Файл: Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие правонарушений и его характеристика
1.2. Виды правонарушений в социальном обеспечении и их характеристика
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
2.1. Понятие юридической ответственности
2.2 Закрепление юридической ответственности в праве социального обеспечения
случае болезни ребенка, по уходу за которым оформляет больничный мама, зависел от стажа работы. И чем больше стаж, тем больше приближена оплата по больничному листу к размеру заработной платы. В 2021 году «больничный по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет включительно должен оплачиваться в размере 100 процентов от заработка»1. Пока на законодательном уровне указанное предложение Президента Российской Федерации не нашло законодательного закрепления, но тем не менее вектор направления социальной политики в рассматриваемой сфере задан.
Таким образом, в последнее время право социального обеспечения и практически все его институты претерпевают значительное реформирование. Увеличиваются категории граждан, имеющих права на получения помощи от государства, и соответственно все больше субъектов обращаются за реализацией своих социальных прав и, соответственно, за защитой этих прав и законных интересов. Расширяя перечень льгот и пособий для нуждающихся категорий граждан, государство возлагает определенные обязанности на должностных лиц, в чьих полномочиях находятся назначение, выплата указанных пособий и предоставление льгот соответствующим категориям граждан.
Достижение целей государственной социальной политики зависит не только от четкости обозначенных задач и путей их решения, но и от эффективности работы государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, ответственных за реализацию конкретных задач по предоставлению мер социального обеспечения нуждающимся категориям граждан. Уполномоченные должностные лица должны прежде всего проявлять ответственное отношение к своим обязанностям, осознавать правовые свойства своих действий, бездействий, осознавать ответственность за них перед государством и обществом.
Таким образом, при распределении государственных благ нуждающимся категориям граждан большое значение имеет добровольная юридическая ответственность. Такой вид юридической ответственности является позитивной. На наш взгляд, в рассматриваемой сфере именно позитивная юридическая ответственность должна быть преобладающей. Повышение уровня сознательности и ответственности граждан, упорядочивание общественных отношений приводят к справедливому распределению общественных благ между нуждающимися категориями населения.
Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:
1) по организационно правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);
2) субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, которые обязаны его предоставить);
3) объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.
Фактическим основанием ответственности «можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска»1. Государство выступает гарантом права каждого гражданина на социальное обеспечение, установленное статьей 39 Конституции РФ. Следует отметить, что исходя из статуса государства как одного из главных субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения, ответственность государства очень различна и по своему размеру велика. Поэтому выделяют следующие несколько ее видов.
Конституционно-правовой ответственности присущи все признаки, которые выделяют юридическую ответственность среди множества других социальных явлений. Это мера государственного принуждения, основой которого являются юридическое и общественное осуждение правонарушение, выражающееся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий. Но конституционно-правовая ответственность имеет отличия, которые выделяют её среди других видов. Различие состоит в способе реализации мер конституционно-правовой ответственности, которые имеют иной характер, чем реализация мер юридической ответственности других отраслей права. В конституционно-правовой ответственности отсутствуют такие меры государственного принуждения, как конфискация имущества, штраф и т.д. Распространенными мерами конституционно-правовой ответственности, которые восстанавливают нарушенное право гражданина, являются: признание нормативных актов не соответствующими конституции, принуждение к выполнению конституционной обязанности, возмещение ущерба государством.
Уголовная ответственность наступает за деяния, которые рассматриваются обществом как наиболее опасные. На сегодняшний день в уголовном законодательстве предусмотрены две статьи предполагающие наступление ответственности в сфере социального обеспечения, одна определяет наказание тем, кто получает выплаты, пособия и иную материальную поддержку, другая определяет вину тех, кто эти выплаты осуществляет.
Статья 145.1 УК РФ предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Санкция статьи с учетом тяжести деяния закрепляет различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, лишение свободы (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Целью административной ответственности лиц, ответственных за предоставление гражданам социального обеспечения, является общая и частная превенция. Это позволяет уменьшить количество нарушений в сфере социального обеспечения. Зачастую люди просто физически не в состоянии самостоятельно защитить свои права и от осуществления работы сотрудниками уполномоченных органов зависит своевременная реализация человеком права на социальное обеспечение.
Согласно статье 5.41 КоАП РФ, непредоставление на безвозмездной основе услуг, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа.
Необходимо отметить статью 15.34 КоАП РФ, которая закрепляет ответственность в виде штрафа за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На данный момент институт административной ответственности за совершение правонарушения в сфере социального обеспечения развивается. В 2013 году в КоАП РФ была включена статья 6.30. Она устанавливает ответственность за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также статья 15.33.1, устанавливающая санкции за невыполнение требований законодательства о размещении в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей
Уполномоченный государственный или муниципальный орган, являющийся юридическим лицом (организацией), как правило, является обязанной стороной в правоотношениях по социальному обеспечению. По большей части, они выступают в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК РФ). Для осуществления своих функций они имеют в своем штате работников, которые исполняют определенные трудовые обязанности. Если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.
Особенностью трудовых обязанностей работников органов, которые предоставляют социальное обеспечение, является то, что они закрепляются нормативными актами. Примером может послужить обращение гражданина за предоставлением того или иного вида социального обеспечения, и если он предъявляет все документы, необходимые для этого, то сотрудник государственного органа обязан их принять, рассмотреть и принять соответствующее решение. Если такое решение не будет принято, то это является неисполнением своих трудовых обязанностей, вытекающих из нормативного акта. В этом случае гражданин имеет право обратиться к руководителю соответствующего органа с жалобой и руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности работника, нарушившего свои трудовые обязанности, в соответствии с установленным порядком.
Дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о социальном обеспечении несут только лица на стороне субъектов, уполномоченных предоставлять социальное обеспечение при условии неисполнения или ненадлежащего и исполнения своих трудовых обязанностей.
В сфере защиты социальных прав применяются различные виды юридической ответственности. Мы можем говорить о ней, как о комплексном правовом образование, которое включает в себя нормы об ответственности различных отраслей права. Их объединяет единое целевое назначение - защитить и восстановить в рассматриваемой сфере нарушенное право как гражданина, так и компетентного органа. Право социального обеспечения является одной из наиболее важных сфер деятельности как государства, так и общества в целом, оказывающая неоценимое влияние на жизнь тех слоев населения, которые нуждаются в необходимой им помощи.
В отраслевом законодательстве о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленных в них, на практике довольно сложно применить.
В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержаться, либо сформулированы так, что применить их невозможно. Так, п.1 Указа Президента РФ от 19 января 1996г. «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджета всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» в части привлечения к ответственности за задержку социальных выплат достаточно сложно, а порой и невозможно применить на практике.
Для правового регулирования в области страховых пенсий юридическая ответственность предусмотрена нормами ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно ст. 28 физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не предусматривает наличия юридической ответственности получателей пенсий. Однако имеют место некоторые нормы, которые предполагают возможность применения в отношении пенсионеров крайне негативных имущественных последствий. Данные последствия могут наступить исключительно путем взыскания с них сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотребления с их стороны, согласно ст.62, 65 указанного нормативного акта.
Касаясь юридической ответственности субъектов пенсионных отношений по федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ», отметим, что в этих законах отсутствуют нормы, устанавливающие юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания в случае нарушения прав граждан они не могут быть восстановлены.
Таким образом, в последнее время право социального обеспечения и практически все его институты претерпевают значительное реформирование. Увеличиваются категории граждан, имеющих права на получения помощи от государства, и соответственно все больше субъектов обращаются за реализацией своих социальных прав и, соответственно, за защитой этих прав и законных интересов. Расширяя перечень льгот и пособий для нуждающихся категорий граждан, государство возлагает определенные обязанности на должностных лиц, в чьих полномочиях находятся назначение, выплата указанных пособий и предоставление льгот соответствующим категориям граждан.
Достижение целей государственной социальной политики зависит не только от четкости обозначенных задач и путей их решения, но и от эффективности работы государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, ответственных за реализацию конкретных задач по предоставлению мер социального обеспечения нуждающимся категориям граждан. Уполномоченные должностные лица должны прежде всего проявлять ответственное отношение к своим обязанностям, осознавать правовые свойства своих действий, бездействий, осознавать ответственность за них перед государством и обществом.
Таким образом, при распределении государственных благ нуждающимся категориям граждан большое значение имеет добровольная юридическая ответственность. Такой вид юридической ответственности является позитивной. На наш взгляд, в рассматриваемой сфере именно позитивная юридическая ответственность должна быть преобладающей. Повышение уровня сознательности и ответственности граждан, упорядочивание общественных отношений приводят к справедливому распределению общественных благ между нуждающимися категориями населения.
Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:
1) по организационно правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);
2) субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, которые обязаны его предоставить);
3) объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.
Фактическим основанием ответственности «можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска»1. Государство выступает гарантом права каждого гражданина на социальное обеспечение, установленное статьей 39 Конституции РФ. Следует отметить, что исходя из статуса государства как одного из главных субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения, ответственность государства очень различна и по своему размеру велика. Поэтому выделяют следующие несколько ее видов.
Конституционно-правовой ответственности присущи все признаки, которые выделяют юридическую ответственность среди множества других социальных явлений. Это мера государственного принуждения, основой которого являются юридическое и общественное осуждение правонарушение, выражающееся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий. Но конституционно-правовая ответственность имеет отличия, которые выделяют её среди других видов. Различие состоит в способе реализации мер конституционно-правовой ответственности, которые имеют иной характер, чем реализация мер юридической ответственности других отраслей права. В конституционно-правовой ответственности отсутствуют такие меры государственного принуждения, как конфискация имущества, штраф и т.д. Распространенными мерами конституционно-правовой ответственности, которые восстанавливают нарушенное право гражданина, являются: признание нормативных актов не соответствующими конституции, принуждение к выполнению конституционной обязанности, возмещение ущерба государством.
Уголовная ответственность наступает за деяния, которые рассматриваются обществом как наиболее опасные. На сегодняшний день в уголовном законодательстве предусмотрены две статьи предполагающие наступление ответственности в сфере социального обеспечения, одна определяет наказание тем, кто получает выплаты, пособия и иную материальную поддержку, другая определяет вину тех, кто эти выплаты осуществляет.
Статья 145.1 УК РФ предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Санкция статьи с учетом тяжести деяния закрепляет различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, лишение свободы (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Целью административной ответственности лиц, ответственных за предоставление гражданам социального обеспечения, является общая и частная превенция. Это позволяет уменьшить количество нарушений в сфере социального обеспечения. Зачастую люди просто физически не в состоянии самостоятельно защитить свои права и от осуществления работы сотрудниками уполномоченных органов зависит своевременная реализация человеком права на социальное обеспечение.
Согласно статье 5.41 КоАП РФ, непредоставление на безвозмездной основе услуг, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа.
Необходимо отметить статью 15.34 КоАП РФ, которая закрепляет ответственность в виде штрафа за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На данный момент институт административной ответственности за совершение правонарушения в сфере социального обеспечения развивается. В 2013 году в КоАП РФ была включена статья 6.30. Она устанавливает ответственность за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также статья 15.33.1, устанавливающая санкции за невыполнение требований законодательства о размещении в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей
Уполномоченный государственный или муниципальный орган, являющийся юридическим лицом (организацией), как правило, является обязанной стороной в правоотношениях по социальному обеспечению. По большей части, они выступают в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК РФ). Для осуществления своих функций они имеют в своем штате работников, которые исполняют определенные трудовые обязанности. Если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.
Особенностью трудовых обязанностей работников органов, которые предоставляют социальное обеспечение, является то, что они закрепляются нормативными актами. Примером может послужить обращение гражданина за предоставлением того или иного вида социального обеспечения, и если он предъявляет все документы, необходимые для этого, то сотрудник государственного органа обязан их принять, рассмотреть и принять соответствующее решение. Если такое решение не будет принято, то это является неисполнением своих трудовых обязанностей, вытекающих из нормативного акта. В этом случае гражданин имеет право обратиться к руководителю соответствующего органа с жалобой и руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности работника, нарушившего свои трудовые обязанности, в соответствии с установленным порядком.
Дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о социальном обеспечении несут только лица на стороне субъектов, уполномоченных предоставлять социальное обеспечение при условии неисполнения или ненадлежащего и исполнения своих трудовых обязанностей.
В сфере защиты социальных прав применяются различные виды юридической ответственности. Мы можем говорить о ней, как о комплексном правовом образование, которое включает в себя нормы об ответственности различных отраслей права. Их объединяет единое целевое назначение - защитить и восстановить в рассматриваемой сфере нарушенное право как гражданина, так и компетентного органа. Право социального обеспечения является одной из наиболее важных сфер деятельности как государства, так и общества в целом, оказывающая неоценимое влияние на жизнь тех слоев населения, которые нуждаются в необходимой им помощи.
В отраслевом законодательстве о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленных в них, на практике довольно сложно применить.
В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержаться, либо сформулированы так, что применить их невозможно. Так, п.1 Указа Президента РФ от 19 января 1996г. «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджета всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» в части привлечения к ответственности за задержку социальных выплат достаточно сложно, а порой и невозможно применить на практике.
Для правового регулирования в области страховых пенсий юридическая ответственность предусмотрена нормами ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно ст. 28 физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не предусматривает наличия юридической ответственности получателей пенсий. Однако имеют место некоторые нормы, которые предполагают возможность применения в отношении пенсионеров крайне негативных имущественных последствий. Данные последствия могут наступить исключительно путем взыскания с них сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотребления с их стороны, согласно ст.62, 65 указанного нормативного акта.
Касаясь юридической ответственности субъектов пенсионных отношений по федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ», отметим, что в этих законах отсутствуют нормы, устанавливающие юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания в случае нарушения прав граждан они не могут быть восстановлены.