Файл: Введение. Структура информационных ресурсов России Состояние информационных ресурсов России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сравнимые по объему с фондами федеральных центров данных по геологической и гидрометеорологической информации. В то же время на уровне субъектов Российской Федерации в ряде регионов под эгидой администраций создаются достаточно крупные информационные фонды, базы данных, кадастры, содержащие информацию о земельных, лесных и некоторых иных природных ресурсах.
9.Информационные ресурсы социальной сферы
Уровень развития информационных ресурсов в значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении и образовании.
Специализированными информационными организациями Минздрава России являются:
Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:
Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В сети Интернет представлено большинство российских вузов.
В других отраслях социальной сферы (занятости и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и т.д.) информационные ресурсы создаются и используются непосредственно в функциональных организациях соответствующих ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для внутриведомственного справочно-информационного обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов социальной сферы недостаточна. Несмотря на то, что все отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями различных служб ограничено. Также узок спектр информационных услуг для населения. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения.
10.Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности
К наиболее крупным государственным информационным ресурсам в данной сфере относятся:
Финансово-экономическая информация относится к сектору российского рынка, который способен развиваться за счёт платёжеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими информационными агентствами, например, Reuters.
При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной информации, созданной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие организации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационными ресурсами и по довольно высокой цене предлагающие информационные услуги на их основе. Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживают бюджетные организации, как правило, по узкому спектру услуг, и монопольно устанавливают цены для высоко- и средне - платёжеспособных потребителей. Потребители с низкой платёжеспособностью вынуждены пользоваться услугами "чёрного" рынка, которые зачастую предоставляют недостоверную или устаревшую информацию.
Развитию цивилизованного рынка финансово-экономической информации мешает отсутствие регламентов доступа к официальной информации. Ее практически нельзя получить легально либо её приобретение стоит очень дорого. В большинстве ведомств в открытом доступе не представляются базы несекретных данных. Как и в других областях низок уровень межведомственного взаимодействия при формировании и использовании государственных информационных ресурсов.
3. Управление информационными ресурсами
Информационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления.
Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:
Для организации управления информационными ресурсами необходимо:
Нормативно-правовое обеспечение системы управления государственными информационными ресурсами
Развитие нормативно-правовой базы предполагает разработку новых и коррекцию действующих законодательных актов, а также активную разработку подзаконных актов различного уровня, реализующих принятые законодательные акты. Особое значение на федеральном уровне для организации управления информационными ресурсами имеют законопроекты:
Однако наиболее актуальной проблемой является разработка и реализация необходимых подзаконных актов по уже принятым законам, прежде всего, "Об информации, информатизации и защите информации", "Об обязательном экземпляре документов", "О геодезии и картографии" и других.
Учет информационных ресурсов и закрепление их за собственниками и владельцами
Необходимыми условиями эффективного управления информационными ресурсами являются организация учета существующих ресурсов, закрепление их в собственности (материальной и/или интеллектуальной) и определение правомочий владельцев.
Общее число наименований федеральных информационных ресурсов, упомянутых в нормативных актах, регламентирующих создание и использование информационных ресурсов - свыше 400, число федеральных органов и организаций, ответственных за эти ресурсы, - около 200. Однако принятие нормативного акта не означает, что ресурс действительно создан и доступен. Поэтому необходимо специальным правовым актом предписать федеральным органам исполнительной власти, другим организациям, являющимся получателями федерального бюджета, а также средств государственных внебюджетных фондов, провести инвентаризацию информационных ресурсов, создаваемых за счет и с привлечением этих средств и/ или закрепленных в федеральной собственности нормативными актами.
Инвентаризация может проводиться либо как периодически повторяемая акция, либо (что более разумно) путем создания и постоянного ведения Федерального регистра информационных ресурсов по регламенту, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Для информационных ресурсов, имеющих федеральное значение и соответственно включенных в Федеральный регистр, порядок финансирования их создания, а также порядок их использования в коммерческих и некоммерческих целях должен быть установлен на правительственном уровне.
Для других информационных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, функции управления могут быть переданы на ведомственный уровень.
Аналогично другие виды государственных информационных ресурсов должны быть включены в региональные регистры и закреплены в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или приватизированы с соблюдением действующего законодательства.
Как федеральные, так и региональные государственные информационные ресурсы, а также информационные ресурсы органов местного самоуправления должны быть оценены как материальные или нематериальные активы и включены в состав основных фондов. Это послужит гарантией сохранности государственных информационных ресурсов. Учет информационных ресурсов как активов обеспечит возможность страхования рисков, связанных с использованием информационных ресурсов, позволит вести более эффективную финансово-экономическую политику в данной области.
Финансово-экономическое обеспечение деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов
Сложное финансово-экономическое положение страны диктует необходимость более жесткого порядка использования бюджетных средств, выделяемых на формирование приоритетных для государства информационных ресурсов. В этой связи важное значение имеет реализация целевого финансирования деятельности по формированию государственных информационных ресурсов.
Необходимо четко очертить сферы, где государственные информационные ресурсы должны предоставляться бесплатно. Это правовая информация, информация в сфере образования, науки и культуры, информация, затрагивающая безопасность, права и свободы граждан и др. Необходимо установить нормы на оказание бесплатных услуг и связать с этими нормами уровень финансирования государственных организаций - владельцев соответствующих информационных ресурсов.
Одновременно целесообразно легализовать платное использование государственных информационных ресурсов, прежде всего тех, которые используются для информационного обслуживания предприятий и организаций. Например, почти вся информация о природных ресурсах, кроме экологической и частично метеорологической, так же как и многие виды финансовой и экономической информации, может быть объявлена платной. Учитывая, что государственные информационные центры являются, как правило, монопольными владельцами информации, платное обслуживание должно производиться только по утвержденным тарифам.
9.Информационные ресурсы социальной сферы
Уровень развития информационных ресурсов в значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении и образовании.
Специализированными информационными организациями Минздрава России являются:
-
Государственная центральная научная медицинская библиотека (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению), -
Информационно-аналитический центр Минздрава России, -
Информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов Российской Федерации, -
НПО "Медсоцэкономинформ".
Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:
-
создание системы региональных центров информации (21), региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ (57) и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России; -
создание Федеральной университетской сети RUNNet.
Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В сети Интернет представлено большинство российских вузов.
В других отраслях социальной сферы (занятости и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и т.д.) информационные ресурсы создаются и используются непосредственно в функциональных организациях соответствующих ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для внутриведомственного справочно-информационного обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов социальной сферы недостаточна. Несмотря на то, что все отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями различных служб ограничено. Также узок спектр информационных услуг для населения. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения.
10.Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности
К наиболее крупным государственным информационным ресурсам в данной сфере относятся:
-
базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, Реестр паспортов импортных сделок, Реестр страховых организаций России (Минфин России); -
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций (ГАК России); -
Реестр собственности Российской Федерации (Мингосимущество России); -
базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России); -
базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг (ФКЦБ России); -
базы данных "Налоговая отчетность", Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам); -
данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления (ФСНП России); -
фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций (Банк России) и другие ресурсы.
Финансово-экономическая информация относится к сектору российского рынка, который способен развиваться за счёт платёжеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими информационными агентствами, например, Reuters.
При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной информации, созданной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие организации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационными ресурсами и по довольно высокой цене предлагающие информационные услуги на их основе. Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживают бюджетные организации, как правило, по узкому спектру услуг, и монопольно устанавливают цены для высоко- и средне - платёжеспособных потребителей. Потребители с низкой платёжеспособностью вынуждены пользоваться услугами "чёрного" рынка, которые зачастую предоставляют недостоверную или устаревшую информацию.
Развитию цивилизованного рынка финансово-экономической информации мешает отсутствие регламентов доступа к официальной информации. Ее практически нельзя получить легально либо её приобретение стоит очень дорого. В большинстве ведомств в открытом доступе не представляются базы несекретных данных. Как и в других областях низок уровень межведомственного взаимодействия при формировании и использовании государственных информационных ресурсов.
3. Управление информационными ресурсами
Информационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления.
Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:
-
обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы; -
надежное хранение и защиту этих продуктов; -
обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну; -
оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов; -
координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов; -
создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.
Для организации управления информационными ресурсами необходимо:
-
создать соответствующую нормативно-правовую базу, -
определить состав и правомочия владельцев информационных ресурсов, -
сформировать необходимые финансово-экономические и организационные ресурсы и механизмы.
Нормативно-правовое обеспечение системы управления государственными информационными ресурсами
Развитие нормативно-правовой базы предполагает разработку новых и коррекцию действующих законодательных актов, а также активную разработку подзаконных актов различного уровня, реализующих принятые законодательные акты. Особое значение на федеральном уровне для организации управления информационными ресурсами имеют законопроекты:
-
"Об информационном обеспечении органов государственной власти", -
"О государственном земельном кадастре", -
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", -
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов", -
"О персональных данных", -
"О государственной статистике" и некоторые другие.
Однако наиболее актуальной проблемой является разработка и реализация необходимых подзаконных актов по уже принятым законам, прежде всего, "Об информации, информатизации и защите информации", "Об обязательном экземпляре документов", "О геодезии и картографии" и других.
Учет информационных ресурсов и закрепление их за собственниками и владельцами
Необходимыми условиями эффективного управления информационными ресурсами являются организация учета существующих ресурсов, закрепление их в собственности (материальной и/или интеллектуальной) и определение правомочий владельцев.
Общее число наименований федеральных информационных ресурсов, упомянутых в нормативных актах, регламентирующих создание и использование информационных ресурсов - свыше 400, число федеральных органов и организаций, ответственных за эти ресурсы, - около 200. Однако принятие нормативного акта не означает, что ресурс действительно создан и доступен. Поэтому необходимо специальным правовым актом предписать федеральным органам исполнительной власти, другим организациям, являющимся получателями федерального бюджета, а также средств государственных внебюджетных фондов, провести инвентаризацию информационных ресурсов, создаваемых за счет и с привлечением этих средств и/ или закрепленных в федеральной собственности нормативными актами.
Инвентаризация может проводиться либо как периодически повторяемая акция, либо (что более разумно) путем создания и постоянного ведения Федерального регистра информационных ресурсов по регламенту, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Для информационных ресурсов, имеющих федеральное значение и соответственно включенных в Федеральный регистр, порядок финансирования их создания, а также порядок их использования в коммерческих и некоммерческих целях должен быть установлен на правительственном уровне.
Для других информационных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, функции управления могут быть переданы на ведомственный уровень.
Аналогично другие виды государственных информационных ресурсов должны быть включены в региональные регистры и закреплены в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или приватизированы с соблюдением действующего законодательства.
Как федеральные, так и региональные государственные информационные ресурсы, а также информационные ресурсы органов местного самоуправления должны быть оценены как материальные или нематериальные активы и включены в состав основных фондов. Это послужит гарантией сохранности государственных информационных ресурсов. Учет информационных ресурсов как активов обеспечит возможность страхования рисков, связанных с использованием информационных ресурсов, позволит вести более эффективную финансово-экономическую политику в данной области.
Финансово-экономическое обеспечение деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов
Сложное финансово-экономическое положение страны диктует необходимость более жесткого порядка использования бюджетных средств, выделяемых на формирование приоритетных для государства информационных ресурсов. В этой связи важное значение имеет реализация целевого финансирования деятельности по формированию государственных информационных ресурсов.
Необходимо четко очертить сферы, где государственные информационные ресурсы должны предоставляться бесплатно. Это правовая информация, информация в сфере образования, науки и культуры, информация, затрагивающая безопасность, права и свободы граждан и др. Необходимо установить нормы на оказание бесплатных услуг и связать с этими нормами уровень финансирования государственных организаций - владельцев соответствующих информационных ресурсов.
Одновременно целесообразно легализовать платное использование государственных информационных ресурсов, прежде всего тех, которые используются для информационного обслуживания предприятий и организаций. Например, почти вся информация о природных ресурсах, кроме экологической и частично метеорологической, так же как и многие виды финансовой и экономической информации, может быть объявлена платной. Учитывая, что государственные информационные центры являются, как правило, монопольными владельцами информации, платное обслуживание должно производиться только по утвержденным тарифам.