Файл: Искусство, его основные функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет экономики

Программа подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Дисциплина «Обществознание»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:
«Искусство, его основные функции»

Автор работы:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Пчела Мария Витальевна

подпись________________
Руководитель работы:

к.соц.н., преподаватель

Волошина Кристина Александровна

подпись____________________

г. Ростов-на-Дону 2022 г.

Содержание

Введение 3

1 Сущность искусства как феномена культуры 5

1.1 Понятие и виды искусства 5

1.2 Происхождение искусства 11

2 Признаки и функции искусства 14

2.1 Признаки искусства 14

2.2 Основные функции искусства 15

Заключение 17

Библиографический список 19

ВВЕДЕНИЕ
Искусство является сферой духовно-практической деятельности человека, направленная на освоение и художественное постижение мира. Искусство призвано удовлетворять потребность людей в воссоздании окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности.

В современных словарях слово «искусство» употребляется в нескольких различных пониманиях. Так, данный термин может означать:

- любое занятие, которое требует определенных умений, знаний и навыков («искусство вязания», «военное искусство», «искусство вождения мотоцикла» и т. д.);

- мастерство, искусность в каком-либо деле (искусство ведения переговоров, управления персоналом и т. д.);

- сфера художественной деятельности и ее конечных продуктов – художественных произведений.

Всякий феномен культуры, культурный артефакт, в отличие от явления природы, искусственного происхождения, то есть является результатом «искусства». Подобного рода толкование «искусства» относится к человеческой культуре и всему, что ею создано.


Актуальность темы данной работы состоит в том, что искусство является одним из элементов культуры, в котором накапливаются эстетические и художественные ценности; искусство является своеобразной формой чувственного познания мира, в нем, при этом, проявляются творческие способности людей. Это процесс освоения человеком художественных ценностей, в которых всегда выражен дух времени, взгляды людей, их ценности и т. д. Общество продолжает свое развитие, а вместе с ним ‒ культура и искусство, как его форма и неотъемлемый компонент.

Предмет искусства ‒ действительность, однако не сама по себе, а пропущенная сквозь призму человеческих переживаний, отношения к ней человека, через его оценку. Таким образом, по сути, основной ценностью искусства всегда будет являться сам человек и его жизнь в самых различных проявлениях. Искусству присущи не только гедонистические функции (которые выражаются в получении эстетического наслаждения при чувственном контакте с предметом искусства), но также гносеологические (благодаря искусству человек также познает окружающий мир и различные стороны бытия) и дидактические (искусство ‒ это своеобразный воспитатель, учитель жизни).

В то же время, искусство всегда является художественным выражением действительности, благодаря которому человек осваивает окружающий мир в форме художественных образов. Последний по своему содержанию является специфическим для искусства способом воспроизведения действительности в конкретно-чувственной живой, воспринимаемой непосредственно форме.

Цель работы ‒ раскрыть феномен искусства, а также доказать, его основные функции.

Объект работы: искусство.

Предмет работы: основные функции искусства.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теорию происхождения искусства

2. Раскрыть понятие и виды искусства.

3. Определить признаки искусства.

4. Изучить основные функции искусства.

Методы исследования: теоретические (изучение и обзор литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение).

Структура работы. Работа состоит из введения двух глав заключения списка использованных источников, включающий-12 источников. Текст изложен на 20 страницах, сопровождается тремя рисунками.

1 Сущность искусства как феномена культуры


1.1 Понятие и виды искусства
Термин «искусство» изначально обозначало наивысшую степень мастерства в каком – либо деле. В современной интерпретации оно обозначает эстетическое мастерство, потребность человека в прекрасном.

Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, “овеществляются” различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.

Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.

Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие.

Эстетическое переживание произведения искусства, также, как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.


Синтетическим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека.

Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.

Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита – это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.

Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.

Виды искусства (Рисунок 1):



Рисунок 1 – Виды искусства


Рассмотрим более подробно каждый из видов:

1. Архитектура (греч. «architecton» - «мастер, строитель») – монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

2. Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

3. Графика (в переводе с греческого – «пишу, рисую») - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

4. Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

5. Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

6. Декоративно – прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

7. Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

8. Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.