Файл: Ссср накануне великой отечественной войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
была максимальной в первые полгода войны, когда были видны успехи немецкой армии, а население ещё не ощутило на себе «нового порядка». По мере изменения ситуации на фронте намерений сотрудничать с оккупантами стало гораздо меньше.

Отношение к коллаборационистам практически во всех странах было крайне враждебным. Главы коллаборационистских режимов Квислинг, Лаваль, Тисо были казнены по приговорам суда. К смертной казни был приговорён и маршал Петэн, которому, однако, ввиду крайне преклонного возраста (89 лет) и прошлых заслуг перед Францией казнь была заменена пожизненным заключением. В СССР за сотрудничество с врагом были приговорены к повешению командующий Русской освободительной армией генерал А. А. Власов и его ближайшее окружение. Десятки тысяч солдат этой армии были направлены в лагеря. Для всех лиц, сотрудничавших с немецкой армией и администрацией в годы войны, был отменён срок давности за совершённые ими преступления.

Размах коллаборационизма в странах Западной Европы был значительно больше, чем в Польше и СССР. Во Франции с гитлеровцами сотрудничали 800 тыс. государственных служащих, в Бельгии — до 200 тыс., в Австрии — около 550 тыс., в Норвегии — более 100 тыс., в Нидерландах — более 200 тыс. В Нидерландах после окончания войны в коллаборационизме обвиняли не только тех соотечественников, которые с оружием в руках выступали на стороне врага, но и тех, кто участвовал в совместных застольях с оккупантами, имел дома портрет Гитлера и др. Убиты были сотни женщин за отношения с немцами.

В то же время ни в одной стране, воевавшей с Германией, коллаборационистское движение не охватило большинства населения.

8. Образование антигитлеровской коалиции. С самого начала Великой Отечественной войны о поддержке Советского Союза объявили Великобритания и США.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО РАДИО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ У. ЧЕРЧИЛЛЯ 22 ИЮНЯ 1941 г.

За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нём. Но всё это бледнеет перед развёртывающимся сейчас зрелищем. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времён. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жёны молятся, — да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры... Я также вижу тупую, вымуштрованную, послушную и свирепую массу гуннской солдатни, которая медленно и тяжело надвигается, словно рой ползущей саранчи... И вдали за этими свирепыми взглядами, за этой бурей я вижу кучку мерзавцев, которые спланировали, организовали и напустили на человечество эту лавину бедствий... Мы должны
оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца. Мы уже предложили правительству Советской России любую техническую или экономическую помощь, которую мы в состоянии оказать и которая может быть ему полезной... Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США...

Чем объяснил У. Черчилль свою позицию в связи с началом фашистской агрессии против СССР?

В июле 1941 г. было подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях в войне против Гитлера, а в начале августа правительство США объявило об экономической и военно-технической помощи Советскому Союзу «в борьбе против вооружённой агрессии».

В сентябре—октябре 1941 г. в Москве прошла первая конференция представителей трёх держав, на которой были обсуждены вопросы расширения военно-технической помощи Великобритании и США Советскому Союзу.

После вступления США в войну против Японии и Германии (декабрь 1941 г.) военное сотрудничество США с СССР расширилось.

1 января 1942 г. в Вашингтоне представители 26 государств подписали декларацию Объединённых Наций, в которой обязались использовать все свои ресурсы для борьбы с общим врагом и не заключать сепаратного мира. Подписанные договор о союзе СССР и Великобритании (май 1942 г.) и соглашение с США о взаимной помощи (июнь 1942 г.) окончательно оформили военный союз трёх стран.

9. Итоги первого этапа войны. Первый период Великой Отечественной войны, длившийся с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г. (дата перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом), имел большое историческое значение.

Советский Союз выдержал столь сильный военный удар, какой не смогла бы выдержать ни одна другая страна. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны». Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная Армия показала свои высокие боевые качества.

К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики страны на военный лад, что стало главной предпосылкой для коренного перелома в ходе войны.

На этом этапе оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.



Всё это приближало победу над фашизмом.

 ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА: ЕДИНСТВО ФРОНТА И ТЫЛА

Что объединяло фронтовое поколение советских людей?

1. Повседневность военного времени. Война быстро и зримо изменила течение повседневной жизни населения СССР.

Вся страна пришла в движение. В сторону фронта направлялись эшелоны и колонны мобилизованных, самыми оживлёнными местами в городах стали вокзалы и мобилизационные пункты. На рубежи обороны уходили и ополченцы, в городских скверах и парках их обучали обращаться с оружием.

На восток потянулись эшелоны с заводским оборудованием и эвакуирующимися людьми. По пути движения поездов были развёрнуты пункты питания и эвакуационные пункты для организации медпомощи и размещения приезжавших. На местах людей подселяли в квартиры и дома местных жителей, под размещение эвакуированных учреждений отдавали дома культуры и другие общественные помещения. Население городов на востоке страны быстро росло (так, по воспоминаниям очевидцев, количество жителей Алма-Аты за первые месяцы войны почти удвоилось).

Важнейшим направлением работы стала организация госпиталей для раненых и больных солдат и офицеров. Благодаря умелой организации медицинского дела в войсках и в тылу и усилиям медиков в годы войны вернулись в строй 72% раненых и 91 % больных воинов. Спасение людей являлось результатом самоотверженной работы легендарных советских хирургов А. Н. Бакулева, Н. Н. Бурденко (главный хирург Красной Армии), В. Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки), тысяч квалифицированных врачей различных специальностей. Микробиолог З. В. Ермольева в 1942 г. получила из отечественного сырья первые в СССР образцы пенициллина, после чего было развёрнуто производство этого первого антибиотика. Одной из самых массовых форм помощи фронту было донорство: за годы войны 5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн 700 тыс. л крови. В результате смертность по причине потери крови составляла около 1 % (против 2/3 потерь в Первую мировую войну).

Школьницы записывают в госпитале письма раненых к родным. 1943 г.

Для подготовки боевого резерва армии в октябре 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет. Эта работа была организована через систему Всевобуча и охватила около 10 млн человек. Осенью 1943 г. началось создание суворовских и нахимовских училищ для «устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». Так решались задачи устройства жизни и организации подготовки мальчиков, в первую очередь из числа оставшихся без родителей, к военной службе одновременно с получением полного среднего образования.


Ещё в июле 1941 г. карточки на основные продукты питания были введены в Москве и Ленинграде, к концу года на карточную систему перешёл весь тыл. На государственном снабжении хлебом в 1942 г. находилось 62 млн человек. Рабочие карточки для трудившихся на оборонных предприятиях обеспечивались по самой высокой норме (800 г хлеба в день и половина этой нормы — на иждивенцев и детей). Основная масса рабочих и служащих получала по 400—500 г хлеба в день, иждивенцы — 300—400 г. В целом потребление основных продуктов питания резко сократилось. Вокруг городов, а иногда и внутри их (парки, скверы, дворовые территории) под огороды отводились небольшие участки. Так, к концу войны такие участки имели 1,5 млн москвичей, а свои подсобные хозяйства — 900 предприятий столицы.

В повседневную жизнь военного времени возвратились многие предметы и понятия времён Гражданской войны. Привычным атрибутом быта горожан в условиях отсутствия отопления стала печка-буржуйка. В городах вновь появились рынки, где осуществлялся прямой товарообмен. Не хватало самых простых бытовых предметов, вожделенными были соль, мыло, спички.


2. Человек на войне. В годы Великой Отечественной войны героизм на фронте и в тылу стал массовым явлением. Поступки, которые в иных условиях рассматривались бы как подвиг, казались нередко частью повседневной работы. Готовность людей идти на смерть стала главным проявлением подлинной храбрости и героизма. Она опиралась на решимость подавляющего большинства граждан СССР отдать для одоления врага все силы.

Незабываемые свидетельства о страшных лишениях и о мужестве людей оставила летопись ленинградской блокады. Вот что рассказывал переживший блокаду будущий академик Д. С. Лихачёв: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Всё было настоящее».

Уже в первые месяцы войны все жители СССР узнали о героях, которые стали символами мужества и воинской доблести. Лётчик Николай Гастелло погиб на пятый день войны, экипаж его самолёта пренебрёг парашютами и протаранил колонну техники противника. Лётчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 г. впервые в истории воздушных ночных боёв протаранил вражеский самолёт. Осенью 1941 г. в лесах под Калинином (Тверью) героически погибла партизанка Лиза Чайкина. В январе 1942 г. стало известно о мученической смерти в подмосковном селе

Школьники развешивают плакаты. 1941 г.

На улице Берлина. Май 1945 г.

Петрищево бесстрашной «партизанки Тани», её имя (Зоя Космодемьянская) было установлено позже. Зимой 1943 г. страна узнала о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом вражеский дзот, чтобы открыть путь наступавшим товарищам. Эти и другие имена (28 панфиловцев — бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова, сражавшихся у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. на подступах к Москве, группы бойцов под командованием сержанта Я. Ф. Павлова, в течение нескольких месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде) стали для миллионов людей символами стойкости духа и беспримерного мужества. Их подвиги широко освещались в печати и на радио.

Герои фронта и тыла были во всех воюющих странах. Однако такое явление, как массовый героизм воинов и тружеников тыловых предприятий, было присуще лишь советскому народу. Героизм стал нормой поведения. За мужество и отвагу в годы войны защитникам Родины было вручено более 38 млн орденов и медалей. Более 11 тыс.