Файл: Iii группа виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
Как многогранное общественное явление, спорт представляет собой действенный фактор физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей. Его социальная значимость продолжает стремительно возрастать. В ходе развития спорта совершенствовались и дифференцировались отдельные его виды, каждый из которых характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы, ее правилами. Виды спорта, получившие международное признание, можно подразделить на пять групп.
Iгруппа –виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельными проявлениями физических и волевых качеств, индивидуального их проявления (бокс, борьба, гимнастика, легкая атлетика, тяжелая атлетика, плавание, фехтование, с/игры и т.д.).
II группа –виды спорта, где операционную основу составляет уровень овладения техническими средствами передвижения (авто, – мотоспорт, авиационный спорт). Результат в них зависит от внешних движущих сил и умения рационально использовать их.
III группа –виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели.
IV группа –виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструктивной деятельности спортсмена.
V группа –виды спорта, где содержание состязаний обусловлено характером абстрактно-логического обыгрывания соперника.
Таким образом, исторически в сферу спорта вошли достаточно разнообразные виды деятельности, что предоставляет возможность выбора в соответствии с задатками индивидуума.
Лишь первая и часть второй групп служат основополагающими средствами физического воспитания и направленного развития физических способностей.
Спортивные достижения –многофакторное явление, зависящие от
-
индивидуальной одаренности и степени подготовленности к занятию; -
эффективности систем спортивной подготовки, ее содержания, организации и материального обеспечения; -
уровня спортивного движения, социальных условий его развития.
Спортивной деятельности, направленной к высоким достижениям, присущ поисковый характер – это стремление найти новые пути мобилизации и увеличения возможностей человека. Спорт справедливо называют школой воли и эмоций. Спортивная тренировка –основной способ подготовки спортсмена, построенный с помощью методов и упражнений педагогически организованного процесса.
Представить в деталях весь процесс многолетних занятий спортом более чем трудно. Он включает необозримое количество переменных, вместе с тем в нем можно выделить 3 главных этапа:
этап базовой подготовки;
этап реализации максимальных результатов;
этап спортивного долголетия.
Ряд специалистов полагает, что необходимо внести и 4этап, который устанавливает постепенный выход из сферы больших нагрузок на уровень рекреационных нагрузок.
Этапы и стадии многолетней тренировки не имеют строго фиксированных сроков; они индивидуальны и зависят от многих факторов (одаренности, спортивного стажа, базовой подготовки структуры тренировочного процесса, вида спорта и т.д.).
В научных представлениях об особенностях тренировки в видах спорта, системы отбора много пробелов, неизученных проблем и их познание лишь только предстоит.
Этап базовой подготовки с учетом различий занимающихся продолжается 4-6лет и служит для создания всесторонней физической подготовки, необходимой для будущей специализации, а также определения вида спорта, где мог бы проявиться талант. Не следует спешить с выбором узкой специализации, занятия должны строиться по типу ОФП с возможно более широким использованием средств всестороннего спортивного образования. Самые ранние сроки начала спортивных занятий установлены для видов спорта, требующих преимущественно коордиционных способностей.
На этом этапе не следует спешить с узкой ориентацией спортивных интересов. Более разумный путь – предоставить начинающему спортсмену возможность попробовать свои силы в различных спортивных упражнениях и лишь потом сделать окончательный выбор. На этапе начальной специализации важно не упустить время, использовать наиболее благоприятные периоды возрастного развития, вместе с тем исключить форсирование специализации.
Проблемам своевременного выбора и начала спортивной специализации уделяется большое внимание. Важно, с одной стороны, не упустить время, необходимое для достижения высоких спортивных результатов и использовать лучшие возрастные особенности организма, когда наиболее эффективны тренировочные воздействия, с другой стороны, – избегать форсированных тренировочных нагрузок, которые могут быть весьма эффективными для прироста спортивных результатов, но в итоге малоперспективны (Н.Г.Озолин).
Система специальных тестов для определения перспективных спортсменов для того или иного вида спорта только еще складывается. При этом важны не только наследственные особенности; выдающиеся результаты – это всегда достижение целостной личности, а не отдельных функций организма. Только общее и спортивное воспитание дают конечный результат. Спортивный талант –это талант спортивного трудолюбия.
В значительной степени риск может быть меньше и поиск вероятнее, если способности к совершенствованию в том или ином виде спорта выявляются по достаточно широкому комплексу показателей и поэтапно. При этом важен не только наличный уровень результатов, но и сдвиги в их росте за определенный период, а также соотношение нагрузок с ростом результатов. Основное место в спортивной специализации на ранней стадии должна, по-прежнему, занимать широкая всесторонняя подготовка. Она должна носить «многоборный» характер. Например, легкоатлет совершенствуется вначале в нескольких видах легкой атлетики. Это позволяет достигнуть поставленной цели базовой подготовки и исключает возможность ошибок в выборе предмета узкой специализации.
Исследования в области моделирования спортивной деятельности в том или ином виде спорта позволяют определить модельные характеристики спортсменов высшего класса. Под моделью спортсмена понимается совокупность представлений и организационных схем, куда входит структурная схема спортивной деятельности; система функций спортсмена в процессе спортивной и тренировочной деятельности; концепция спортивной профессионализации личности. Модель –это мост между настоящим и будущим. Она является опосредованным звеном между системой подготовки и реальной спортивной деятельностью в конкретных условиях тренировки и состязаний. Модель на основе результатов изучения практики спортивной деятельности позволит вносить изменения вулучшение системы подготовки спортсмена. Наконец, модель знаменует собой связь исходных общих данных, заключенных в модели, и конкретных научно-организационных мер, программы квалифиционной характеристики спортсмена.
Динамика спортивных результатов на первых этапах характеризуется высокими темпами их увеличения, которые не находятся в прямой зависимости от тренировочных нагрузок, а связаны с повышенной реактивностью организма в начальные периоды его естественного развития и широким диапазоном переноса тренированности.
Тенденцией динамики нагрузок за годы начальной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировок. Она должна, разумеется, возрастать, но ее увеличение должно быть в более узких пределах чем прирост общего объема.
Это важно особенно в период интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма нагрузкой.
Исходя из этого особую важность приобретает планирование учебно-тренировочного процесса.
Планирование тренировки относится к области предвидения и включает планирование
-
многолетней тренировки, охватывающей всю спортивную биографию; -
летних циклов (олимпийских, спартакиадных и т.п.); -
годичных циклов (традиционных – обычных, сдвоенных и строенных соответственно с тремя,пятью и семью периодами тренировки; и нетрадиционных – при чередующихся этапах накопления и реализации); -
предсоревновательной тренировки (традиционных и по принципу «маятника»); -
микроциклов традиционных (подводящих, объемных, интенсивных, предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных) и нетрадиционных (основных или специализированных и регулировочных или восстановительно-контрастных); -
одного тренировочного дня,состоящего из двух и более занятий; -
одного тренировочного занятия.
Наибольшие знания накоплены сейчас в области построения одного тренировочного занятия и наименьшие – в области многолетней тренировки.
В многолетней тренировке выделяют две стороны: ее структуру и динамику направленности занятий,которые учитываются при планировании.
При построении четырехлетних циклов различают две стороны: организационную и методическую.
Организационные аспекты построения,например,спартакиадных циклов сводятся к реализации конкретных ежегодных задач.
Главным методическим вопросом планирования четырехлетнего цикла является выбор его оптимальной структуры, которая, в свою очередь, определяет динамику направленности 4-летней подготовки.
В практике спортивной тренировки в нашей стране утвердилась структура, при которой в первом году олимпийского цикла планируются три периода (подготовительный, соревновательный и переходный), а в последующие годы применяются сдвоенные или строенные циклы годичной тренировки (для сдвоенного цикла периоды чередуются так: подготовительный, соревновательный, подготовительный, соревновательный и переходный, а для строенных циклов чередование подготовительного и соревновательного периодов повторяется не два, а три раза и заканчивается цикл также переходным периодом).
При таком планировании четырехлетия в первом году создается возможность (за счет более длительного подготовительного периода) значительно нарастить фундамент общей подготовленности спортсменов, что в последующие годы четырехлетнего цикла позволит достичь рекордных результатов.
При построении годичных циклов тренировки применяются два варианта планирования: традиционный и нетрадиционный.
Традиционный план тренировочного года может быть обычным (с тремя периодами), сдвоенным (с пятью периодами), строенным (с семью периодами) и со сложной структурой соревновательного периода, отражающей проведение нескольких соревнований.
На выбор вариантов годичного плана тренировки влияют вид спорта, возраст, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки.
Применение системы планирования годичной тренировки обязывает преподавателя и занимающихся выполнить следующую работу: определить цели подготовки спортсменов к главным соревнованиям года; разработать целевые задания назанятие, микроцикл, этап; упорядочить тренировочные задания, т.е. классифицировать их с учетом направленного воздействия на различные стороны подготовки спортсмена (физическую, технико-тактическую, психическую, мобилизационную готовность); ранжировать каждую группу заданий с учетом степени их близости к специфике соревновательной деятельности (т.е. определить их ранги); распределить тренировочные задания во времени (т.е. спланировать тренировку, составить текстовые и графические планы, наметить этапы, микроциклы и т.д.)
Построение предсоревновательной подготовки подчинено главной цели – показать на предстоящих спортивных соревнованиях наивысший результат.
Сейчас выделяют два способа проведения предсоревновательной подготовки спортсменов: традиционный и нетрадиционный. Традиционный способ планируется понедельно с постепенным возрастанием специализированных тренировочных нагрузок. Непосредственно перед соревнованиями проводится банный день и дается 1-2дня отдыха с обязательным опробованием за день до соревнования места, инвентаря и других условий предстоящего состязания. Нетрадиционный способ построения соревновательных сборов основан на принципе «маятника».
Осуществление этого принципа достигается за счет чередования двух разновидностей микроциклов (МЦ): основных (МЦо) и регулировочных (МЦр), которые отличаются по продолжительности, цели, задачам, средствам, методам тренировки, динамике нагрузок, режиму дня и питания.