Файл: Использование информационно коммуникационных технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии

и во внеурочной деятельности»


М.В.Коваленко, учитель биологии МОУ Никольская средняя общеобразовательная школа»



Биология занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создаёт у обучающихся представление о научной картине мира, показывает обучающимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную ценность, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Как учебный предмет биология способствуют воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у обучающихся интереса к получению знаний.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача как педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Этому, по моему мнению, в полной мере способствует проведение уроков с применением информационно-коммуникационных технологий.

«Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:

- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

- коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;

- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;»

Акцентом целей информационных технологий в образовании можно назвать

«Формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ.


Реальное использование информации, содержащейся в обучающих программных средствах, программах, носителях. Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса. Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам. Повышение эффективности обучения. Использование компьютерных средств в качестве инструмента познания окружающей действительности для:

- расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;

- применения в учебном процессе мультимедийных средств;

- изучения явлений и процессов внутри сложных химических систем на основе использования средств компьютерной графики и информационного моделирования;

- представления в удобном для изучения масштабе времени различных химических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или очень малой скоростью;

- частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных пособий в биологии;

-использование компьютера в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самореализации;

-использование компьютера в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов лабораторного эксперимента;

-использование компьютера для процедур диагностики и мониторинга».

Применение ИКТ на уроках способствует проявлению у обучающихся интереса к изучению биологии. Обучающиеся приобретают навык самостоятельного проведения исследований, строят проекты, овладевают навыками работы с различными источниками информации, что способствует росту познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность обучающихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к биологии, ведь качество знаний обучающихся во многом определяется их интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать каждому ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.



Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельностив условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Направления использования ИКТ.

В изучении школьного курса биологии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений микромира;

- изучение производств химических продуктов;

- моделирование химического эксперимента и химических реакций;

- система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Формы использования ИКТ на уроках биологии.

1. Использование готовых электронных продуктов .


2 .Использование мультимедийных презентаций.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

4. Использование интерактивной доски.

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.

6. Проведение виртуальных экскурсий.

7. Моделирование химического процесса.

8. Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.

Я в ходе работы над методической темой было выявлено, что информационно-коммуникационные технологии оказывают следующее влияние на обучающихся:

- ИКТ способствует повышению познавательного интереса у обучающихся к предмету;

-ИКТ содействует росту успеваемости обучающихся по предмету;

- ИКТ позволяет обучающимся проявить себя в новой роли;

- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся;

- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Информационно-коммуникационных технологий так же оказывают влияние и на учителя:

- экономят время на уроке;

- увеличивают глубину погружения в материал;

- повышают мотивацию обучению;

- способствуют интеграции подходов в обучении;

- увеличивают возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- способствуют формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, т.к. они становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- расширяют возможность применения различных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Сегодня обучающиеся в основном готовы к урокам с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим обучающиеся знакомятся на уроках информатики.

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения биологии – это овладение обучающимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Трудное восприятие обучающимися теоретических основ биологии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно – образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Обучающиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока. Использование разных видов деятельности, позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.


Использование инновационных технологий, в том числе ИКТ, использование метода проектов, исследовательской деятельности помог обучающимся самостоятельно организовывать свою учебную деятельности (постановка , цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Обучающиеся научились владеть навыками контроля и оценки своей деятель­ности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Обучающиеся ищут и устраняют причины возникших трудностей. Они учатся оценивать сво­и учебные достижения, поведение, черты своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения и бережного отношения к окружающей среде, правил здорового образа жизни. В ходе представлений своих презентаций, исследовательских проектов, творческих работ обучающиеся овладели умением совместной деятельности: согласованием и ко­ординацией деятельности с другими ее участниками.

Работая над проектами различной тематики, учатся выполнять свои обязанности как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Оценивают свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Обучающиеся используют мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Обучающиеся овладевают основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Наличие компьютера на занятиях ставит задачу поиска новых технологий, нового планирования обучения. Биология вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы с машиной один на один уменьшает комплексы застенчивых учеников, они не боятся ошибиться и быть высмеянными.

Преимущество уроков с применением ИКТ по сравнению с традиционными методами обучения.