Файл: Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена Федеральным законом от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Так, в соответствии со ст.18 закона получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Суммы, которые были выплачены незаконно, с нарушением специальных правил, в частности когда выплаты продолжали осуществляться непосредственно по вине их получателя, должны быть взысканы с лица, получившего неправомерные социальные выплаты.

В Федеральном законе от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» имеются лишь нормы о юридической ответственности за разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицам, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 24.11.1995. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлена ответственность лиц за реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности инвалидов. Так, ст.6 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Однако статья является отсылочной, где закреплено, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для реализации юридической ответственности в сфере социального обеспечения необходимо не только законодательное их закрепление, но и довольно доступное толкование сути правовых норм, которое было бы понятным простым гражданам, не имеющим юридического образования, необходимого для толкования специальных юридических терминов. Однако новые пенсионные законы демонстрируют прямо противоположный результат. Многие нормы имеют сложную конструкцию, носят отсылочный характер, по своему содержанию напоминают скорее инструктивные указания.


В рамках данной проблемы, по моему мнению, необходимо акцентировать внимание на том, что право граждан на социальное обеспечение законодатель относит к ряду конституционных прав и свобод. Исходя из этого, можно прийти к умозаключению относительно того, что на суды возлагается несколько повышенная, дополнительная ответственность за своевременное, правильное, законное рассмотрение и разрешение споров.

Для минимизации правонарушения необходимо проводить регулярные меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Основные выводы по работе содержатся в следующих положениях:

В последнее время широко обсуждается проблема социальной ответственности государства, ратифицируются международные акты, проводится законодательная работа, расширен круг получателей социальных благ и число видов социального обеспечения и т.д. Необходимо уделять внимание и вопросам юридической ответственности, возможно пересмотрев некоторые традиционные взгляды, в данной сфере. По- другому невозможна гарантированность и полноценная защита социальных прав, а реформирование не даст нужного эффекта .

Правонарушение - это вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами права предусмотрена юридическая ответственность. При этом правонарушением может быть признано как действие, так и бездействие. Действие подразумевает под собой активное участие в правонарушающем событии, тогда как бездействие - пассивное поведение, а точнее игнорирование и избегание действий, предусмотренных законодательством. Примером противоправного действия может стать убийство, поскольку оно является актом активного поведения, тогда как в качестве примера бездействия можно привести халатность при выполнении служебных обязанностей.

Отличить противоправное деяние от нарушения других социальных норм, как то моральных и религиозных, поможет знание следующих признаков:

- вредность;

- противоправность;

- виновность;

- реальность;

- наказуемость.

Также в данной работе была рассмотрена классификация правонарушений, которая может быть произведена на основании следующих критериев:

- по отраслевому признаку;

- по степени причиненного вреда;

- в зависимости от результата;

- по содержанию субъективной стороны;

- по содержанию объективной стороны;

- по национально – государственному критерию.

Быть ответственным за исполнение взятых на себя должностных обязанностей, а также за добросовестное использование предоставленных государством прав человеку и гражданину в сфере социального обеспечения, - это не простоя моральная обязанность субъекта права (человека, гражданина, уполномоченного должностного лица, государственного органа, юридического лица и т.д.), это юридическая обязанность каждого из перечисленных субъектов. Повышение уровня сознательности и ответственности управомоченных субъектов, сокращение количества правонарушений в сфере социального обеспечения способствуют упорядочиванию общественных отношений,
достижению целей социальной политики государства, что в свою очередь так или иначе будет способствовать повышению уровня жизни незащищенных, нуждающихся слоев населения. При помощи института юридической ответственности государство регулирует и формирует направление развития общественноправовых отношений, стимулирует правомерное поведение. Критерием оценки поведения субъекта права с рассматриваемой точки зрения становится не боязнь негативной реакции за противоправное поведение, а наоборот, осознанная необходимость поступать в соответствии с предписанием юридических норм, что возможно только в достаточно развитом обществе, к формированию которого стремится наше государство.

Социальное обеспечение и социальная защита - комплексные категории, которые регулируются не только отдельными институтами права социального обеспечения, но и представляют собой продукт интеграции различных отраслей права, например, трудовое право регулирует гарантии граждан в сфере труда, определения занятости и безработицы, семейное право дает представление о таких институтах как семья и брак, и их государственную поддержку и т.д. И чем более разносторонним является нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения и социальной защиты, тем сложнее анализировать категорию юридической ответственности в рассматриваемой сфере.

Отсутствие кодифицированного нормативно-правового акта в праве социального обеспечения представляет определенные трудности с регулированием вопросов ответственности. Поскольку на текущий момент в нашем законодательстве не предусмотрен единый нормативно-правовой акт, который сконцентрировал бы и раскрыл основания и условия применения мер юридической ответственности в различных институтах права социального обеспечения, регламентирующих процедуру распределения и предоставления государственных (общественных) средств в качестве мер поддержки нуждающимся категориям граждан и меры негативной юридической ответственности в связи с этими обстоятельствами предусмотрены самыми разными нормативно-правовыми актами, роль перспективной юридической ответственности в сфере социального обеспечения остается достаточно весомой.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Основная литература


  1. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. - 2000. - № 6. - С. 13-15.

  2. Крылова Е.П., Старцева С.В. Вопросы юридической ответственности в сфере социального обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Юридические науки. - 2021. - № 11-1 (62). - С. 150-155.

  3. Курченко О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: дис. канд. юрид. наук. Омск. гос. университет им. Ф. М. Достоевского. - Омск, 2008. – 259 с.

  4. Кушхов Р.Х., Напсоков А.Р. Юридическая ответственность как последствие правонарушения // Образование и право. Юридические науки. - 2022. - № 5. - С. 118-124.

  5. Липинский Д.А. Концепция позитивной юридической ответственности в отечественной юриспруденции // Журнал российского права. - 2014. - № 6. - С. 39-43.

  6. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М.: Юрид. лит., 2017. – 167 с.

  7. Миронов О.В., Зин Н.В. О юридической ответственности // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 12 (192). - С. 69-71.

  8. Общая теория права / Под общей редакцией В.К. Бабаева. - Н. Новгород. 1993. – 690 с6.

  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 // Российская газета. – 2021. - № 87.

  10. Прокопович Г.А. Правонарушения в частном праве: субъект и субъективная сторона. – М., 2007. – 205 с.

  11. Радченко С.Д. Понятие и сущность злоупотребления субъективным гражданским правом. – М., 2015. – 365 с.

  12. Строгович М.С. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. - 1979. - № 5. - С. 72-75.

  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2015. – 720 с.


Нормативные правовые акты и материалы практики


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

  5. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. - № 9. - Ст. 328.

  6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. - Ст. 1929.

  7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. - Ст. 4563.

  8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51. - Ст. 4831.

  9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.

  10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.

  11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.