Файл: Ссср накануне великой отечественной войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человек стали Героями Советского Союза, свыше 2500 человек — полными кавалерами ордена Славы трёх степеней. Массовый героизм советских людей в войне стал одной из главных предпосылок победы.

3. Церковь в годы войны. 22 июня 1941 г. появилось «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», написанное местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (И. Н. Страгородским). Оно читалось во всех православных храмах СССР. Послание определяло патриотическую позицию церкви и оценивало разворачивавшиеся события как народную освободительную войну: «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она свой народ и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

Официально церковная благотворительность была запрещена, но фактически такая деятельность широко развернулась на местах. Силами приходов была организована шефская работа в госпиталях, сбор вещей и продуктов для раненых. Церковь активно занималась сбором средств в фонд обороны. На пожертвования верующих была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», для организации сбора средств в Государственном банке СССР был открыт специальный счёт (что фактически возвращало церкви статус юридического лица). 40 танков Т-34 были переданы Красной Армии 7 марта 1944 г. Были также собраны средства на снаряжение самолётов эскадрильи «Александр Невский». В 1944 г. был начат сбор средств в фонд помощи детям и семьям воевавших на фронте бойцов. Средства собирали даже некоторые приходы на оккупированной территории (так, собранные на Псковщине средства через партизан были переправлены в тыл). К концу войны денежный вклад РПЦ в фонд обороны составил более 300 млн р., помимо этого были собраны драгоценности, большие партии вещей и продуктов.

Находившийся в ссылке архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий), известный врач и автор трудов по хирургии (в 1944 г. они были отмечены Сталинской премией), стал главным хирургом эвакуационного госпиталя. Многие священнослужители были призваны в действующую армию.

К концу войны на всей территории СССР действовало более 10 тыс. приходов и 104 монастыря. Многие церкви были открыты на захваченных оккупантами территориях. К середине 1943 г. здесь действовало более 6500 православных храмов. Открывались также костёлы и кирхи, молитвенные дома протестантских церквей различного толка. На территории Крыма и Кавказа появились новые мечети, так как оккупанты старались показать, что они поддерживают и уважают ислам. В то же время повсеместно уничтожались синагоги.


Передача представителями Русской православной церкви частям Красной Армии танковой колонны «Дмитрий Донской». Март 1944 г.

В возрождении религиозной жизни на захваченных территориях фашистское руководство видело оплот антисоветских настроений. Этот расчёт не оправдался. Религиозное возрождение на оккупированной территории дало импульс к росту национального самосознания. Многие священники были убиты за содействие партизанам. Так, Полесская епархия в Белоруссии потеряла более половины священнослужителей. Украинские националисты при содействии немцев безжалостно расправлялись со священниками за признание Московской патриархии.

В сентябре 1943 г. после беседы митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И. В. Сталиным было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви и решения других вопросов церковной жизни. Собор избрал на патриарший престол митрополита Сергия, а после его кончины главой церкви был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (С. В. Симанский).

Руководство других церквей и конфессий также с первых дней войны заняло патриотическую позицию. Были организованы сбор денежных средств, одежды и продуктов для нужд фронта, помощь по уходу за ранеными в госпиталях. Центральное духовное управление мусульман в Уфе собрало деньги на строительство танков, Армяно-григорианская церковь — на танковую колонну имени святого Давида Сасунского, баптисты снарядили санитарный самолёт.

4. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Помощь советскому народу приходила от людей и общественных организаций со всего мира, в том числе от соотечественников за границей.

Многие русские эмигранты влились в ряды движения Сопротивления. Только во Франции в годы войны героически погибли русские подпольщики В. А. Оболенская, Б. В. Вильде, А. С. Левицкий (именно по названию издававшейся с 1940 г. Вильде и Левицким нелегальной газеты «Сопротивление» стали потом называть движение борцов с оккупантами в странах Европы), мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева), партизанки Т. А. Волконская, А. А. Скрябина и др.

Композитор и исполнитель С. В. Рахманинов, живший в США, выступил с концертом, сборы от которого были переданы в фонд Красной Армии. При этом он сказал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Его авторитет и пример вдохновили многих на организацию помощи СССР.



В апреле 1942 г. в СССР был учреждён Еврейский антифашистский комитет. В его задачу входила организация как материальной, так и политической помощи Советскому Союзу из-за рубежа. По каналам ЕАК было собрано около 45 млн долл., организована отправка медикаментов и медицинского оборудования, вещей. ЕАК занимался также сбором свидетельств об уничтожении евреев нацистами.

Плакат художника И. М. Тоидзе

С целью объединения антифашистского потенциала славянских народов в 1942 г. был создан Всеславянский комитет. В него вошли многие деятели культуры, учёные, представлявшие славянские народы, такие, как А. Н. Толстой, А. А. Фадеев, Я. Купала, Я. Колас, А. Е. Корнейчук, М. Ф. Рыльский, З. Неедлы, В. Василевская и др. Комитет издавал журнал «Славяне». Деятельность комитета демонстрировала решимость отстоять славянскую культуру от посягательств нацистских идеологов и готовила почву для будущего политического сближения славянских государств Восточной Европы.

5. Культурное пространство войны. Уже в самые первые дни войны появились произведения высокой героико-патриотической тональности, ставшие художественными символами всенародного сопротивления захватчикам. Прежде всего это песня «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача) и плакат «Родина-мать зовёт!» (художник И. М. Тоидзе). В советском изобразительном искусстве в годы Великой Отечественной войны преобладала героико-патриотическая тема. Лучшие жанровые картины пронизаны острым ощущением суровости времени («Немцы идут» («Подсолнухи») А. А. Пластова, «Бегство немцев из Новгорода» Кукрыниксов). В монументальном полотне «Оборона Севастополя» (1942) А. А. Дейнека использовал выразительные плакатные образы для решения темы смертельной схватки добра и зла.

Бегство немцев из Новгорода. Художники Кукрыниксы

Киноафиша 1944 г

В годы войны появился новый народный литературный герой. Ещё во время советско-финляндской войны были опубликованы первые стихи о Василии Тёркине. С 1942 г. А. Т. Твардовский пишет для армейских газет небольшие стихотворные рассказы, прославлявшие героя и мученика войны — рядового солдата.

Многие писатели стали военными корреспондентами. Среди них особую известность приобрёл К. М. Симонов. В его стихах тема войны как великой трагедии переплеталась с темой любви — чувства, способного победить «всем смертям назло». Специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» был писатель В. С. Гроссман. Его «Сталинградские очерки» стали прелюдией романа-эпопеи «Жизнь и судьба». Немало советских литераторов погибли в годы войны. В их числе — детский писатель А. П. Гайдар, один из создателей «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» Е. Петров.


На фронт выезжали с концертами известные артисты и музыканты страны, бригады ведущих театров, ансамбли песни и пляски, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Всего за годы войны на фронте было организовано более 470 тыс. концертов.

Особой популярностью пользовалось песенное творчество, оно отвечало потребности людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств. Близкой каждому фронтовику стала легендарная «Тёмная ночь» (музыка Н. В. Богословского, стихи В. Г. Агатова). Любимыми всеми стали «Соловьи» (В. П. Соловьёв-Седой, А. И. Фатьянов), «В землянке» (К. Я. Листов, А. А. Сурков), «В лесу прифронтовом» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский). За многими из созданных в эти годы песен, как и за написанной ещё до войны «Катюшей» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский), прочно закрепилась слава народных.

Во время войны появилась целая плеяда выдающихся эстрадных исполнителей. Всенародная любовь пришла к К. И. Шульженко, а песня «Синий платочек» в её исполнении стала одним из символов военной эпохи. Только в первый год войны певица дала около 500 концертов перед бойцами Ленинградского фронта. Все советские люди любили народные песни, с которыми выступала Л. А. Русланова. Л. О. Утёсов выезжал на фронт со своим джазовым оркестром. В 1943 г. вернулся из эмиграции и начал концертную деятельность А. Н. Вертинский.

6. Военные будни и праздники. Уже в первые дни войны началась эвакуация учреждений культуры и искусства. Сокровища Эрмитажа отправили в эвакуацию в Свердловск, основную часть коллекций Русского музея перевезли в Пермь (тогда Молотов). Часть экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда вывезли в Горький (Нижний Новгород), затем переправили в Новосибирск. Работа по упаковке и транспортировке грузов нередко шла под бомбёжками с риском для жизни.

Третьяковская галерея разместилась в Новосибирском театре оперы и балета. Сюда же прибыли коллекции некоторых областных музеев западных регионов СССР, которые удалось вывезти при наступлении фашистов. На восток эвакуировали театры, киностудии. Большой театр оказался в Куйбышеве, Кировский (Мариинский) театр — в Перми. Пермь после войны превратилась в третью балетную столицу страны.

В репертуаре театров военного времени были широко представлены пьесы К. М. Симонова («Русские люди», «Жди меня»), А. Е. Корнейчука («Фронт»), Л. М. Леонова («Нашествие») и др. Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д. Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил её в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г.


Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А. Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И. А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л. Д. Луков) и др.

Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б. Г. Иванов, А. Б. Столпер). Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С. А. Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.

7. Летопись культурных утрат. Потери отечественной культуры от гитлеровского нашествия были неисчислимы и невосполнимы. На территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьёзно пострадали 427 музеев, 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн изданий), архивы 19 областей.

То, что нельзя было вывезти, захватчики уничтожали. В руины были превращены дворцовые ансамбли Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума под Ленинградом. В Царском Селе немцы сознательно разрушили Екатерининский дворец и его фонтаны, разгромили парковый ансамбль.

Особенно ожесточённо уничтожались и осквернялись музеи, хранившие культурную память России. Разграбили музей села Михайловское и осквернили могилу А. С. Пушкина в Святогорском монастыре, разгромили музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и взорвали могилу писателя. Пострадали музей А. П. Чехова в Таганроге, дом П. И. Чайковского в Клину, музей А. С. Пушкина в Одессе и многие другие. Был разобран и подготовлен к отправке в Германию памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, но ворвавшиеся в город части Красной Армии сорвали этот план.

Объясните мотивы подобных действий оккупантов.

В 1944 г. накануне Нового года по советскому радио прозвучал новый Государственный гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана). Он заменил прежний революционный гимн «Интернационал». Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй выражали патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа под руководством И. В. Сталина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей победе в войне и славном будущем.