Файл: Использование информационно коммуникационных технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Традиционные

методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ


Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж


Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги). Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.



Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.



Наглядные: демонстрация опыта, приема работы или операции, экранная демонстрация



Натуральные объекты, модули, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.



Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств.


Практические: упражнение, практические и лабораторные работы


Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ.


Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов.


Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка


Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка хода и

результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала



Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов.


Из всего многообразий технологий
, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода, использую:

-исследовательскую деятельность;

-метод проектов;

-ИКТ

-здоровьесберегающие технологии.

Работа с Интернет ресурсами.

 Современные информационные технологии немыслимы без использования сети Интернет. В основе этого методического приема лежит стремление школьников к овладению новыми техническими средствами передачи информации и, прежде всего компьютером и компьютерными сетями. Е. В. Якушина отмечает, что «школьники имеют высокую мотивацию на овладение техническим средством, предоставляющим широкие возможности коммуникативного общения.» Но при взаимодействии обучающихся с информацией существуют следующие субъективные и объективные факторы:

а) информация в Интернете малодостоверна и хаотична; ее достоверность часто не представляется возможным проверить, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. б) она во многих случаях представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями;

в) школьник мало подготовлен  к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Он, зачастую, самостоятельно интерпретирует полученную информацию в зависимости от знаний,  возраста, жизненного опыта, культурной среды,  менталитета  и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность»

Ресурсы Интернет обучающимися использовались для поиска информации, например, при подготовке к ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов и подготовке научно-исследовательских работ.

использование Интернет-ресурсов

Информация, опубликованная в сети в формате WWW, представлена в виде Web-страниц – комплексных документов, которые могу содержать любые виды данных: текст, графику, звук, видеозаписи и анимацию. Если тематическая область разыскиваемой информации известна, то, начав с одного-двух стандартный адресов, теоретически можно найти любую информацию по данной теме, пользуясь только гипертекстовыми ссылками. В Интернете немало специальных страниц-указателей, содержащих только большие подборки гиперссылок, которые дают доступ к тематическим Web-страницам.



В русскоязычном Интернете я использую поисковый сервер Яндекс (www.yandex.ru).

Применение ИКТ во внеклассной работе.

Одна из целей использования информационных технологий -мотивация учебно-воспитательного процесса .

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ.

Не секрет, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов обучающихся, через применение технологий ИКТ происходит на внеклассные занятия по биологии.

Компьютерные презентации я широко использую и во внеурочной работе, при выполнении различных проектов, самостоятельных и творческих работ. При этом мне как учителю биологии, иногда, приходится учить детей работать со спецэффектами, грамотно и красиво оформлять работы. Обучающиеся любят такую форму работы и быстро учатся. При создании сложных презентаций целесообразно привлекать ребят, хорошо работающих с компьютером. В данной ситуации происходит эффективный обмен знаниями между преподавателем и учеником.

Формы и виды внеклассной деятельности с применением ИКТ

Основные формы внеклассной работы, которые я применяю в своей работе по биологии: массовая, групповая и индивидуальная.

Эти формы внеклассной работы реализуются в различных видах.

Виды внеклассной работы по биологии

Индивидуальная

Групповая

Массовая

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет.

Написание рефератов, подготовка сообщений, компьютерных презентаций.

Составление кроссвордов в формате приложения Power Point

Индивидуальные исследовательские работы, проекты.

Выпуск газеты.

Групповые исследовательские работы.

Биологический вечер.

Викторины, конкурсы, турниры.

Экскурсии в кабинет биологии.

Олимпиада по биологии.

Неделя биологии.

Использование компьютерных технологий на уроках биологии дало возможность:

-качество знаний обучающихся по предмету;


- повысить результативность учебно-воспитательного процесса;

-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

-осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку обучающихся;

-визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;

-проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального химического эксперимента;

-организовать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала;

-наладить межпредметную связь между биолгией и информатикой

Применение на уроках биологии и во внеурочной работе презентаций, созданных учителем самостоятельно или вместе с учениками, представляется перспективным направлением методической работы, позволяющим повысить мотивацию к обучению биологии и качество знаний обучаемых.

Результаты проделанной работы. Возрос интерес обучающихся к биологии и другим естественнонаучным предметам.

Повысилась мотивация детей на этапе подготовки к урокам и во время самих уроков; результаты обучения биологии стали более стабильными.

Мы говорим с детьми на одном языке - языке информационных технологий, школа движется к созданию системы дистанционного обучения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет учителю повысить мотивацию деятельности обучающихся; рационально использовать урочное время, а также время для подготовки, расширить вариативность домашнего задания, что в конечном итоге положительно влияет на результаты учебной деятельности обучающихся по предмету.

 И в заключении, хотелось, чтобы каждый ваш шаг в использовании информационных технологий имел одну главную цель: создание наиболее эффективного способа овладения знаниями и умениями, так чтобы улыбки на лицах учащихся были результатом совместных усилий учителя- компьютера -обучающегося!