Файл: Ерусалимскии Е. Л. Экстерьер собаки и его оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
фаворитов, хотя они могут принадлежать к редким и потому мало знакомым породам. Обычно это художественно одаренные люди, инстинктивно воспри- нимающие гармонию собак. Они способны удерживать свои впечатления в па- мяти и получать удовольствие от прогноза, перебирая в уме различные образы своих фаворитов.
Каждый такой человек — потенциальный эксперт, и возникающий в его душе отклик на проявления совершенства или несовершенства естествен и обязателен как первая — эмоциональная — ступень эстетической оценки при экспертизе собак.
Однако реально экспертами из них становятся немногие.
Даже самый одаренный почитатель красоты навсегда останется эстетс- твующим дилетантом, если в нем не пробудится интерес к осознанию пережи- ваемых впечатлений и если этот интерес не будет удовлетворен на уровне серь- езного кинологического образования.
Таким образом, превратится этот одаренный любитель красоты в профес- сионала или нет, зависит от того, какую школу он пройдет.
К сожалению, дилетантство является частой приметой многих практику- ющих экспертов по причине их поверхностной школы.
Незнание анатомии, неглубокое владение основами общего экстерьера, приблизительное знание стандартов пород, искажение приоритетов в породах, неумение дать грамотное описание собаки, неспособность выделить главное в собаке, судейство преимущественно по недостаткам, немотивированные оцен- ки — вот неполный перечень того, с чем приходится сталкиваться при экспер- тизе многих бойких «специалистов».
Эта книга поможет им восполнить пробелы образования и приучить к мысли о том, что хорошо чувствовать недостаточно — надо профессионально владеть переводом с языка образов на язык квалифицированных описаний, надо учиться выделять в собаке главное, видеть ее достоинства и прощать ее недостатки, если первые перевешивают вторые.
4.2.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Определение оценки собаки является результатом экспертизы по итогам взвешивания обнаруженных у нее «плюсов» и «минусов».
Этот момент — самый ответственный для эксперта и требует четких ори- ентиров.
В мировой практике критерии оценок собак давно сложились, на них и следует ориентироваться при вынесении «вердикта».
Оценка «ОТЛИЧНО» может быть присуждена собаке, если она:
- близка к идеальной модели данной породы,
- имеет ярко выраженный половой тип,
- представлена в выставочной кондиции,


- демонстрирует отличный темперамент и осанку,
- обладает высоким классом.
Оценка «ОЧЕНЬ ХОРОШО» может быть дана собаке, которая:
- обладает типом, характерным для породы,
- пропорциональна,
- представлена в правильной кондиции,
- имеет несколько незначительных недостатков,
- обладает классом.
Оценка «ХОРОШО» присуждается собаке, которая:
- обладает основными характеристиками породного типа,
- имеет явно выраженные недостатки.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» должна быть присуждена собаке, кото- рая:
- соответствует своей породе,
- имеет пороки сложения.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» должна быть дана собаке, если она:
- сложена в типе, не соответствующем стандарту,
- демонстрирует несвойственное породе или агрессивное поведение,
- является крипторхом,
- имеет пороки зубной системы или дефекты строения челюстей,
- обладает нестандартными шерстью и/или окрасом, включая признаки альбинизма,
- не свободна от дефектов, угрожающих здоровью,
- имеет дисквалифицирующие пороки.
Оценка НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИСУЖДЕНА собаке, которая:
- беспрерывно прыгает или рвется из ринга, делая невозможной оценку ее движений,
- не позволяет эксперту проинспектировать ее зубы и прикус, осмотреть на ощупь ее сложение, хвост, семенники, показывает явные следы оперативно- го или медикаментозного вмешательства, имеющие своей целью замаскировать погрешности, наказуемые стандартом.
4.2.5. МАСТЕРСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ
Зрителю, наблюдающему за ходом экспертизы на выставке, вряд ли при- дет в голову предположить, насколько обманчивы внешняя легкость и быстро- та, отличающие работу хорошего эксперта в ринге. Возможно, искренность это- го заблуждения и является причиной того, почему у многих невольно создается
впечатление о простоте и доступности экспертной работы.
Эту иллюзию, однако, утрачивают довольно скоро те, кто начинает «учить- ся на эксперта», погружаясь в глубины весьма специфических знаний.
Одолевшие эту науку зачастую приходят на стажировку в ринг с гордой уверенностью «школьных отличников», тщательно выучивших преподанные уроки и готовых немедленно применить на практике свои знания. Стоя за спи- ной у эксперта и глядя на ринг его глазами, стажеры довольно быстро начинают ориентироваться в логике мастера, проводящего экспертизу, и нередко заслу- живают его одобрение, грамотно отвечая на конкретные вопросы, чем только подкрепляют уверенность в себе.
Однако мало кому из стажеров незнакомо неожиданное состояние бес- помощности при переходе от ответов на вопросы к пробной самостоятельной экспертизе. Неумение быстро включиться и в сжатые сроки продемонстриро- вать остроту глаза, уверенность в ориентирах и точность в оценках вызывает у стажера чувство растерянности и бесполезности накопленных знаний. Этот этап естествен даже для одаренных людей и не должен удручать: раньше или позже он проходит.
Специализируясь по данной породе, вы должны как можно чаще ассис- тировать различным известным экспертам-породникам, учиться видеть ринг их глазами и, уважая их порой отличающиеся взгляды, не бояться критически сопоставлять их между собой, сравнивать их с собственными впечатлениями и делать выводы, постепенно и последовательно выковывая свое сознательное кредо.
Так же поступает ученик художника, когда копирует картину большого мастера и, находясь под влиянием чужого таланта, совершенствует свое мас- терство, которое в будущем позволит ему выразить свою личность.
Став мастером в своей породе, приобретя авторитет и известность спе- циалиста, чьим мнением дорожат знатоки, вы тем не менее всегда должны пом- нить о необходимости продолжать свое образование, внимательно наблюдать за работой своих коллег, самым детальным образом интересоваться работой ведущих заводчиков и не считать для себя зазорным учиться у них, т.к. никакое знание не бывает окончательным. В противном случае вы рискуете отстать от породы, которая будет совершенствоваться в своем развитии.
Если же вы не согласны с экспертизой вашего коллеги, постарайтесь понять, какими принципами он руководствовался в своей концепции данного ринга, — это поможет вам оценить глубину его мотивации и сравнить его трак- товку с вашей.
Многие эксперты остаются пожизненно специалистами только по одной породе, потому что другие породы им не интересны. Такую позицию однолюбов можно понять.
Однако, если вы почувствовали интерес к другим породам, не считайте себя отступником, — значит, пришло время расширить ваш кругозор.
Всякая новая порода для эксперта сродни новой роли для актера — за-

болев ею, он начнет примеривать ее на себя, как новую одежду, и будет продол- жать эту примерку до тех пор, пока не сроднится с ней и не почувствует себя комфортно. Постижение новой породы должно привести вас в результате к состоянию такого же естественного владения ею, какое вам знакомо по вашей исходной породе. Конечно, так получается не всегда, но ведь и у актера, даже самого талантливого и многопланового, не все роли удаются одинаково хоро- шо, хотя стремиться к этому надо.
В среде собаководов немало скептиков, подвергающих сомнению компе- тентность многопрофильных экспертов, тем более — экспертов по всем поро- дам собак — All-rounder’oB. Тем не менее такие эксперты — «многостаночники», высококомпетентные в огромном количестве пород, существуют. Их немного в любой стране, потому что каждый из них, помимо традиционных знаний, дол- жен обладать энциклопедической образованностью, феноменальной памятью и талантом чувствовать самые разные стили. И это возможно, как возможно для профессионального музыканта-исполнителя помнить сотни, а то и тысячи музы- кальных произведений, и владеть ими.
Параллель между экспертом и музыкантом-исполнителем правомерна в силу аналогии между текстом стандарта породы и нотным текстом данного музыкального произведения, — и тот, и другой «озвучиваются» по-разному в зависимости от интерпретации исполнителей.
Естественна и другая аналогия.
Так, музыкант начинает по-другому исполнять свой базовый репертуар после выхода за его пределы и освоения новых для него стилей: мир его пред- ставлений расширился, чувства углубились, акценты сместились. Та же мета- морфоза происходит и с экспертом.
После экскурса в «чужие» породы он:
- начинает воспринимать и оценивать особенности своей родной поро- ды гораздо глубже,
- определяет естественное место этой породы в ряду других,
- учится по-особому дорожить достигнутыми в ней успехами и критичес- ки воспринимать типичные для нее недостатки, которые когда-то представля- лись ему почти неотъемлемыми атрибутами данной породы, но оказались из- житыми в других породах,
- оказывается перед необходимостью уточнить сложившиеся стереоти- пы оценок и скорректировать акценты стандарта.
И чем большее количество пород осваивается экспертом, тем точнее оп- ределяются границы между ними и приоритеты каждой из них.
Росту вашего мастерства будут сопутствовать естественная скорость ва- шей экспертной работы и та обманчивая, вводящая в заблуждение зрителей легкость, с которой в считанные мгновения вы сможете производить эксперти- зу, используя весь свой опыт.
Совершенствуя свое мастерство, никогда не забывайте о владельцах эк- спонируемых собак, для которых они любимцы независимо от их породных до-

стоинств.
Старайтесь, чтобы по окончании экспертизы владелец даже плохой с ва- шей точки зрения собаки ушел удовлетворенным.
С пожеланиями успехов на трудном пути эксперта — Автор