ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как известно, в рамках культурно-досуговой деятельности современные художественно-творческие фестивали и конкурсы выполняют огромную роль: они интегрируют общество, создают атмосферу праздника, позволяют увидеть новые таланты и познакомиться с результатами творческих поисков.
Не случайно проектировщики, работающие в сфере досуга, нередко ставят перед собой задачи внедрения в современную практику отдыха различных культурно-художественных фестивалей хотя они остаются дорогостоящими мероприятиями.
В России фестивальная деятельность стала развиваться еще в советское время, хотя в то время носила официальный и политизированный характер. Например, немало фестивалей проводилось в сфере кино: Московский международный кинофестиваль, Фестиваль документального кино, проводимый в Свердловске (Екатеринбурге) (после распада СССР стал называться «Открытый фестиваль неигрового кино "Россия"»).
В постсоветское время российские фестивали, форумы и конкурсы стали более многообразными по целям и характеру, приобрели сложные функции, определяемые запросами реформируемого общества.
В последние годы в стране проводится более 200 культурно-художественных фестивалей. Среди них есть широко и менее известные, самодеятельные и проводимые на профессионально-организованной основе, коммерческие и благотворительные, регулярные и единичные.
Российские театральные фестивали исключительно многообразны по своим целям и местам проведения. В советский период, когда театр не переживал столь глубокого кризиса, такого многообразия фестивалей не существовало. По-видимому, именно в трудностях театрального дела (нехватка финансов, сложности организации гастролей и др.) заключен один из подспудных механизмов их рождения.
Наиболее престижен и широко известен Национальный театральный фестиваль и премия «Золотая Маска». Существуя уже в течение 10 лет, он открыл любителем театра множество новых имен и разнообразное творчество коллективов разных российских городов.
Центром театральных фестивалей нередко выступает Москва, где их проводится сразу несколько за сезон. Например, летом 2005 г, в Москве проводился фестиваль «Этника», связанный со смотром театральных коллективов, обращающихся к этническому материалу, к показу традиций разных народов.
Есть также постоянные фестивали в Санкт-Петербурге - «Балтийский Дом», для ТЮЗов, для русских театров СНГ. В Белгороде постоянно проводится фестиваль «Артисты России - Щепкину»; в Вологде - «Голоса истории», в Брянске - «Славянские встречи». Кроме того, свои театральные фестивали проходят в Орле, Пскове, Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Рязани, Калуге и др.
Существует постоянный Международный театральный фестиваль тюркских народов «Навруз». Его коллективными организаторами с 1998 г. выступают федеральные органы культуры, Министерство культуры Республики Татарстан, Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства «Тюрксой», союзы театральных деятелей Российской Федерации и Республики Татарстан.
В 2005 г. этот фестиваль проходил в Казани восьмой раз. Его участниками были театральные коллективы не только из городов России (Горно-Алтайска, Казани, Оренбурга и др.), но и из стран СНГ (Баку, Ашхабада, Бишкека и др.).
Технологии обслуживания населения на основе художественного творчества в процессе реализации праздничных и массово-зрелищных мероприятий
Специфическое отличие приобретают технологии обслуживания в культурных учреждениях, связанных с демонстрацией творческого труда и исполнительской деятельности (театр, концертная эстрада, филармония и др.). Здесь технологии обслуживания подразделяются на две разновидности: имеющие художественно-творческий характер или вспомогательно-сервисную основу.
Технологии с использованием художественно-творческой деятельности базируются на следующих разновидностях труда:
-
интеграционно-руководящие разновидности (труд главного режиссера-постановщика, дирижера); -
сценарно-драматургические или музыкальные разновидности (труд драматурга, сценариста, поэта, композитора); -
исполнительские разновидности (труд артистов, певцов, музыкантов); -
организационные разновидности (труд менеджера-организатора, помощника художественного руководителя).
Основные способы деятельности у исполнителей связаны с художественно-творческой активностью, которую невозможно в полной мере приравнять к стандарту, к выверенным приемам и операциям труда. Здесь может идти речь о творческом процессе, в основе которого художественные способности, талант, мастерство.
Безусловно, существуют аспекты творчества, которые строятся на профессиональных знаниях и которые приобретают технологический характер. Это хорошо известно опытным исполнителям. Они умело используют это знание в индивидуальном творчестве, не сводя его при этом к холодному ремеслу.
В деятельности главных руководителей художественных коллективов, а также авторов сценарно-драматургической и музыкальной программ важнейшие составные компоненты также базируются на творческом процессе.
Но эти творческие работники проявляют внимание не только к художественно-креативным аспектам своего труда, но и к технологическим сторонам. Сценарно-драматургическая или композиторская основа выполняет регламентирующие функции по отношению к работе всего исполнительского коллектива.
Поэтому, создавая сценарий, пьесу, музыкальное произведение, авторы учитывают рационально-технологические требования: запросы разных представителей аудитории, ограниченное время, которое требуется для исполнения произведений, финансовые затраты, которыми располагает творческий коллектив и др.
Методы, приемы и способы деятельности главных руководителей художественных коллективов наиболее сложные по целям и разноплановые по характеру. Главные режиссеры-постановщики, дирижеры сводят воедино замыслы сценаристов, драматургов с творческой активностью исполнителей, а также направляют в нужное русло организаторский труд помощников, работников материально-технических служб, финансистов и т.п.
Труд помощников художественного руководителя в наибольшей степени функционален, технологичен, насыщен организационными, коммуникационными и исполнительскими нормами.
Именно эта группа работников помогает трансформировать творческие замыслы в конкретные трудовые задания для многих других специалистов, участвующих в подготовке художественного мероприятия, - художников, осветителей, звукооператоров, костюмеров и др.
Аудитория, наслаждаясь впечатлением от готового спектакля или концерта, восхищается прежде всего творчеством исполнителей, оценивает слаженность и ансамблевый характер коллективного труда. Но за подобным результатом всегда стоят длительный подготовительный период, немалое число репетиций, организационные усилия многих специалистов, мастеров своего дела.
Помимо технологий, связанных с творческими компонентами, в учреждениях культуры и искусства всегда наличествуют технологии чисто сервисного характера. Специалисты, владеющие технологиями этого рода, заняты следующим:
-
создают удобные места, обеспечивая хороший обзор сцены с разных концов зрительного зала; -
обеспечивают хорошую акустику и освещение зала; -
заботятся о работе пунктах общественного питания (буфет); -
заняты информационным обслуживанием посетителей {устная информация, продажа программ); -
создают условия для выполнения гигиенических процедур и удовлетворения ряда первичных потребностей посетителей, а также обеспечивают сохранность их верхней одежды.
Технологии труда работников этой группы приобретают в досуговой деятельности вспомогательный характер. Однако в случае их плохого выполнения они могут стать для потребителей свидетельством низкого сервисного уровня данного учреждения культуры.
Технологии организации досуга, связанные с художественно-творческой деятельностью, широко применяются в подготовке и реализации праздничных массово-зрелищных и спортивных мероприятий, художественных фестивалей, гала-концертов, шоу-представлений на открытом воздухе.
В проведении такого рода сложных художественно-зрелищных программ могут быть задействованы тысячи участников (организаторов, исполнителей, зрителей), одновременно работать разные сценические площадки. При подготовке этих мероприятий коллектив организаторов (фирма-организатор) взаимодействует с множеством партнеров:
-
официальными структурами власти; -
фирмами, производящими технические средства (световое, сценическое оборудование, пиротехники и др.); -
финансовыми учреждениями; -
рекламными агентствами; -
модельными агентствами; -
дизайнерскими, оформительскими фирмами и др.
В этих случаях используются различные вспомогательные технологические приемы деятельности, значительная часть которых приходится на обеспечение чисто организационных аспектов, а также материально-технической, финансовой базы мероприятия.
Особую важность приобретают основные организационно-управленческие технологии главного художественного руководителя (или продюсера) подобного мероприятия.
Именно художественный руководитель определяет творческую политику, разрабатывает концепцию масштабной художественно-зрелищной программы. В период проведения мероприятия действует возглавляемая им режиссерско-постановочная группа, состоящая из главных специалистов, представляющих различные аспекты и направления постановки:
-
главный режиссер и режиссер-постановщик; -
авторы сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих и др.; -
балетмейстер-постановщик; -
композитор; -
художник-постановщик; -
художник по костюмам; -
художник по свету; -
звукорежиссер; -
стилист; -
редактор; -
директор программы; -
главный администратор; -
коммерческий директор; -
менеджер по связям с общественностью и т.п.
Каждый ведущий специалист руководит группой работников, отвечающих за соответствующее направление деятельности и использующих профессиональные технологии (творческие, технические, организационно-управленческие, финансовые).
Деятельность режиссерско-постановочной группы помогает ведущему художественному руководителю объединять части праздничного мероприятия в единое целое.
Заключение
Распространение в нашем обществе потребительских ценностей сознания, облегченных форм досуга и модных форм обслуживания, свойственных обществу постмодерна, нередко оправдывают необходимостью включения России в глобальные культурные взаимодействия, в международный обмен услугами. При этом нередко ссылаются на молодые поколения, которые легко адаптируются к подобным ценностям и формам досуга, идущими к нам из стран Запада.
Процессы межкультурного взаимодействия действительно важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада.
Россия - это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически - они всегда обретали в российской культуре собственную форму.