Файл: Iii группа виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подготовка к соревнованиям

После того, как приобретена спортивная форма,нужно решить задачу как сохранить ее в течение всего периода ответственных соревнований и реализовать в возможно высоких спортивных достижениях.

Основные стороны подготовки спортсмена в это время характе­ризуются следующими особенностями: физическая подготовка приобретает характер непосредственной подготовки к предельным нагрузкам, направлена на достижение максимального результата, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно более высокой степени совершенства. Это предполагает закрепление навыков, усиление их вариативности, тончайшей шлифовки координации движений, совершенствования так­тического мышления.

В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобили­зация на высшие проявления физических и моральных сил, а также регуляция эмоциональных сил, должная настройка на возможный успех и неуспех.

Соревнования должны различаться по степени значимости и направ­ленности. Большая часть соревнований даже в соревновательном периоде носит, по существу, контрольно-подготовительный характер и используется для подведения к основным наиболее ответственным состязаниям.

Последние являются узловыми пунктами построения тренировки – на них ориентируется вся система подведения спортсмена к максималь­ному результату, планируется динамика нагрузок и т.д.

Интервал между такими соревнованиями устанавливается не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и исходя из всех требований полноценной непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются по возмож­ности все конкретные особенности данных состязаний, программа, режим выступления, особенности противников, проведения состяза­ний, оборудования и т.д.

Сохранение спортивной формы – одна из сложнейших проблем, которую нельзя считать до конца решенной. Сохранение формы зависит от многих факторов :частоты выступлений, от квалификации спортсмена, особенностей вида спорта, возможных переключений и нельзя кроме этого сбрасывать со счета индивидуальные особенности. Практика выступлений многих спортсменов на соревнованиях самого высокого масштаба достаточно доказательно показывает, что подведение спорт­смена к максимальным результатам сопряжено с разви­тием не только индивидуальных качеств, но и внешних условий. Ориентирование на одно соревнование – задача чрезвычайно сложная; как правило, высокому результату предшествует целая серия сорев­нований.


Построение одного тренировочного занятия. Общеприянятым является занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей. Применяются занятия и из 3-х частей, где первые две части занятия объединяются в одну под названием вводно-подготовительная часть.

Средства спортивной тренировки

Главным средством спортивной тренировки являются физические упражнения, так как их применение позволяет решать многие задачи спортивной тренировки.

Рассмотрим классификацию физических упражнений. Для этой цели используем два признака: 1)степень близости упражнения к основной соревновательной деятельности спортсменов и 2)направленность упражнения на преимущественное решение той или иной задачи спортивной тренировки.

Методы спортивной тренировки

Этот термин характеризует спо­соб применения средств тренировки с целью решения конкретных задач в подготовке спортсменов. Иначе говоря, каждый из методов тренировки дает ответ на вопрос, как надо применять средства для подготовки спортсменов.

Для общетеоретического анализа и обобщения можно объединить все методы тренировки на основе следующих трех классификационных признаков: направленность, цикличность и нагрузочность примене­ния средств тренировки или тренировочных заданий. Каждый из трех включает три группы методов.

1. Направленность воздействия на организм:

  1. соревновательные методы тренировки комплексно загружают именно те энергетические источники и системы организма, которые интенсивно функционируют в процессе участия в соревнова­ниях;

  2. специально-подготовительные методы избирательно воздействуют на отдельные системы организма;

  3. общеподготовительные методы не только тренируют системы организма, обычно не загружаемые в процессе соревнований, но и способствуют более интенсивному восстановлению работоспособности организма за счет реализации феномена активного отдыха Сече­нова.

2. Цикличность применения тренировочных заданий:

  1. однократные методы, при которых тренировочное задание предусматривает два параметра нагрузок: по продолжительности мышечной работы и по интенсивности мышечной работы (например, часовой бег при частоте пульса 150уд/мин);

  2. серийные методы тренировки, которые включают три параметра нагрузки (по продолжительности упражнения, его интенсивности и числу повторений упражнения) и два параметра отдыха (по вели­чине отдыха и его характеру), (например ,10отрезков по 200 м с предельной скоростью, с 8-ми минутным интервалом для отдыха, проводимым в виде медленной ходьбы);

  3. многосерийные методы тренировки, которые включают 8парамет­ров нагрузки и отдыха: продолжительность упражнения, его ин­тенсивность, величина интервала отдыха внутри серии, характер интервала отдыха внутри серии,число повторений упражнения внутри серии, величину интервала отдыха между сериями, харак­тер интервала отдыха между сериями, общее число серий.


3. Величина тренировочной нагрузки:

  1. облегченные методы предусматривают такое сочетание пере­численных выше компонентов нагрузок и отдыха, которые позво­ляют быстро восстановить 95%работоспособности организма;

  2. оптимальные методы тренировки характеризуются сочетанием нагрузки и отдыха, при котором организм спортсменов восстанав­ливается относительно медленно, так как потеря работоспособнос­ти достигает значительных величин;

  3. жесткие методы тренировки являются очень тяжелыми и требуют значительного времени для восстановления организма после нас­тупившего утомления.

Вопросы контроля в спорте разрабатываются теорией тес­тирования, согласно которой объектом контроля является динамика решения задач тренировки, тренировочных и соревно­вательных нагрузок, физического и психического состояния спортсменов.

Технология контроля сводится к измерениям тренировочных и соревновательных нагрузок, определения физического и психичес­кого состояния занимающихся, тестированию показателей, нагрузок их математическому анализу и педагогической оценке.

Контроль за динамикой тренировочных нагрузок включает в себя учет величин выполненной тренировочной работы по показа­телям внутренней, внешней или комбинированной нагрузки. Дополнительно учитываются также параметры соревновательной нагрузки, т.е. количество соревнований (основных и главных), количество в соревновательных дней (предварительных, четверть­финальных, полуфинальных и финальных), стартов и другие более мелкие и специализированные ее параметры.Контроль за динами­кой физического и психического состояний спортсменов предус­матривает оценку перманентных (относительно стабильных, т.е. медленно изменяющихся), текущих и оперативных (быстроизменяющихся) состояний занимающихся с последующим их сопоставлением с величи­нами нагрузок и запланированными задачами тренировки. В спортивной тренировке различают три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают значительное место.

Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции:способствовать воспитанию у спортсменов высоких моральных качеств и обеспечить достижение участниками наивысших спортивных результатов.

Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складыва­ется из многих пунктов: составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений по соревнованиям; составление сметы расходов на каждое соревнование; образование оргкомитета по подготовке и проведению соревно­ваний; подбор судейской коллегии и организация ее работы; обеспечение оповещения о соревнованиях (афиши, информации в газету, на радио, телевидение и т.д.);организация приема и обработки заявок на участие в
соревнованиях от участвующих организаций и участников;составление распорядка (программы, графика) соревнований, ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований; подготовка спортивных сооружений; обеспечение медицинского обс­луживания соревнований; проверка подготовленности мест спортив­ных соревнований, спортивного оборудования и инвентаря; оп­ределение мероприятий по обслуживанию участников соревнований; определение мероприятий по обслуживанию зрителей; обеспечение четкой и своевременной информации по подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).

Современный спорт имеет важное значение в развитии человеческих контактов, взаимоотношений не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через совре­менное международное спортивное движение.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям,помогают пре­одолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмос­феру взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Таким образом, спорт служит средством объединения людей, укрепления мира, создания атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами.

Важной стороной международного спортивного движения, от­личающей его коренным образом от всех остальных видов меж­дународных отношений,являютсяофициальные спортив­ные состязания (олимпийские игры, мировые и континентальные первенства) и определение высших спортивных достижений при помощи объективных критериев. Достижение мирового первенства или установление мирового рекорда приносит спортсменам не только личную известность, но и популяризирует общественный строй го­сударства, которое они представляют.Составной частью меж­дународного спортивного движения является международное рабо­чее спортивное движение, .которое не проводит официальных меж­дународных соревнований. Рабочие спортивные организации су­ществуют в капиталистических странах, некоторые из них объе­диняются Международным рабочим спортивным комитетом (КСИТ).

В основе международного спортивного движения лежат идейно-организационные принципы:

  • товарищеское взаимодействие спортивных объединений по усилию значения международного спортивного движения как одного из факторов упрочения всеобщего мира;

  • равенство прав всех людей в занятиях спортом вне за­висимости от политических убеждений, религиозных взглядов, пола и цвета кожи;

  • исключение дискриминации в национальных организациях и международных спортивных объединениях по политическим рели­гиозным или расовым мотивам;

  • невмешательство международных спортивных объединений во внутренние дела национальных спортивных организаций;

  • полное равенство национальных спортивных организаций как прав,так и обязанностей в международных спортив­ных объединениях;

  • последовательная интернационализация правил проведения соревнований; постоянная работа по совершенствованию правил в соответствии с задачами спорта по обеспечению равных возмож­ностей всем спортсменам бороться за олимпийское, мировое и континентальное первенство;

  • уважение национального престижа, отраженного в ритуале чествования победителей спортивных соревнований.


Осуществление этих принципов происходит в борьбе против тех сил, которые стараются воспрепятствовать демократи­ческому развитию международного спортивного движения.

По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенчес­кие спортивные игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год – летние и каждый четный – зимние игры. Играм было прис­воено название «Универсиада».При проведении универсиады ФИСУ неуклонно придерживается олимпийских идеалов – состязания про­водятся как праздники студенческой молодежи нашей планеты. Они служат расширению международных спортивных связей, укреп­лению интернациональной дружбы и взаимопонимания между студен­тами всех стран мира.

В рамках последних универсиад Международная федерация университетского спорта проводит международные научные конфе­ренции по различным проблемам физического воспитании в высших учебных заведениях.