Файл: Значение отдыха и рекреации в жизни человека.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Немалое число терминов используется в связи с прикладными аспектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная активность рассматривается как часть или срез какой-либо инструментально-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-экономической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строительства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).

Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия, включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.

С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трактовка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе общественно значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отводится этнонапиональным представлениям о прекрасном, о художественно-эстетической активности в целом.

Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.

Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям. Название «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструктивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-досуговой деятельности.


Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации.

Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс.

Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свои темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.
Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга

досуг отдых праздничный массовый

В советский период организованному досугу власти стремились придать идеологические, воспитательно-просветительские, развивающие функции, но одновременно недооценивали его рекреационный и развлекательный потенциал.

В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 90-х годов для основной части населения оставались доступными досуговые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кругу, которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе.

На примере досуговых занятий представителей интеллигенции русского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сферы, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообеспеченным слоям российского общества.



Значительная часть российского населения, переживавшая в этот период затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудовые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничивалась контактами с близкими или знакомыми людьми.

На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности.

К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др.

Многие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.

Ведущим фактором, определившим стремительное развитие культурно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специальное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыночной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досуговые потребности высокого качества.

Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промышленных и культурных центрах.

В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более многочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных городах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и малых городах с возрождающимся производством).

Именно здесь определенная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере культуры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа.


Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры, а также использующих индустриальные и эксклюзивные способы обслуживания.

По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить.

Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными возможностями восстанавливаться в свободное время.
Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга
Снятие административных ограничений и идейных запретов по отношению ко многим самодеятельным занятиям привело в постсоветское время к своеобразному взрыву любительского досуга, который принимает разнообразные формы - стихийные и целенаправленные, неорганизованные и полуорганизованные, реализуемые любителями самостоятельно или с помощью профессиональных менеджеров.

Многие любительские занятия отображают альтернативные формы проведения свободного времени, которые редко встретишь в коммерческих сегментах организованного досуга. Однако многие виды любительского досуга определенным образом пересекаются с организованным отдыхом, индустрией досуга, бизнесом в сфере культуры.

В современной России увлеченность массы людей определенными любительскими занятиями поддерживается производством товаров культурного назначения.

Так, существует своего рода индустрия предметов ухода за домашними животными и их питания, массовое производство товаров для комнатного цветоводства, рукоделия, шитья и т.п. Процветают специализированные магазины типа «Сделай сам», «Домашний мастер», «Рукодельница».

На удовлетворение потребностей, связанных с любительскими занятиями на дому, начинает работать и сфера сервиса. В крупных городах рождается досуговое индивидуальное обслуживание по месту проживания. В домашней обстановке могут оказывать услуги консультанты-флористы, ветеринары, дизайнеры интерьера и т.п.


Кроме того, клиента сегодня обслуживают на дому врачи-диетологи, персональные тренеры, преподаватели танцев или иностранного языка. При этом клиенту могут предложить сопутствующие товары, продукты, технику - спортивные тренажеры, лекарственные препараты, пищевые добавки, учебники и т.п.

Особым объектом интереса организаторов становятся и массовые любительские занятия, охватывающие масштабные группы самодеятельного досуга. Именно в этих группах можно использовать эффективные технологии и услуги, которые быстро самоокупаются.

Корни многих любительских занятий вырастают не только из советского, но и из дореволюционного времени. В нынешних условиях эти занятия получают активное развитие, что стимулирует появление новых их разновидностей.

Рассмотрим некоторые любительские движения, которые существуют не в индивидуальных или групповых формах, а в массовых и поэтому требуют определенной организации и сервиса.

Такие движения могут стать предметом интереса профессиональных менеджеров досуга, которые ищут свою нишу в досуговом бизнесе и способны оказать необходимую помощь любителям в организации их мероприятий.
Организация культурно-художественных фестивалей и конкурсов
В переходный период организационная, материально-техническая и финансовая основы деятельности важнейших художественных отраслей - театра, кино, изобразительного искусства и др. - претерпевали разнообразные преобразования.

Это вело к тому, что традиционные учреждения культуры - музеи, кинотеатры, театры, библиотеки - снижали интенсивность своей работы, творческие коллективы порой утрачивали социальные ориентиры своей деятельности, а население теряло возможность обращаться в свободное время к продуктам культуры и искусства.

Однако творческие поиски и развитие художественных коллективов в этот период не прекращались. Творческая среда не могла мириться с ситуацией социальной изоляции, в котором порой оказывалось профессиональное искусство во многих городах России. На этом фоне вместо прежних форм деятельности творческих коллективов стали нарождаться новые.

Случалось и так, что прежние формы организации культуры и досуга, которые раньше считались формальными, в новых условиях становились ведущими, создавая условия для сохранения досуга, связанного с искусством. Последнее в наибольшей степени относится к проведению фестивалей, конкурсов, смотров.