Файл: К. Д. Ушинский о роли учителя воспитателя, требования к нему и системе его подготовки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ | С. |
Введение…………………………………………………………………… | 3 |
1. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского………………………. | 4 |
2. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании – основа педагогического мировоззрения К.Д.Ушинского……………… | 6 |
3. К.Д.Ушинский о роли учителя – воспитателя, требования к нему и системе его подготовки…………………………………………………... | 9 |
4. Великий русский педагог о первоначальном обучении детей……… | 11 |
5. Развитие идей К.Д.Ушинского в русской педагогике……………….. | 15 |
6. Конспект работы К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания»………………………………………………………………... | 17 |
Выводы…………………………………………………………………….. | 21 |
Список использованных источников и литературы……………………. | 23 |
Введение
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывшей Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.
Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.
Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — заявлял он. Осуществляя это требование, Ушинский написал капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.
Целью настоящей работы является определение основных социально-политических взглядов, педагогической деятельности и идей великого русского педагога; раскрытие основных дидактических принципов построения процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского
К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века,
внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные
основы и создав цельную педагогическую систему.
Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного
видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо
понимая, что педагогика может базироваться только на прочном
философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности
воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной
культуры и воспитания.
Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения
в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности
воспитания как средства управления развитием человека.
Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания
образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики
обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир»,
которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской
педагогической литературе.1
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения,
изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления,
памяти, внимания, воображения, чувств, воли).
Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа
преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы
привести ее в соответствие с потребностями развития страны и
демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды
представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци,
Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического
рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта
Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический
трактат «Человек как предмет воспитания».1 Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя. Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения. После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал «Журнал министерства просвещения».
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому
взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна
прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание
рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского,
педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий
круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию,
психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику,
литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают
психология и физиология.
Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека.
Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных
знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень.
Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к
человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического
мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад
обосновать проблему, которую современная наука считает
фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.
-
Антропологический принцип, принцип народности в воспитании – основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857)1.
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
В статье «О народности в общественном воспитании» он начинает анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов. Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.
К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853—1855 годов. Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.
Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря своей мощи, отваге, стойкости русский народ выдержал монголо-татарское иго и избавил от нашествия монголо-татарских полчищ Западную Европу; неоднократно спасал он независимость родины от посягательств иноземных врагов. Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».
Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу», — писал Ушинский.1
В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.
В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,— это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
-
К.Д.Ушинский о роли учителя – воспитателя, требования к нему и системе его подготовки
Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».
Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.
Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.