Файл: Фгбоу во уральский государственный университет физической культуры кафедра спортивной медицины и физической реабилитации.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
О.И. Коломиец, Е.В. Быков
«ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ»
Практические занятия
Методическое пособие
Рекомендовано методическим советом УралГУФК
Челябинск, 2021
СОДРЖАНИЕ
| | стр |
| Исследование функционального состояния различных систем организма | |
Практическое занятие №1 Тема: Определение физического состояния | ||
| Определение исходного уровня резервов адаптации (АП) (Коневских Лилия Алексеевна) | |
| Определение исходной толерантности при помощи 6-минутного теста ходьбы (рекомендован ВОЗ для пациентов с заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой систем). | |
| Субъективная оценка переносимости физической нагрузки | |
| Определение функции ЦНС. Функциональный тест баланса Berg Balance Scale | |
| Тесты для выявления статокинетической устойчивости: «Ходьба по прямой линии», «Ходьба на месте» | |
Практическое занятие №2 Тема: Определение функции автономной нервной системы | ||
| Определение вегетативного индекса Кердо | |
| Определение минутного объёма (МО) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера. | |
| Определение Коэффициента Хильдебранта. | |
| Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс). | |
| Клиностатическая и ортостатическая пробы. | |
| Пробы Ортнера и Геринга. | |
Практическое занятие №3 Тема: Определение функционального состояния дыхательной системы | ||
| Проба Штанге. Показатель реакции ЧСС (Штанге) | |
| Проба Генчи. Показатель реакции ЧСС (Генчи) | |
| Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки | |
| Проба Серкина (трёхфазная задержка дыхания) | |
| Объём грудной клетки на выдохе | |
| Соотношение вдох/выдох | |
| Жизненная ёмкость лёгких | |
Практическое занятие №4 Тема: Оценка психоэмоционального состояния | ||
| Самооценка качества жизни (sf-36) | |
| Уровень самоуважения (тест Розенберга) | |
| Уровень агрессии (тест Buss Perry) | |
| Заключение | |
| Приложения | |
| | |
Практическое занятие №1
Тема: Определение физического состояния
-
Для определения уровня адаптационного потенциала (АП) использовать метод автора Коневских Лилия Алексеевна
Порядок проведения тестирования
Необходимое оборудование: секундомер.
Выполнение теста: У тестируемых подсчитать частоту пульса (ЧП) за 1 минуту.
Адаптационный потенциал рассчитывается по формуле:
АП (Адаптационный потенциал):
АП=1,238+0,09×ЧП,
где АП – адаптационный потенциал в баллах,
ЧП – частота пульса, ударов в минуту,
1,238 и 0,09 – коэффициенты уравнения.
Анализ результата:
при значении АП до 7,2 баллов оценивают уровень адаптации как удовлетворительный,
при АП от 7,21 до 8,24 баллов – напряжение механизмов адаптации,
при АП от 8,25 до 9,85 баллов – неудовлетворительная адаптация,
при АП от 9,86 баллов – срыв механизмов адаптации.
2. MWDОпределение исходной толерантности к физической нагрузке при помощи 6-минутного теста ходьбы (рекомендован ВОЗ для пациентов с заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой систем, 6).
Исследование базируется на измерении дистанции ходьбы (6-minute walking distance — 6MWD) с поворотами по длинному прямому коридору (≥30м), в собственном темпе пациента.
Позволяет изменить субмаксимальную толерантность к физической нагрузке, что отвечает возможности выполнять повседневную работу.
!!!!!Прекратите тест немедленно, если у пациента возникает: боль за грудиной, спазм мышц нижних конечностей, нарушение равновесия ( устойчивости), профузный пот, внезапная бледность или снижение насыщения гемоглобина кислородом ( при использовании пульсоксимерта).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Дистанцию, пройденную в течение 6 мин (6MWD), измеряют в метрах и сравнивают с должным показателем 6МWD (i). 6МWD (i) вычисляют по нижеприведённым формулам, которые учитывают возраст в годах, массу тела в килограммах, рост в сантиметрах, индекс массы тела (ИМТ).
Значение 6MWD (i) для мужчин: 6МWD (i) = 7,57 x рост — 5,02 x возраст — 1,76 x масса — 309; или 6МWD (i) = 1140 — 5,61 x ИМТ — 6,94 x возраст.
Значение 6MWD для женщин: 6МWD (i) = 2,11 x рост — 2,29 x масса — 5,78 x возраст + 667 или 6МWD (i) = 1017 — 6,24 x ИМТ — 5,83 x возраст.
У больных с ХСН результаты пробы с 6-минутной ходьбой коррелируют с ФК сердечной недостаточности и параметрами потребления кислорода
При оценке эффективности лечения минимальное достоверное улучшение — увеличение дистанции на 70 м по сравнению с исходным результатом.
Результаты проведения пробы с 6-минутной ходьбой в значительной мере зависят от субъективных факторов: характер мотивации пациента, степени корректности проведения исследования инструктором.
Интерпретация результатов
6MWD у здоровых зависит от возраста и составляет :
≈600 м у мужчин
≈500 м у женщин.
У пациентов с хроническими заболеваниями дыхательной системы разница в 25–33 м является значимой. За клинически значимую разницу у больных с сердечной недостаточностью принимается разница >43 м, а у больных с ХОБЛ — ≥70 м. Значения 6MWD, указывающие на повышенный риск составляют: для ХОБЛ = 317 м, для интерстициальных заболеваний легких — 254 м, для первичной легочной гипертензии — 337 м.
При сравнении результатов повторного теста пациента нужно помнить об эффекте обучения (обычно второй из выполненных тестов имеет результат лучше на 24–29 м).
3. Субъективная оценка переносимости физической нагрузки
Таблица. «Шкала воспринимаемого напряжения Борга» версии 6-20 и 0-10
Борг, шкала 6-20, баллы | Модифи-цированная шкала 0-10, баллы | ЧСС | Описание | Характеристика |
6 | 0 | 60 | Отдых, отсутствие напряжения | |
7 | ||||
8 | ||||
9 | 1 | 90 | Очень низкая активность, 10% от максимальной | Просмотр телевизора, вождение машины и т.п. |
10 | ||||
11 | 2-3 | 110 | Низкая активность, 20-30% максимальной | Ощущение, что может работать в таком темпе часами, легко дышит и поддерживает беседу |
12 | ||||
13 | 4-6 | 130 | Средняя активность, 40-60% от максимальной | Ощущение, что может долго продолжать нагрузку в таком темпе часами и поддерживает беседу |
14 | ||||
15 | 7-8 | 150 | Высокая активность, 70-80% от максимальной | Появление отдышки и дискомфорта, может сказать предложение |
16 | ||||
17 | 9 | 170 | Очень высокая активность, (0% от максимальной) | Очень трудно поддерживать интенсивность активности |
18 | ||||
19 | ||||
20 | 10 | 200 | Максимальная активность, 100% | Практически не может продолжать активность, задыхается, не может говорить |
4. Определение функции ЦНС.
Функциональный тест баланса Berg Balance Scale
Пациентов просят демонстрировать каждую задачу по инструкции. Инструкция называется «Руководство по применению шкалы баланса Берга». Набравшие меньше, чем 45-56 баллов, демонстрируют повышенный риск падения. Разница в 5-7 баллов по шкале баланса Берга позволяет заключить, что пациенты имеют значительные изменения в выполнении теста после его первого применения.
1. Переход из положения сидя в положение стоя | Пожалуйста, встаньте. Постарайтесь не использовать руки для опоры. | баллы |
4 - способность встать без помощи рук и самостоятельно удерживать равновесие 3 - способность самостоятельно встать, используя руки 2 - способность встать, используя руки, после нескольких попыток 1 - способность встать с минимальной помощью при вставании или удержании равновесия 0 - способность встать с умеренной или максимальной помощью | 1 | |
2. Стояние без поддержки | Пожалуйста, стойте 2 мин без поддержки. | |
4 - способность простоять 2 мин без риска падения 3 - способность простоять 2 мин под наблюдением 2 - способность простоять 30 с без поддержки 1 - способность простоять 30 с без поддержки, но после нескольких попыток 0 - неспособность простоять 30 с без поддержки | 2 | |
3. Сидение с поддержкой | Пожалуйста, сядьте с согнутыми руками на 2 мин (без опоры спиной). | |
4 - способность просидеть 2 мин без риска падения 3 - способность просидеть 2 мин под наблюдением 2 - способность просидеть 30 с 1 - способность просидеть 10 с 0 - неспособность просидеть 10 с без поддержки | 3 | |
4. Переход из положения стоя в положение сидя | Пожалуйста, сядьте. | |
4 - способность сесть без риска падения с минимальным использованием рук 3 - способность сесть, контролируя опускание тела с помощью рук 2 - способность сесть, контролируя опускание тела задней поверхностью ног, опираясь ими о кресло 1 - способность сесть, но без контроля опускания тела 0 - способность сесть только с помощью | 3 | |
5. Перемещение | Перемещение между кроватью и стулом. | |
4 - способность перемещаться с незначительной помощью рук 3 - способность перемещаться с определенной помощью рук 2 - способность перемещаться со словесной помощью и/или под наблюдением 1 - способность перемещаться с помощью одного ассистента 0 - способность перемещаться с помощью двух ассистентов и наблюдением за безопасностью | 4 | |
6. Стояние без поддержки с закрытыми глазами | Пожалуйста, закройте глаза и стойте неподвижно около 10 с. | |
4 - способность безопасно простоять 10 с 3 - способность простоять 10 с под наблюдением 2 - способность простоять 3 с 1 - неспособность держать закрытыми глаза в течение 3 с, но способность стоять безопасно 0 - требуется помощь, чтобы держаться и не падать | 1 | |
7. Стоять без поддержки - стопы ног вместе | Поставьте стопы вместе и стойте без поддержки. 4 - способность поставить стопы вместе и стоять 1 мин без риска падения 3 - способность поставить стопы вместе и стоять 1 мин под наблюдением 2 - способность поставить стопы вместе и стоять до 30 с 1 - способность принять эту позу (стопы вместе) с помощью и стоять 15 с 0 - способность принять эту позу (стопы вместе) с помощью, но неспособность стоять 15 с | 3 |
8. Тянуться рукой вперед | Поднять руку вперед на 90°. Потянуться вперед настолько, насколько можете. | |
4 - способность уверенно потянуться вперед на 25 см 3 - способность безопасно потянуться вперед на 12 см 2 - способность безопасно потянуться вперед на 5 см 1 - способность тянуться вперед, но есть необходимость в наблюдении 0 - неспособность сохранить равновесие во время попытки (при выполнении упражнения есть необходимость в поддержке) | 3 |
9. Поднимание предмета с пола (из исходного положения стоя) | Поднимите тапочку, которая лежит перед вашими стопами. | |
4 - способность поднять тапочку легко и без риска падения 3 - способность поднять тапочку, но под наблюдением 2 - неспособность поднять тапочку, не дотягивается 2-5 см до тапочки, но сохраняет равновесие | 4 | |
10. Поворот головы для того, чтобы посмотреть назад | Поверните голову налево (через левое плечо), чтобы посмотреть назад (сзади себя). Повторите то же самое направо. | |
4 - способность посмотреть назад в обе стороны с хорошей балансировкой и сохранением равновесия 3 - способность посмотреть назад только в одну сторону, в другую - теряется равновесие 2 - способность посмотреть только в одну сторону (направо или налево), но с поддержкой равновесия 1 - необходимость наблюдения при выполнении поворотов 0 - необходима помощь для сохранения равновесия | 4 | |
11. Поворот на 360° | Сделайте полный поворот по кругу на 360°. Сделайте паузу. Теперь повернитесь в другом направлении. | |
4 - способность безопасно повернуться на 360° в обе стороны не более чем за 4 сек. 3 - способность безопасно повернуться на 360° в одну сторону не более чем за 4 сек. 2 - способность безопасно повернуться на 360°, но медленно 1 - нуждается в наблюдении при повороте 0 - требуется помощь при поворотах | 2 | |
12. Ходьба на месте | Выберите место и начните ходьбу. Продолжайте до тех пор, пока каждая нога не опустится на пол 4 раза (цикл из 8 шагов). | |
4 - способность сделать 8 шагов за 20 сек. 3 - способность поставить стопы вместе и стоять 1 мин под наблюдением 2 - способность поставить стопы вместе и стоять до 30 с 1 - способность принять эту позу (стопы вместе) с помощью и стоять 15 с 0 - способность принять эту позу (стопы вместе) с помощью, но неспособность стоять 15 сек. | 3 | |
13. Тянуться рукой вперед | Поднять руку вперед на 90°. Потянуться вперед настолько, насколько можете. | |
4 - способность уверенно потянуться вперед на 25 см 3 - способность безопасно потянуться вперед на 12 см 2 - способность безопасно потянуться вперед на 5 см 1 - способность тянуться вперед, но есть необходимость в наблюдении 0 - неспособность сохранить равновесие во время попытки (при выполнении упражнения есть необходимость в поддержке) | 3 | |
14. Поднимание предмета с пола (из исходного положения стоя) | Поднимите тапочку, которая лежит перед вашими стопами. | |
4 - способность поднять тапочку легко и без риска падения 3 - способность поднять тапочку, но под наблюдением 2 - неспособность поднять тапочку, не дотягивается 2-5 см до тапочки, но сохраняет равновесие 1 - неспособность поднять тапочку и нуждается в наблюдении в процессе попытки поднять предмет 0 - неспособность поднять предмет, потребность в помощи для сохранения равновесия и предупреждения падения | 4 | |
15. Поворот головы для того, чтобы посмотреть назад | Поверните голову налево (через левое плечо), чтобы посмотреть назад (сзади себя). Повторите то же самое направо. | |
4 - способность посмотреть назад в обе стороны с хорошей балансировкой и сохранением равновесия 3 - способность посмотреть назад только в одну сторону, в другую - теряется равновесие 2 - способность посмотреть только в одну сторону (направо или налево), но с поддержкой равновесия 1 - необходимость наблюдения при выполнении поворотов 0 - необходима помощь для сохранения равновесия | 4 | |
16. Поворот на 360° | Сделайте полный поворот по кругу на 360°. Сделайте паузу. Теперь повернитесь в другом направлении. | |
4 - способность безопасно повернуться на 360° в обе стороны не более чем за 4 сек 3 - способность безопасно повернуться на 360° в одну сторону не более чем за 4 сек 2 - способность безопасно повернуться на 360°, но медленно 1 - нуждается в наблюдении при повороте 0 - требуется помощь при поворотах | 3 | |
17. Ходьба на месте | Выберите место и начните ходьбу. Продолжайте до тех пор, пока каждая нога не опустится на пол 4 раза (цикл из 8 шагов). | |
4 - способность сделать 8 шагов за 20 с 3 - способность сделать 8 шагов более чем за 20 с 2 - способность сделать 4 шага без помощи под наблюдением 1 - способность сделать более 3 шагов с минимальной помощью 0 - необходима помощь, чтобы не упасть / не потерять равновесие, или неспособность ходьбы | 4 | |
18. Стойка на двух ногах одна впереди другой | Поставьте одну ногу перед другой. Если вы почувствовали, что не можете поставить ногу вперед, попытайтесь поставить ее достаточно вперед перед пальцем другой ноги. | |
4 - способность простоять в этой позе 30 с 3 - способность простоять 30 с при шаге меньшем, чем в первом случае 2 - способность простоять 30 с при маленьком шаге вперед 1 - необходима помощь для шага, но имеется способность простоять 15 с 0 - потеря равновесия во время шага или удержания позы | 2 | |
19. Стойка на одной ноге | Встаньте на одну ногу и стойте так долго, как сможете. | |
4 - способность поднять ногу и простоять больше 10 сек 3 - способность поднять ногу и простоять от 5 до 10 сек 2 - способность поднять ногу и простоять больше 3 сек 1 - неспособность простоять 3 сек при попытке поднять ногу, но способность сохранить положение стоя 0 - неспособность стоять на одной ноге или потребность в помощи для предотвращения падения во время попытки | 3 | |
| ИТОГО | 50 |