ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
10. Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.
11. Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
12. Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.
1.2 Происхождение искусства
Рассматривая вопрос происхождения искусства, следует отметить, что точную дату возникновения искусства не знает никто. Однако, известно, что искусство зародилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки.
Выделяют две теории происхождения искусства. К первой теории относится божественное происхождение. Согласно своему духовному началу, человек не может жить без искусства. Такое духовное обусловило зарождение искусства.
Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, - солнце, звезды, дикие животные и деревья – и стимулирует простейшие, но сильные эмоции – страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».
Вторая теория возникновения искусства – эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40 – 20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов – пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны – гименеи, погребальные причитания – орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.
Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей, занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.
Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».
Таким образом, искусство зародилось еще в античности, затем оно активно развивалось и развивается в наши дни. Сейчас под термином «искусство» выделяют значительное количество категорий. Искусство зародилось в ремеслах, искусство каждой эпохи различно и соответствует интересам времени.
В настоящее время искусство активно развивается, появляются новые музыкальные жанры, художественные стили. Появление новых направлений обусловлено тенденциями современной жизни, интересами людей (особенно молодых).
Таким образом, искусство – это форма выражения людей, так называемая потребность.
2 Признаки и функции искусства
2.1 Признаки искусства
Признаки искусства – это творческое воспроизведение жизни в художественном виде. Самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя – конечная цель любого произведения.
Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:
Признаки, которыми обладает творчество (Рисунок 2):
Рисунок 2 – Признаки искусства
1. Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
2. Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
3. Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
4. Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи - цвет, музыки - звук.
2.2 Основные функции искусства
Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их (Схема 1).
Схема 1 – Функции искусства
1. Благодаря первой функции – познавательной, человек получает новые знания посредством искусства, перенимает опыт. Это происходит при просмотре кино, спектаклей и.т.д.
2. Вторая функция - эстетическая – посредством искусства удовлетворяются духовные потребности человека.
3. Гедонистическая – искусство доставляет человеку наслаждение, эмоции, которые ему необходимы.
4. Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни.
5. Коммуникативная – посредством искусства люди находят общие интересы. Создаются кружки, дополнительная коммуникация людей.
6. Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы.
Таким образом, искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, следует отметить, что искусство зародилось еще в античности, затем оно активно развивалось и успешно развивается в наши дни. Музыка приобретает новые жанры, живопись – новые направления. Сейчас под термином «искусство» выделяют значительное количество категорий. Искусство зародилось в ремеслах, искусство каждой эпохи различно и соответствует интересам времени. В данной курсовой работе мы рассмотрели различные категории искусства, процесс его зарождения, а также его функции.
В соответствии с поставленными задачами в начале исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. К видам искусства относится: театр, кино, архитектура, фотография, театр, музыка и другие.
2. Точную дату возникновения искусства не знает никто. Однако известно, что искусство зарождалось в эпоху появления человека Разумного.
3. Признаки искусства – это творческое воспроизведение жизни в художественном виде. Самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя – конечная цель любого произведения. К ним относится: эстетика, образность, субъективность, специальные средства.
4. Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций:
- познавательную;
- эстетическую;
- коммуникативную;
- прогностическую.
Таким образом, поставленные задачи в начале исследования были успешно решены.
Библиографический список
-
Бенцони Дж. Венеция: Искусство сквозь века / Дж. Бенцони, В. Дориго. - М.: АСТ, 2020. – 588 c. -
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин; пер. А. А. Франковский. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с. -
Ильина Т. В. Введение в искусствознание: учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 201 с. -
Ильина Т. В. История искусства: учебник для СПО / Т. В. Ильина. - 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 203 с. -
Жуковский, В. А. О литературе и искусстве. Избранное / В. А. Жуковский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 313 с. -
Каган М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 310 с. -
Никитина, И. П. Философия искусства в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и СПО / И. П. Никитина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 244 с. -
Соловьев, В. С. Философия искусства. Избранное / В. С. Соловьев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 192 с. -
Стасов, В. В. Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения в 6 ч. Часть 3 / В. В. Стасов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 431 с. -
Плеханов, Г. В. Теория искусства и история эстетической мысли. Избранные труды в 2 т. Том 1 / Г. В. Плеханов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 332 с. -
Плеханов, Г. В. Теория искусства и история эстетической мысли. Избранные труды в 2 т. Том 2 / Г. В. Плеханов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 268 с. -
Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева. Современное искусство - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 538 с.