Файл: Роль руководителя организации и его влияние на процессы принятия управленческих решений в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) человек, обла­дающий обширными знаниями и способностями, высоким уров­нем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

Место и роль руководителя в принятии управленческих решений сводится к тому, что он:

  • организатор, пользующийся уважением в коллективе и уме­ющий работать с людьми;

  • генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины. Его слабое место - болезненное от­ношение к критике;

  • энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за любые задания, но и воодушевляющий на это других. Может быть, властолюбив и потому с теми, кто высказывает несо­гласие с ним, раздражителен;

  • контролер, аналитик, способный оценить сделанное или вы­двинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны. Выступает гарантом качества. Исполнителен, надежен, но иногда угрюм и часто сторонится людей;

  1. искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Может быть хорошим посредником между людьми в силу своей популярности в коллективе;

  2. хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь. Способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах, а поэтому иногда медлителен;

  3. трудоголик. Нравится всем, прежде всего потому, что не стре­мится занять ничье место, зато способен выслушать коллег и ободрить их. В жизни он не заметен, но когда отсутствует - его не хватает.


1.2 Роли руководителя в управлении организации
Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый об­разец поведения. Роль может определяться официальной должно­стью или избираться членом группы самостоятельно.

Иначе говоря, под ролевым поведением понимается поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. С каждым со­циальным положением (статусом) связывается специфическая си­стема норм и ожиданий, определяющая те или иные виды поведе­ния человека, имеющего тот или иной социальный статус по отно­шению к человеку с другим статусом и, наоборот, действия второ­го лица по отношению к первому.

Эти общие положения, касающиеся ролевого поведения, осо­бенно важны в сфере управленческого взаимодействия с подчинен­ными, статусы и функции которых, естественно, значительно от­личаются друг от друга. В подобных условиях взаимодействие между руководителем и подчиненными носит функционально-ролевой характер.


В управлении людьми руководитель выполняет ряд ролей.

В отечественных исследованиях (Т.Б. Шрамченко, ГУУ) отме­чаются такие роли руководителя: [10, c/215]

1) администратора;

2)организатора;

3) специалиста;

4) воспитателя;

5) коммуникатора;

6) общественного деятеля;

7) предпринимателя.

Специфика и содержание труда руководителя, место, которое он занимает в организации, определяют его ролевые позиции, реа­лизация которых определяет успех деятельности менеджера, и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы всей организации. П. Друкер, определяя роль профессио­нального менеджера в организации, считает, что она исключитель­на и управленческая элита является основой предпринимательства и современного общества

Исследуя содержание управленческой работы, Г. Минцберг (Ка­нада) выделил общую черту этой работы - роли руководителя, то есть каким должен быть руководитель в различных управленчес­ких ситуациях. Роль, по его определению, является «набором оп­ределенных поведенческих правил, соответствующих конкретно­му учреждению или конкретной должности». Он классифицирует эти роли в рамках трех крупных категорий:[8, c.127]

. Межличностные роли:

а) главный руководитель, характер его деятельности - церемо­ниалы, действия, обязываемые положением, ходатайства;

б) лидер, характер его деятельности - фактически все управлен­ческие действия с участием подчиненных;

в) связник, характер его деятельности - переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.

. Информационные роли:

а) приемник информации, характер его деятельности - рассыл­ка почты по организациям с целью получения информации, вер­бальные контакты для передачи информации подчиненным;

в) представитель, характер его деятельности - участие в заседа-^ ниях, обращение через почту, устные выступления, включая пере-»' дачу информации во внешние организации и другим лицам. I

. Роли, связанные с принятием решений:

а) предприниматель. Характер его деятельности - участие в за­седаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования де­ятельности.

б) устраняющий нарушения. Его функции - обсуждение стра­тегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы;

в) распределитель ресурсов. В его обязанности входит составле­ние графиков, вопросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование ра­боты подчиненных;



г) ведущий переговоры.

Все роли взаимосвязаны и взаимодействуют между собой для создания единого целого. Роли Минцберга объясняют, чем занимается руководитель. Но не все авторы согласны с ним. В теории менеджмента не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и фун­кций управленческого труда.

Таким образом, осуществляя процесс управления, руководитель обеспечивает интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов организации в интересах достижения стоящих перед ней целей, предусматривающих укреп­ление государственности - для госслужбы, или удовлетворение материальных потребностей - для бизнеса, или решение иных со­циальных проблем - для соответствующих организаций.

По мнению Р.А. Фатхутдинова, роли менеджера сводятся к сле­дующему:[10, c.329]

1) он организатор, пользующийся уважением в коллективе и уме­ющий работать с людьми;

2) он генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины. Его слабое место - болезненное отноше­ние к критике;

3) он энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за любые задания, но и воодушевляющий на это других. Может быть властолюбив и потому с теми, кто высказывает несогласие с ним,раздражителен;

4) он контролер, аналитик, способный оценить сделанное или выдвинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны. Выс­тупает гарантом качества. Исполнителен, надежен, но иногда уг­рюм и часто сторонится людей;

1) он искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Может быть хорошим посредником между людьми в силу своей популярности в коллективе;

2) он хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь. Способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах, а поэтому иногда медлителен;

3) он трудоголик. Нравится всем, прежде всего потому, что не стремится занять ничьё место, зато способен выслушать коллег и ободрить их. В жизни он незаметен, но когда отсутствует - его не хватает.
1.3 Взаимодействие баланса власти в управлении организации
Руководитель - это та фигура, которая оказывает наибольшее влияние на весь комплекс организационных, экономических и социально-психологических процессов, происходящих в организации. Анализ процессов, связанных с руководством и властью, важен не только в плане оценки влияния на подчиненных, но и влияния на партнеров, клиентов, вышестоящих руководителей, поставщиков и т.д. Поэтому проблемам баланса власти посвящено большое количество исследований.


Начиная с античных времен и до настоящего времени интерес к этой теме не убывает. Проблема баланса власти в управлении организацией активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков тысяч независимых исследований только за указанный период. Однако до сих пор не сформулированы единые однозначные критерии, позволяющие выделить эффективных и неэффективных руководителей и лидеров. Даже имеющая широкое распространение терминология и то нередко подвергается сомнениям и критике по поводу корректности и правомочности ее использования.

Однако, понятия взаимодействия баланса власти как правило, рассматриваются как взаимозависимые и взаимопроникающие.

Под руководителем чаще всего понимается способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. То есть, в дальнейшем под лидерством мы будем понимать характеристики, присущие индивиду, позволяющие ему влиять на поведение других людей для достижения целей.

Термин "власть" также трактуется очень широко. Только в современной политологии существуют следующие концепции и подходы к рассмотрению власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский. В каждом из них имеются свои направления исследования, в которых используются свои определения.

В науке о поведении в организации власть рассматривают как систему общественных отношений (социальный институт) по поводу влияния одних людей на поведение других.

Исследователь Е. Вятр отмечает, что общее определение власти должно включать в себя следующие элементы: [14, c.282]

отношений власти должно быть не менее двух партнеров, причем этими партнерами могут быть как отдельные граждане, так и группы граждан;

приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к объекту власти, сопровождается угрозой применения санкций, в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение приказу субъекта власти;

должны быть общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы (субъект власти) имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются (объект власти), обязан ему подчиняться.

Лишь при наличии этих четырех элементов, необходимых для возникновения общественного отношения, можно говорить о власти и наблюдать данные отношения в самых различных случаях: в семье, на работе, в армии, школе и т.д.


Взаимодействие баланса власти в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить формулой: «уровень влияния обличенного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А».[10, c.217]

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.д. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

Таким образом, в той же степени, в какой одно лицо зависит от другого, оно потенциально подвержено власти этого другого лица. Внутри организации одно делает других зависимыми от него путем контроля доступа к информации, людям и инструментарию.

Эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения манере. Наоборот, лицо, осуществляющее власть, скорее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их определении, обеспечивая группу средствами их достижения, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции.

Балансирование власти руководителей и подчиненных можно представить таким образом: «Власть руководителя над подчиненными», «Зависимость подчиненных от руководителя», «Власть подчиненных над руководителем», « Зависимость руководителя от подчиненных».

Таким образом, взаимосвязь баланса и власти управленческих решений происходит:

Подчиненный зависит от руководителя потому, что он решает вопросы распределения рабочих заданий и контроля за их исполнением, вопросы продвижения по службе, оплаты труда и т.д. Но в то же время сам руководитель зависит от своих подчиненных. Например, его авторитет зависит от того, насколько хорошо выполняется работа во вверенном ему подразделении, а это обусловлено способностями работников, их желанием работать усердно. Кроме того, работники часто владеют дополнительной информацией, полезной при принятии решений, имеют неформальные контакты с людьми в других подразделениях, что в некоторых случаях облегчает решение таких задач, которые сложно решить, пользуясь только официальными должностными полномочиями руководителя.