Файл: Роль руководителя организации и его влияние на процессы принятия управленческих решений в организации.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) человек, обладающий обширными знаниями и способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
Место и роль руководителя в принятии управленческих решений сводится к тому, что он:
-
организатор, пользующийся уважением в коллективе и умеющий работать с людьми; -
генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины. Его слабое место - болезненное отношение к критике; -
энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за любые задания, но и воодушевляющий на это других. Может быть, властолюбив и потому с теми, кто высказывает несогласие с ним, раздражителен; -
контролер, аналитик, способный оценить сделанное или выдвинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны. Выступает гарантом качества. Исполнителен, надежен, но иногда угрюм и часто сторонится людей;
-
искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Может быть хорошим посредником между людьми в силу своей популярности в коллективе; -
хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь. Способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах, а поэтому иногда медлителен; -
трудоголик. Нравится всем, прежде всего потому, что не стремится занять ничье место, зато способен выслушать коллег и ободрить их. В жизни он не заметен, но когда отсутствует - его не хватает.
1.2 Роли руководителя в управлении организации
Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.
Иначе говоря, под ролевым поведением понимается поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. С каждым социальным положением (статусом) связывается специфическая система норм и ожиданий, определяющая те или иные виды поведения человека, имеющего тот или иной социальный статус по отношению к человеку с другим статусом и, наоборот, действия второго лица по отношению к первому.
Эти общие положения, касающиеся ролевого поведения, особенно важны в сфере управленческого взаимодействия с подчиненными, статусы и функции которых, естественно, значительно отличаются друг от друга. В подобных условиях взаимодействие между руководителем и подчиненными носит функционально-ролевой характер.
В управлении людьми руководитель выполняет ряд ролей.
В отечественных исследованиях (Т.Б. Шрамченко, ГУУ) отмечаются такие роли руководителя: [10, c/215]
1) администратора;
2)организатора;
3) специалиста;
4) воспитателя;
5) коммуникатора;
6) общественного деятеля;
7) предпринимателя.
Специфика и содержание труда руководителя, место, которое он занимает в организации, определяют его ролевые позиции, реализация которых определяет успех деятельности менеджера, и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы всей организации. П. Друкер, определяя роль профессионального менеджера в организации, считает, что она исключительна и управленческая элита является основой предпринимательства и современного общества
Исследуя содержание управленческой работы, Г. Минцберг (Канада) выделил общую черту этой работы - роли руководителя, то есть каким должен быть руководитель в различных управленческих ситуациях. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Он классифицирует эти роли в рамках трех крупных категорий:[8, c.127]
. Межличностные роли:
а) главный руководитель, характер его деятельности - церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства;
б) лидер, характер его деятельности - фактически все управленческие действия с участием подчиненных;
в) связник, характер его деятельности - переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.
. Информационные роли:
а) приемник информации, характер его деятельности - рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным;
в) представитель, характер его деятельности - участие в заседа-^ ниях, обращение через почту, устные выступления, включая пере-»' дачу информации во внешние организации и другим лицам. I
. Роли, связанные с принятием решений:
а) предприниматель. Характер его деятельности - участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности.
б) устраняющий нарушения. Его функции - обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы;
в) распределитель ресурсов. В его обязанности входит составление графиков, вопросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных;
г) ведущий переговоры.
Все роли взаимосвязаны и взаимодействуют между собой для создания единого целого. Роли Минцберга объясняют, чем занимается руководитель. Но не все авторы согласны с ним. В теории менеджмента не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.
Таким образом, осуществляя процесс управления, руководитель обеспечивает интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов организации в интересах достижения стоящих перед ней целей, предусматривающих укрепление государственности - для госслужбы, или удовлетворение материальных потребностей - для бизнеса, или решение иных социальных проблем - для соответствующих организаций.
По мнению Р.А. Фатхутдинова, роли менеджера сводятся к следующему:[10, c.329]
1) он организатор, пользующийся уважением в коллективе и умеющий работать с людьми;
2) он генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины. Его слабое место - болезненное отношение к критике;
3) он энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за любые задания, но и воодушевляющий на это других. Может быть властолюбив и потому с теми, кто высказывает несогласие с ним,раздражителен;
4) он контролер, аналитик, способный оценить сделанное или выдвинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны. Выступает гарантом качества. Исполнителен, надежен, но иногда угрюм и часто сторонится людей;
1) он искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Может быть хорошим посредником между людьми в силу своей популярности в коллективе;
2) он хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь. Способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах, а поэтому иногда медлителен;
3) он трудоголик. Нравится всем, прежде всего потому, что не стремится занять ничьё место, зато способен выслушать коллег и ободрить их. В жизни он незаметен, но когда отсутствует - его не хватает.
1.3 Взаимодействие баланса власти в управлении организации
Руководитель - это та фигура, которая оказывает наибольшее влияние на весь комплекс организационных, экономических и социально-психологических процессов, происходящих в организации. Анализ процессов, связанных с руководством и властью, важен не только в плане оценки влияния на подчиненных, но и влияния на партнеров, клиентов, вышестоящих руководителей, поставщиков и т.д. Поэтому проблемам баланса власти посвящено большое количество исследований.
Начиная с античных времен и до настоящего времени интерес к этой теме не убывает. Проблема баланса власти в управлении организацией активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков тысяч независимых исследований только за указанный период. Однако до сих пор не сформулированы единые однозначные критерии, позволяющие выделить эффективных и неэффективных руководителей и лидеров. Даже имеющая широкое распространение терминология и то нередко подвергается сомнениям и критике по поводу корректности и правомочности ее использования.
Однако, понятия взаимодействия баланса власти как правило, рассматриваются как взаимозависимые и взаимопроникающие.
Под руководителем чаще всего понимается способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. То есть, в дальнейшем под лидерством мы будем понимать характеристики, присущие индивиду, позволяющие ему влиять на поведение других людей для достижения целей.
Термин "власть" также трактуется очень широко. Только в современной политологии существуют следующие концепции и подходы к рассмотрению власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский. В каждом из них имеются свои направления исследования, в которых используются свои определения.
В науке о поведении в организации власть рассматривают как систему общественных отношений (социальный институт) по поводу влияния одних людей на поведение других.
Исследователь Е. Вятр отмечает, что общее определение власти должно включать в себя следующие элементы: [14, c.282]
отношений власти должно быть не менее двух партнеров, причем этими партнерами могут быть как отдельные граждане, так и группы граждан;
приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к объекту власти, сопровождается угрозой применения санкций, в случае неповиновения выраженной таким образом воле;
подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение приказу субъекта власти;
должны быть общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы (субъект власти) имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются (объект власти), обязан ему подчиняться.
Лишь при наличии этих четырех элементов, необходимых для возникновения общественного отношения, можно говорить о власти и наблюдать данные отношения в самых различных случаях: в семье, на работе, в армии, школе и т.д.
Взаимодействие баланса власти в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.
В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить формулой: «уровень влияния обличенного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А».[10, c.217]
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.д. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
Таким образом, в той же степени, в какой одно лицо зависит от другого, оно потенциально подвержено власти этого другого лица. Внутри организации одно делает других зависимыми от него путем контроля доступа к информации, людям и инструментарию.
Эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения манере. Наоборот, лицо, осуществляющее власть, скорее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их определении, обеспечивая группу средствами их достижения, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции.
Балансирование власти руководителей и подчиненных можно представить таким образом: «Власть руководителя над подчиненными», «Зависимость подчиненных от руководителя», «Власть подчиненных над руководителем», « Зависимость руководителя от подчиненных».
Таким образом, взаимосвязь баланса и власти управленческих решений происходит:
Подчиненный зависит от руководителя потому, что он решает вопросы распределения рабочих заданий и контроля за их исполнением, вопросы продвижения по службе, оплаты труда и т.д. Но в то же время сам руководитель зависит от своих подчиненных. Например, его авторитет зависит от того, насколько хорошо выполняется работа во вверенном ему подразделении, а это обусловлено способностями работников, их желанием работать усердно. Кроме того, работники часто владеют дополнительной информацией, полезной при принятии решений, имеют неформальные контакты с людьми в других подразделениях, что в некоторых случаях облегчает решение таких задач, которые сложно решить, пользуясь только официальными должностными полномочиями руководителя.