Файл: Курс лекций для студентов iv курса Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Приложение 3
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный аграрный университет
имени Н.И. Вавилова»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Краткий курс лекций
для студентов IV курса
Направление подготовки
38.03.06 Торговое дело
Профиль подготовки
Коммерция
Саратов 2016

2
УДК 657.6
ББК 65.052
Б35
Рецензенты:
Доцент кафедры «Товароведение и экспертиза товаров»
Саратовского социально-экономического института (филиала)
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», кандидат технических наук
Л.Г. Тимуш
Доцент кафедры «Товароведения и менеджмента качества»
ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ им. Н.И.Вавилова», кандидат технических наук
Голубенко О.А.
Б35
Информационный менеджмент: краткий курс лекций для студентов IV курса направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» / Д.О. Круглякова //
ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 62 с.
Краткий курс лекций по дисциплине «Информационный менеджмент» составлен в соответствии с программой дисциплины и предназначен для студентов направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело». Краткий курс лекций рассматривает получение знаний, умений и навыков, необходимых для управления информационными системами организации таким образом, чтобы обеспечивалось достижение ее стратегических целей.
УДК 657.6
ББК 65.052
© Круглякова Д.О., 2016
© ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», 2016

3
Введение
Информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмента, быстро приобрел вполне самостоятельное значение и оформился как перспективное научное направление в эпоху информационного общества.
Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.
Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.
Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации. Задачу информационного менеджмента под этим углом зрения следует видеть в том, чтобы интегрировать созданные сотрудниками индивидуальные информационные элементы системы (документы, дела, технологии) на основе объединяющей программы поиска.
Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продукта» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к знаниям, релевантным внутренним решениям.
Информационный менеджмент решает задачи планирования, руководства, контроля и организации документационного обеспечения управления организацией по определенным целевым критериям для поддержки согласованных организационно-информационных действий членов организации.
Важной задачей информационного менеджмента является выбор рациональных форм коммуникаций, техники и информационных технологий, а также характеристик информационных ресурсов, необходимых для достижения целей организации.
Специалист организации, работник, руководитель являются не просто потребителями, которым поставляется информация, а непосредственными участниками информационного процесса, важнейшей составной частью структуры информационного менеджмента.
Практическая реализация коммуникационных процессов в аппарате управления осуществляется институтами (службой) информационного менеджмента в виде организации документооборота, бездокументных связей, циркуляции документных потоков в рамках системы управления внутрифирменной информацией, функционирования информационных систем и сетей.
Организационные структуры информационного менеджмента призваны объединить высшее руководство, специалистов, менеджеров, поставщиков информации и собственно подразделение информационного менеджмента и создать тем самым предпосылки для управления документацией в масштабе организации на основе современных методологических подходов, организационных и технологических решений.
Краткий курс лекций по дисциплине «бизнес проектирование коммерческой деятельности» предназначен для студентов по направлению подготовки 100700.68 «Торговое дело». Он направлен на формирование у студентов навыков, необходимых для управления информационными системами организации таким образом, чтобы обеспечивалось достижение ее стратегических целей.


4
Курс нацелен на формирование у студентов профессиональной компетенции: «Способность управлять персоналом организации (предприятия), готовностью к организационно- управленческой работе с малыми коллективами»

5
Лекция 1
СФЕРА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Основные цели курса
Основная цель курса - формирование у менеджеров знаний и предоставление им инструментария, необходимых для управления информационными системами организации таким образом, чтобы обеспечивалось достижение стратегических целей организации.
После изучения курса студенты должны:
- уметь:
 определять основные направления политики организации в управлении информационными ресурсами;
 оценивать эффективность различных вариантов информационного обеспечения управленческой деятельности;
 выбирать и рационально использовать конкретные информационные технологии обеспечения деятельности на своем рабочем месте;
 определять потребности организации в квалифицированных специалистах в области информационного обеспечения управленческой деятельности и осуществлять соответствующую политику по подбору и обучению персонала;
 оценивать и рационально организовывать работу подразделений информационного и документационного обеспечения управленческой деятельности.
- понимать:
 назначения и области применения различных видов компьютерной, коммуникационной и организационной техники;
 назначения и области применения основных информационных технологий обеспечения управленческой деятельности;
 назначения и состава организационно-методического обеспечения управления информационными ресурсами организации;
 назначения и условий применения основных методов обеспечения информационной безопасности.
- иметь представление:
 об информационных системах, ресурсах и технологиях;
 о системном и прикладном программном обеспечении информационных технологий;
 об основах сетевых технологий;
 о рынке технических и программных средств информационных технологий;
 об организации информационного и документационного обеспечения управления.
1.2 Базовые понятия информационного менеджмента
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов
(массивов документов) и информационных технологий, в том числе, с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы, т. е. процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационная система - система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как: люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).
Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.
Информационная сфера: 1) сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний; 2) совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование,


6 распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная технология - совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированного порядка их применения.
Информационная технология; технология информационного процесса - совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.
Информационная технология - технологический процесс, в котором используется совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации, прежде всего в ее высшей форме - форме знаний.
Информационный ресурс - отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Инновации - процесс, главной функцией которого является изменение.
Планирование - процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.
Стратегическое планирование ИС - процесс планирования, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования.
Информационный менеджмент - специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и охватывающая все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.
Сфера информационного менеджмента:
 в узком смысле - круг задач управления производственного и технологического характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере использующих ИС и реализованные в ней ИТ;
 в широком смысле - совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла организации, включающая действия и операции как с информацией в различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе информации.
1.3 Понятие информационного менеджмента
Под информационным менеджментом понимается специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности.
Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.
Цель информационного менеджмента: повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).
Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуатации и развития
ИС предприятия.
Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.


7
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сферы, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса.
Профессиональная деятельность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей.
При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.
Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.
Основные направления информационного менеджмента:
 управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненного цикла;
 стратегическое развитие ИС;
 маркетинг ИС.
Задачи информационного менеджмента:

Формирование технологической среды информационной системы;

Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;

Планирование в среде информационной системы;

Формирование организационной структуры в области информатизации;

Использование и эксплуатация информационных систем;

Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

Управление персоналом в сфере информатизации;

Управление капиталовложениями в сфере информатизации;

Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.
Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.
Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации.
Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продукта» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к знаниям, релевантным внутренним решениям.
1.4 Значение и роль информационного менеджмента в современном обществе


8
Развитие цивилизованных стран происходит в направлении создания информационного общества, т. е. общества, в котором большинство работающих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации, прежде всего в ее высшей форме - форме знаний.
В настоящее время число информационных работников в США составляет около 50 % рабочей силы, число же производственных работников - 20 %, в том числе, работников сельского хозяйства - 5 %. Если объединить в одну группу работников, занятых в информационных технологиях и в сфере обслуживания, то их доля будет около 80 %, что весьма наглядно характеризует народное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы работники этой группы составят приблизительно 90 % всех.
В 2008 году объем рынка средств информатизации достиг объема 1,8 трлн. долл.
Согласно аналитическим исследованиям Е1ТО в 2014 году мировой ИКТ- рынок составил 2160 млрд. евро.
В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения эффективного управления этими средствами - менеджмента - на всех этапах их жизненного цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информатизации в значительной мере определяет темп научно-технического прогресса.
Наличие более мощных и эффективных информационных систем, позволяющих эффективно создавать, накапливать и использовать оперативную и полную информацию, дает компаниям преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности информационных систем ведет к потере позиций.
В 60-е годы появились первые по существу стратегические информационные системы - такие ИС, за счет которых предприятия пытаются обеспечить себе преимущество в конкурентной борьбе. Классическим примером является создание и внедрение систем заказа и продажи билетов американскими авиационными компаниями, которые благодаря этим системам смогли изменить в свою пользу ситуацию на рынке авиаперевозок. Иметь возможность выявлять такие шансы средствами информационного менеджмента - цель многих предприятий. И многие из них уже используют эти средства на практике.
Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфере деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения развивается производство средств информатизации.
В настоящее время информация превратилась в один из важнейших ресурсов предприятия. От качества данного ресурса и эффективности его использования во многом зависит и эффективность, и жизнеспособность предприятия в целом. В этом лежит причина важности роли информационного менеджмента в современных условиях.
Еще один момент связан с проблемами, возникающими при внедрении ИС. Основными являются следующие:
1) дополнительная нагрузка для персонала в процессе внедрения, так как какое-то время приходится вести как новую, так и старую информационные технологии;
2) изменение функциональных обязанностей лиц, принимающих решения в системе управления, вследствие внедрения информационных технологий. В результате у них либо появляются дополнительные обязанности (оптимистический вариант), либо они сокращаются, что вызывает увольнение сотрудников (пессимистический вариант).
Распределение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников влияет, с одной стороны, на создание рабочих мест, а с другой, - на разработку структуры ИС и ее соответствие структуре управления. Эти вопросы неразрывно связаны с решением стратегической задачи выбора критерия выделения структурных элементов ИС и глубины их детализации. Данная проблема существовала на протяжении всей истории автоматизации объектов управления и остается актуальной и в настоящее время.