Файл: Лабораторная работа 1 Методология и стандарты создания программного обеспечения по дисциплине Программная инженерия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)


Лабораторная работа № 1

«Методология и стандарты создания программного обеспечения»

по дисциплине «Программная инженерия»

выполнена по учебному пособию Катаева М. Ю. «Введение в программную инженерию»
Вариант № 8

Выполнил студент

направления обучения 09.03.03

---
г. - 20--

Оглавление


1 Цель работы 5

Введение 6

3 Программно-аппаратные средства, используемые при выполнении работы 7

4 Основная часть 8

4.1 Тема задания 8

4.2 Описание предметной области 8

4.3 Построение опорных точек зрения 10

4.4 Построение информационной модели будущей системы 11

4.4.1 Диаграмма вариантов использования 11

4.4.2 Диаграмма последовательности 14

4.5 Формирование требований 41

4.5.1 Пользовательские требования к системе 42

4.5.2 Системные требования 42

4.6 Аттестация требований 43

4.7 Составление технического задания 44

Заключение 45

Список использованной литературы 46

Приложение А (обязательное) Техническое задание согласно ГОСТ 34 47

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 50

1.1 Полное наименование системы и ее условное обозначение 50

1.2 Номер договора (контракта) 50

1.3 Наименования организации-заказчика и организаций-участников работ 50

1.4 Перечень документов, на основании которых создается система 51

1.5 Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы 51

1.6 Источники и порядок финансирования работ 51

1.7 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы 52

1.8 Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при разработке ТЗ 52

1.9 Определения, обозначения и сокращения 52

2 НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ 53

2.1 Назначение системы 53

2.2 Цели создания системы 53

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 54

4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ 55

4.1 Требования к системе в целом 55

4.1.1 Требования к структуре и функционированию системы 55

4.1.1.1 Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики 55

4.1.1.2 Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы 55

4.1.1.3 Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами 55

4.1.1.4 Требования к режимам функционирования системы 55

4.1.1.5 Требования по диагностированию системы 56

4.1.1.6 Перспективы развития, модернизации системы 56

4.1.2 Требования к численности и квалификации персонала системы 56

4.1.3 Показатели назначения 56

4.1.4 Требования к надежности 56

4.1.5 Требования к безопасности 57

4.1.6 Требования к эргономике и технической эстетике 57

4.1.7 Требования к транспортабельности для подвижных АС 57

4.1.8 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы 57

4.1.9 Требования к защите информации от несанкционированного доступа 58

4.1.10 Требования по сохранности информации при авариях 58

4.1.11 Требования к защите от влияния внешних воздействий 58

4.1.12 Требования к патентной частоте 58

4.1.13 Требования по стандартизации и унификации 58

4.1.14 Дополнительные требования 58

4.2 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой 58

4.3 Требования к видам обеспечения 59

4.3.1 Требования к математическому обеспечению системы 59

4.3.2 Требования к информационному обеспечению системы 59

4.3.3 Требования к лингвистическому обеспечению системы 60

4.3.4 Требования к программному обеспечению системы 60

4.3.5 Требования к техническому обеспечению 60

4.3.6 Требования к метрологическому обеспечению 60

4.3.7 Требования к организационному обеспечению 60

4.3.8 Требования к методическому обеспечению 60

5 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ (РАЗВИТИЮ) СИСТЕМЫ 62

6 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЕМКИ СИСТЕМЫ 63

6.1 Виды, состав, объем и методы испытаний системы 63

6.2 Общие требования к приемке работ по стадиям 63

6.3 Статус приемочной комиссии 63

7 ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ К ВВОДУ СИСТЕМЫ В ДЕЙСТВИЕ 64

8 ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ 65

9 ИСТОЧНИКИ РАЗРАБОТКИ 66


1 Цель работы


Общее знакомство с ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 и применение их к разработке программного обеспечения по выбранной теме. Составить и проанализировать требования к информационной системе, оформить техническое задание на разработку программного обеспечения.

Тема разработки ПО в соответствии с вариантом № 8: программный модуль «Учет нарушений правил дорожного движения».

Введение


Один из процессов, с которым встречаются при создании программного обеспечения – это разработка требований. Под требованиями, накладываемых на разрабатываемую программную систему, подразумевается соглашение или договор между заказчиком и исполнителем системы относительно свойств функций, условий работы данной системы в заданной среде [1], а формирование, анализ, документирование и аттестация этих свойств называется разработкой требований [2].

Шаг определения требований является одним из важнейших среди всех этапов процесса разработки. Если этот шаг выполнен недостаточно аккуратно, точно или адекватно, то от этого пострадают все остальные шаги разработки. Именно процессу разработки требований посвящена данная лабораторная работа.

3 Программно-аппаратные средства, используемые при выполнении работы


При выполнении работы использовались следующие программно-аппаратные средства:

  • программа Microsoft Word 2013;

  • программа Microsoft Visio 2010;

  • программа Visual Paradigm Enterprise.



4 Основная часть

4.1 Тема задания


Требуется разработать программный модуль «Учет нарушений правил дорожного движения». Для каждой автомашины (и ее владельца) в базе хранится список нарушений. Для каждого нарушения фиксируется дата, время, вид нарушения и размер штрафа. При оплате всех штрафов машина удаляется из базы.

4.2 Описание предметной области


При дорожно-транспортном происшествии водители могут составить извещение о происшествии самостоятельно по упрощенной схеме, без вызова Дорожно-патрульной службы. Данное извещение называется европротоколом. Европротокол действителен при следующих условиях:


  • в ДТП участвовали только два транспортных средства;

  • повреждены только лишь транспортные средства участников ДТП, другим транспортным средствам и иному материальному имуществу вред не причинен;

  • ничья жизнь и здоровье не пострадали;

  • участники ДТП имеют действующие полиса ОСАГО, согласно которым являются собственниками транспортных средств, которые фигурировали в ДТП, или допущенными к их управлению лицами;

  • визуальный размер ущерба до 400 тысяч рублей (с 1 октября 2019 – для всей России; является максимальной выплатой, которую могут выплатить страховые компании, при условии отсутствия разногласий у участников ДТП о вине и фиксации деталей происшествия с помощью технических средств).

В иных случаях документ не имеет силу и необходимо вызвать ДПС.

Водители совместно заносят все необходимые сведения на самокопирующуюся лицевую сторону бланка документа. В данные сведения включаются:

  • информация о дате, времени и месте ДТП;

  • информация о количестве поврежденных транспортных средств (одно или два – в иных случаях условия европротокола нарушаются);

  • информация о свидетелях (при наличии);

  • информация о первом транспортном средстве (ТС «А»), его собственнике и водителе;

  • информация о втором транспортном средстве (ТС «B»), его собственнике и водителе;

  • информация об обстоятельствах ДТП от каждого водителя;

  • информация о местах первоначального удара, повреждениях транспортных средств;

  • схема ДТП;

  • замечания (при наличии).

Остальные сведения, например, о том, проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянение или оформление сотрудником ГИБДД с указанием его нагрудного знака, по условиям европротокола заполняются либо словом «нет», либо прочерком. Оригинал и копия лицевой стороны должны быть разделены между участниками ДТП. Также каждый из них заполняет обратную сторону, включающую в себя подробные сведения об обстоятельствах ДТП, описанные от первого лица, информацию о возможности передвижения транспортного средства и примечания. В остальных полях по условиям должен быть проставлен прочерк. Если какая-либо информация не поместилась, она выносится на отдельный лист (приложение) и прилагается к извещению.


На документах проставляются подписи водителей. Все исправления на них должны также быть ими заверены. После подписания и разъединения бланков никакие изменения в них вносить нельзя.

К данным документам каждый из участников должен приложить снимки с места ДТП, сделанные в течение 60 минут от момента аварии: фотографии государственных или идентификационных номеров транспортных средств, повреждений, общий ракурс расположения. Фотографии должны содержать геометки.

Итоговый комплект должен быть предоставлен в течение 5 дней в свои страховые компании с целью получения денежных компенсаций.