Файл: Субъект малого и среднего предпринимательства как участник конкурентных отношении 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20.

Еще одним принципиально важным моментом является то, что данные правонарушения противоречат нормам не только Закона «О защите конкуренции», но и норм, например, Закона РФ «О защите прав потребителя». Согласно ст. 8 Закона № 2300-1 потребитель имеет право потребовать предоставить необходимую и достоверную информацию об изготовителе либо исполнителе или продавце, а также режиме его работы и реализуемых им товарах (работах или услугах)21. Более того, правонарушения в форме недобросовестной конкуренции могут быть представлены в виде некорректного сравнения предпринимателем производимых или реализуемых им товаров, работ, услуг с аналогичными товарами, работами, услугами, которые производятся или предоставляются другими предпринимателями на аналогичном рынке. Такое нарушение чаще всего противоречит нормам федерального закона «О рекламе». Например, согласно ст. 6 вышеуказанного закона под недобросовестной рекламой следует понимать такую рекламу, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других физических или юридических лиц, а также в ней используются высказывания, образы, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию конкурента22.

К третьей группе относят так называемую экономическую концентрацию, которая выражается в заключении сделок и иных действиях между хозяйствующими субъектами, оказывающих влияние на состояние конкуренции на рынке.

Для того, чтобы понять распространяются ли требования Закона «О защите конкуренции» на субъектов малого и среднего предпринимательства представляется необходимым проанализировать положения федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Стоит заметить, что следствием такого явления как экономическая концентрация является укрупнение хозяйствующих субъектов, увеличение размеров их активов и экономических возможностей. Такие последствия в целом могут привести к усилению доминирующего положения и ограничению конкуренции на рынке.

Следствие всего вышесказанного явилось проведения контрольных мероприятий за экономической концентрацией антимонопольными органами за хозяйствующими субъектами. Согласно положениям Закона «О защите конкуренции» объектами контроля в отношении сделок и иных действий являются: слияние и присоединение коммерческих организаций; слияние дочерней коммерческой организации с основной; сделки с акциями или долями, имуществом коммерческих организаций, а также правами в отношении коммерческих организаций
23.

Основными условиями контроля за экономической концентрацией при реорганизации, слиянии или присоединении являются суммарная стоимость активов участников действий или суммарная выручка.

Условиями контроля за экономической концентрацией при создании коммерческих организаций являются: оплата уставного капитала акциями, долями или имуществом; суммарная стоимость активов учредителей превышает 7 млрд. рублей; суммарная выручка более 10 млрд. рублей.

Основными условиями контроля за экономической концентрации при совершении сделок с акциями или долями, имуществом коммерческих организаций, а также правами в отношении коммерческих организаций является: суммарная стоимость активов более 7 млрд. рублей; суммарная выручка более 10 млрд. рублей; стоимость активов лица либо группы лиц более 250 млн. рублей.

Как мы видим к хозяйствующим субъектам предъявляются определенные требования, которые необходимо соблюдать, в противном случае антимонопольный орган будет вынужден выдать соответствующее предписание. Далее, представляется рассмотреть требования, которые предъявляются к субъектам малого и среднего предпринимательства и сравнить их.

Согласно ст. 4 Закона «О малом и среднем предпринимательстве» основными требованиями, предъявляемыми к малым и средним предпринимателям являются: суммарная доля участия государства не более 25 % в предприятии; акции акционерного общества являются акциями высокотехнологичного сектора экономики; средняя численность работников не должна превышать определенные значения, установленные законом24.

Проанализировав два федеральных закона, мы можем сделать следующий вывод: требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, касающиеся экономической концентрации не распространяются на субъектом малого и среднего предпринимательства.

Далее, в рамках нашего исследования представляется необходимым рассмотреть недобросовестную конкуренцию, как наиболее распространенную форму нарушения антимонопольного законодательства. Общие основания для защиты антимонопольными органами интересов предпринимателей указаны в п. 2 ст. 11 Закона «О защите конкуренции». Согласно положению закрепленному в законе допускается возможность защиты гражданских прав в административном порядке. Кроме того, в п. 7. ст. 1252 ГК РФ указано, что в случаях, когда нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защите нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными ГК РФ, так и в

соответствии с антимонопольным законодательством25.

Рассмотрим легальное определение недобросовестной конкуренции. В ст. 4 Закона «О защите конкуренции» указано, что для признания действий недобросовестной конкуренцией несколько условий должны выполняться в совокупности, а именно, следующие:

  • само действие должно быть совершено хозяйствующим субъектом (предпринимателем);

  • действия направлены на получение каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами при занятии предпринимательской деятельностью;

  • такие действия противоречат действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

  • такие действия причинили или могут причинить ущерб другим предпринимателям - конкурентам либо нанесли ущерб, а также могут причинить вред их деловой репутации.

Теперь необходимо поговорить о самих субъектах, к которым предъявляются требования в соответствии с Законом «О защите конкуренции». К таковым относятся следующие: индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход26.

Положения гражданского законодательства раскрывают этот перечень. ГК РФ к коммерческим организациям относит полные товарищества и товарищества на вере, публичные акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также производственные кооперативы и унитарные предприятия. В свою очередь к некоммерческим относят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения. Индивидуальными предпринимателями считаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц и зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с порядком, установленным законодательством27. Для подтверждения государственной регистрации согласно ст. 2 ГК РФ необходимо получить из регистрирующего органа свидетельство о регистрации и учредительные документы, которые подаются в этот орган заявителем.

Далее, необходимо поговорить о некоторых терминах и определениях, которые используются в законодательстве. Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности следует понимать объективную способность предоставить субъекту МСП конкретные преимущества. Под преимуществом понимается такое превосходство над конкурирующими субъектами, благодаря которому можно увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанный действий
28. Проще говоря, действия предпринимателя будут считаться направленными на получение преимуществ в том случае, если они дают возможность этому субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Содержание понятия обычая делового оборота раскрывается в ст. 5 ГК РФ. Таким обычаем считается сложившееся и широко используемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, которое не предусмотрено действующим законодательством, независимо от того, упоминается ли оно в каком-либо правовом акте или нет29. Также важно помнить, что обычай используют только тогда, когда он не вступает в противоречие с действующим законодательством или не противоречит договору.

Теперь представляется необходимым поговорить про разновидности недобросовестной конкуренции, как формы нарушения антимонопольного законодательства. Во-первых, это распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации. Важно понимать, что не любое распространение дискредитирующих сведений может считаться недобросовестной конкуренцией, а только такое, которое может повлиять на конкуренцию непосредственно. Иными словами предоставить распространившему сведению субъекту преимущества над конкурирующими субъектами и причинить им вред. Они могут быть выражены, например, если произошло сообщение в ОГВ либо в суд ложной информации и такое сообщение повлияло на распределение спроса между субъектами - конкурентами. Такие действия рассматриваются как акт недобросовестной конкуренции.

Исходя из содержания ст. 14 ФЗ № 135-ФЗ можно сделать вывод о наличии трех признаков рассматриваемого вида недобросовестной конкуренции: распространение информации, ее недостоверность и причинение вреда.

Под распространяем понимаются любые сведения, в результате которого эта информация стала известна хотя бы одному третьему лицу. При этом, не имеет значение то, в какой форме произошло распространение информации. Это может быть реклама, выступление на публике или в средствах массовой информации и так далее. Исключением является случай, когда распространяемая информация затрагивала интересы лица, которое про нее узнал. Такие действия не будут являться актом недобросовестной конкуренции.

В Законе «О защите конкуренции» упоминаются следующие формы недостоверности информации: ложность, искаженность и неточность. Даже проанализировав действующее антимонопольное и гражданское законодательство нельзя провести четкой границы между этими формами. Под ложным, на наш взгляд, следует понимать полное несоответствие информации действительности, а под искаженным - частично несоответствующее. Под неточными
сведениями следует понимать такие сведения, которые в силу распространения их в определенном контексте могут создать ошибочное впечатление у того, кому эти сведения адресованы30.

Далее, следующая вид недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров или его изготовителей. Стоит заметить, что в отличии от предыдущего вида недобросовестной конкуренции, распространяемая информация имеет позитивный характер и субъект распространяет ее о своих товарах, работах или услугах. Сходство проявляется в том, что распространяемая информация не соответствует действительности. Введение в заблуждение может выражаться и в других формах. Для того, чтобы такое действие было признано нарушением необходим эффект, который произведет воздействие на ложное восприятие определенных обстоятельств конкурирующим субъектом.

Также необходимо указать на то, что в Законе «О защите конкуренции» упоминаются несколько обстоятельств, сведения о которых могут ввести в заблуждение: характер, способ и место изготовления, потребительские свойства, качество или количество товара и его изготовитель31.

Характер производства – это его особенности, отличительные черты и определенные признаки. Под способом изготовления понимают средства и технологии, применяемые при производстве, а также другие условия изготовления товара. Под местом производства может рассматриваться как страна, так и любой другой географический объект, где происходило изготовление товара. Потребительские свойства товара – это такие свойства, которые удовлетворяют различные потребности человека. Под качеством товара понимаются различные характеристики, которые раскрывают потребительские свойства этого товара в технической документации, которая прилагается к нему32.

Еще одним принципиально важным моментом является то, что ошибочное впечатление о потребителя должно сложиться в следствие действий хозяйствующего субъекта, а не других факторов. Таким может быть, например, плохое зрение или слух у потребителя. Также важно пониматься, что несмотря на содержащееся в ст. 14 Закона «О защите конкуренции» положение только о потребителе, данные действия должны оказывать негативное влияние и на конкурирующих субъектов. Кроме того, такие действия могут носит как разовый характер, например, проведение PR-акции, так и действия, носящие постоянный характер.