимал охотно, понимая, что их технический прогресс намного опережает российский.

Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте (в 1682 г.), стал править самостоятельно с 1689 г. С юных лет он проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни, среди его друзей юности было много иностранцев, особенно немцев, живших в Москве в Немецкой слободе. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы), где не только познакомился с образом жизни и культурой этих стран, но и многому научился, вникая во многие ремесла и науки, а также занимаясь самообразованием. После возвращения в Россию он развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Он обладал неутомимой энергией и любознательностью, знал 14 ремесел, но главной причиной неоднозначного к нему отношения было то, что этого же он требовал и от других – полной отдачи делу бескомпромиссно. Он твердо верил в правильность и необходимость своих действий, поэтому для достижения поставленных целей не считался ни с чем.

Глава 1. …………….
988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.


Вместе с новой письменностью и книжным церковнославянским языком в Древнюю Русь проникают и традиции школьного византийского образования, которое в целом определялось как учение книжное. Так, Лаврентьевская летопись от 988 года сообщает об открытии князем «училища» в Киеве; Софийская и Никоновская летописи от 1030 года упоминают о школе в Новгороде. Официальное свидетельство о начале школьного обучения в связи с крещением Руси Владимиром Святославовичем отражено в «Повести временных лет».

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Под «ученьем книжным» понималась получаемая через божественную благодать мудрость, представляющая собой знания, направленные на постижение Бога.

Отсюда основная функция книги — не познавательная, а «душеполезная». Она в «ученьи книжном» «подобна иконе — это духовный авторитет и духовный руководитель». Чтение книг воспринимается как богоугодное дело и как нравственная обязанность.

В целом с распространением школ христианской книжности основной целью «общеобразовательного» обучения на Руси становится воспитание грамотного христианина, предполагавшее изменение мировоззрения славян на основе христианского вероучения. Тем не менее, невзирая на все сложности, возникавшие с изменением мировоззрения славян, в ХI веке Русь становится одной из наиболее культурно развитых стран Европы.

В целом, структура обучения обнаруживает три устойчивые части (этапа) обучения:

1) начиналось обучение с заучивания азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице);

2) затем проходило обучение чтению «по складам» (слогам), или «по низам»;

3) завершающим этапом было чтение «по верхам», то есть чтение слов, предложений и текстов.

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:

грамматику,

диалектику,

риторику,

церковное пение,

землемерие,

географию,

Звёздознание.
1.1.

Причины необходимости реформ в сфере образования. Начало реформ

К концу XVII в Россия испытывала сильную нужду в преобразованиях. Экономическая и культурная отсталость угрожала государству потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение XVII - начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, созданию современной армии и военно-морского флота, проведению реформ в области экономики и культуры.



Но Петр I в своем стремлении реформировать Россию столкнулся со всеобщей неграмотностью, в которой увязали его преобразовательские порывы. В допетровской России практически не существовало ни образования, ни учебных заведений, ни особой потребности в них. Патриархальная аграрная экономика не нуждалась в квалифицированных специалистах. Ремесленные навыки передавались от мастера к подмастерьям. Точно так же пополнялись и кадры управленческой бюрократии, дьяков и подьячих - их обучали грамоте и ведению дел прямо при приказных избах. Значительную роль играла и позиция русской церкви, которая не могла в полной мере обеспечить распространение образования, к тому же наблюдалась и неграмотность духовенства: многие монахи не умели ни читать, ни писать.

Перед Петром I стояла трудноразрешимая задача. Создаваемые армия и флот требовали образованных офицеров, промышленность, металлургия, горное дело - соответствующих инженеров. Срочно были нужны кораблестроители, артиллеристы, горные мастера, рудознатцы, врачи наконец. И еще грамотные чиновники для государственного аппарата. Словом, возникла необходимость в высшем образовании в стране, где не было даже начального.

Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться кораблестроению. Практика посылки молодежи за границу для обучения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юношей, в числе которых находились В.Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И.И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.

Но это дело было дорогостоящее, и таким образом можно было подготовить лишь малое число специалистов. Нанимать иностранных специалистов тоже было дело не дешевое. Поэтому основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты.

Создавать сначала общеобразовательные школы, а затем специализированные учебные заведения у Петра не было возможности: это требовало много времени. Да и учителей не хватало. И Петр, исходя в первую очередь из сугубо утилитарных целей, пошел по пути создания того, что мы сейчас назвали бы профессионально-техническим образованием.


Образование при Петре 1
Славяно-греко-латинская Академия – это первое в России высшее учебное заведение.

Она была открыта в период правления (регентства) Софьи Алексеевны в 1687 году и просуществовала до 1814 год.

Цель Академии – подготовка образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию.

Учителя и ученики Академии должны были быть подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям.

Как многие классические европейские университеты, Академия на первом этапе своего существования была в совместном государственном и церковном управлении и готовила образованных людей не только для церковной, но и для государственной службы.

Больше всего внимания уделяли изучению языков. Успехи их учеников были столь значительны, что через три года занятий они могли свободно говорить на греческом и латинском языках. Уже первые ученики были искусными переводчиками.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона, и оставаться Академии в ветхих зданиях монастыря было невозможно. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия решением Святейшего Синода была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Эпизодически в крупных городах открывались частные школы. В 1705–15 в Москве работала школа (гимназия), учреждённая пастором Эрнстом Глюком.
При Посольском приказе существовала «немецкая школа», в которой русских юношей, готовящихся к государственной службе, обучали «розным европейским языкам». Ректором этой школы, находящейся в Немецкой слободе, был переводчик Посольского приказа, выходец из Саксонии, Николай Швиммер. В феврале 1703 г. Глюку были отданы в обучение шесть бывших учеников Швиммера. Обучение пошло так успешно, что уже в 1703 г. Глюк замещает Швиммера на посту ректора школы. Глюк значительно расширил программу обучения. Обращаясь к начальнику Посольского приказа графу Ф.А. Головину, Глюк пишет, что может «его царскому величеству служить в науке различным хитростям, а именно: латинского, немецкого, еврейского и иных восточных языков; також на славенском языке риторике, философии, геометрии, географии и иным математическим частям и политике...», и даже врачеванию, в котором он также искусен. К сему посланию Глюк присовокупил просьбу о предоставлении ему дома в Немецкой слободе, где он мог бы обучать разным наукам русских юношей.


Эрнст Глюк руководил школой с февраля 1703 по май 1705 г. 5 мая 1705 г. он скончался.

А вскоре школа окончательно перестала существовать. Всего за 14 лет из ее стен вышло около 250 воспитанников, владевших латинским, немецким, французским, шведским языками. Как правило, выпускники гимназии попадали на государственную службу.
Особенности системы управления образованием сегодня и в петровскую эпоху

В петровское время обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву - абсурд. К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Надо сказать, что с общеобразовательными школами у Петра I как-то не заладилось, зато школы профессиональные: навигацкие, инженерные, бомбардирские, коновальные, лекарские, рудные.

Такой «образовательный перекос» объясним: употребление в государственных интересах готовых матросов и штурманов, военных строителей и артиллеристов, лекарей и рудознатцев не составляет проблемы, а вот для чего государству нужны свободные граждане с общим образованием не понятно. В те времена данная проблема решалась просто, и гражданская свобода индивида заканчивалась там, где начиналась его учёба, организованная государством в своих интересах. Формально свободные простолюдины, самовольно оставившие учёбу, рассматривались как дезертиры, а неуспешные в учёбе недоросли отдавались в матросы без права производства в чин.

Сегодня, мы понимаем, что система управления образования необходима в каждом городе для управления дошкольными и школьными организациями. Управление образования распределяет документы муниципального и регионального уровней в организации, регламентирует работу посредством проверок и предписаний, отчетности. В управлении образования есть своя система распределения полномочий: есть отделы воспитания, питания, образования, организации отдыха детей.