Файл: Лабораторная работа 1 Методология и стандарты создания программного обеспечения по дисциплине Программная инженерия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ


Объектом автоматизации являются следующие процессы:

  • составление европротоколов;

  • хранение европротоколов в неизменном виде;

  • фиксация места ДТП и его последствий путем фотографирования;

  • предоставление европротоколов страховым компаниям;

  • вызов ДПС.

Данные процессы осуществляются владельцами транспортных средств.

4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

4.1 Требования к системе в целом
4.1.1 Требования к структуре и функционированию системы

4.1.1.1 Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» должна включать в себя подсистему, решающую задачу автоматизации процессов:

  • по составлению европротоколов;

  • по хранению европротоколов в неизменном виде;

  • по фиксации места ДТП и его последствий путем фотографирования;

  • по вызову ДПС.

Также она должна включать подсистему интеграции, обеспечивающую взаимодействие системы с АИС ОСАГО для передачи комплектов документов, включающих в себя европротокол и снимки с места ДТП.

4.1.1.2 Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы

Входящие в состав системы «Учет нарушений правил дорожного движения» подсистемы в процессе функционирования должны производить обмен информацией между собой. Способы и средства связи должны быть утверждены на этапе технического проектирования.
4.1.1.3 Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами

Обмен информацией между системой «Учет нарушений правил дорожного движения» и автоматизированной информационной системой ОСАГО должен происходить автоматически.
4.1.1.4 Требования к режимам функционирования системы

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» может работать в нормальном и аварийном режимах функционирования.

Нормальный режим функционирования является основным для системы. При данном режиме программное обеспечение функционирует бесперебойно, пока пользователи не выключат его.


Аварийный режим выражается отказом работы компонент в составе системы. В случае перехода системы в предаварийный режим должно быть выполнено завершение работы с сохранением данных, а затем ликвидация причин сбоя работы системы.
4.1.1.5 Требования по диагностированию системы

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» должна предоставлять удобные инструменты для выполнения диагностики.
4.1.1.6 Перспективы развития, модернизации системы

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» должна предоставлять возможность усовершенствования и расширения функций ПО.
4.1.2 Требования к численности и квалификации персонала системы

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» должна быть спроектирована так, чтобы количество обслуживающего персонала было минимальным. Она не должна требовать круглосуточного обслуживания.

Пользователи системы, являющиеся владельцами транспортных средств, должны обладать уровнем уверенного пользователя смартфона.
4.1.3 Показатели назначения

Система должна соответствовать следующим характеристикам времени отклика:

  • для навигации между экранными формами – не более 5 секунд;

  • для выполнения запросов – не более 10 секунд.
4.1.4 Требования к надежности

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» должна быть способна восстанавливать свою работоспособность при следующих ситуациях:

  • при аппаратных сбоях;

  • при программных сбоях.

Должна вестись журнализация событий системы.
4.1.5 Требования к безопасности

Все технические решения, использованные при создании системы «Учет нарушений правил дорожного движения», должны соответствовать действующим нормам и правилам безопасности.
4.1.6 Требования к эргономике и технической эстетике

Взаимодействие пользователей с системой «Учет нарушений правил дорожного движения» должно происходить при помощи визуального графического интерфейса.

Интерфейс системы должен:

  • быть выполнен на русском языке;

  • обеспечивать удобный доступ к функциям системы;

  • не быть перегружен;

  • обеспечивать быстрое отображение экранных форм;

  • содержать экранные формы в едином стиле;

  • содержать надписи и выдавать сообщения пользователю на русском языке;

  • быть рассчитан на взаимодействие через сенсорный экран.


В случае неверных действий система должна выводить пользователю соответствующие сообщения на русском языке.
4.1.7 Требования к транспортабельности для подвижных АС

Требования к транспортабельности для подвижных автоматизированных систем не предъявляются.
4.1.8 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы

  • Система должна иметь возможность обслуживания и работ по поддержке пользователей. Периодическое техническое обслуживание и тестирование компонент системы должны производиться не реже, чем 1 раз в год.

  • Пользователи системы должны соблюдать правила пользования смартфонами.

  • Обслуживающий персонал должен обладать соответствующей квалификацией и предъявляемым уровнем подготовки.
4.1.9 Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Вся созданная пользователями в результате фиксации ДТП информация (европротоколы, фотографии с места ДТП) должна храниться в неизменном виде. Пользователям должен быть закрыт доступ для редактирования созданных файлов.
4.1.10 Требования по сохранности информации при авариях

Программное обеспечение системы «Учет нарушений правил дорожного движения» должно автоматически восстанавливать свою работоспособность после аппаратных и программных сбоев при нормальном перезапуске аппаратных средств.

Должно производиться автоматическое резервное копирование данных.
4.1.11 Требования к защите от влияния внешних воздействий

Техническое обеспечение системы должно быть защищено от негативных воздействий окружающей среды.
4.1.12 Требования к патентной частоте

По программному и техническому обеспечению, применяемому при создании системы «Учет нарушений правил дорожного движения», должны соблюдаться лицензионные соглашения по его использованию.

Также следует руководствоваться статьей 1297 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Произведения, созданные при выполнении работ по договору».
4.1.13 Требования по стандартизации и унификации

Требования по стандартизации и унификации не предъявляются.
4.1.14 Дополнительные требования

Дополнительные требования не предъявляются.
4.2 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

Система «Учет нарушений правил дорожного движения» должна включать в себя подсистему, решающую задачу автоматизации процессов, перечисленных в подразделе 2.1, а именно выполнять следующие функции:


  • Предоставлять пользователям возможность оформления европротокола.

  • Предоставлять пользователям возможность добавлять к европротоколу фотографии с места ДТП.

  • Предоставлять пользователям возможность ставить подписи на полученном европротоколе.

  • Предоставлять пользователям возможность отправлять комплект документов из европротокола и фотографий места ДТП в АИС ОСАГО.

  • Предоставлять пользователям возможность просматривать составленные документы.

  • Предоставлять пользователям возможность вызова ДПС.

  • Определять местоположение ДТП.

  • Добавлять на фотографии с места ДТП геометки.

  • Предоставлять пользователям возможность проверять соблюдение условий для составления европротокола.

  • Выводить на экран сообщения об ошибках пользователя и уведомления о результатах выполнения операций.

  • Обеспечивать хранение созданных документов в неизменном виде.

Подсистема интеграции должна обеспечивать взаимодействие системы с автоматизированной информационной системой ОСАГО и обработку запросов между ними.
4.3 Требования к видам обеспечения
4.3.1 Требования к математическому обеспечению системы

Математические методы и модели должны быть сертифицированы.
4.3.2 Требования к информационному обеспечению системы

Системой должна обеспечиваться возможность резервного копирования и восстановления данных.

4.3.3 Требования к лингвистическому обеспечению системы

Для реализации приложения для владельцев автомобилей должен использоваться язык программирования Java.

Программное обеспечение системы при взаимодействии с пользователем должно использовать русский язык.
4.3.4 Требования к программному обеспечению системы

Базовой программной платформой должна являться мобильная ОС Android.
4.3.5 Требования к техническому обеспечению

Для достижения оптимальной производительности системы смартфон со следующей минимальной конфигурацией:

  • OC Android 4.0;

  • объем оперативной памяти 1 Гб;

  • свободный объем встроенной памяти 50 Мб;

  • поддержка 3G (4G, LTE или Wi-Fi);

  • поддержка GPS;

  • наличие камеры с возможностью делать изображения разрешения 3 Мп.
4.3.6 Требования к метрологическому обеспечению

Требования к метрологическому обеспечению не предъявляются.
4.3.7 Требования к организационному обеспечению

Обслуживающий персонал, допускающийся к работе с системой «Учет нарушений правил дорожного движения», должен иметь навыки работы с OC Android, быть ознакомлен с правилами эксплуатации системы и пройти обучение по работе с ней.

4.3.8 Требования к методическому обеспечению

При создании документации на систему необходимо руководствоваться следующими нормативами, методиками и стандартами:

  • ГОСТ 34. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы.

  • РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Группа П85. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.


5 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ (РАЗВИТИЮ) СИСТЕМЫ


Этапы по созданию системы, их сроки и итоги выполнения приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Этапы по созданию системы

Этап

Сроки

Результаты

Изучение предметной области, формирование требований

15.04.2019 – 15.05.2019

Техническое задание

Проектирование

16.05.2019 – 16.07.2019

Технический проект

Разработка и тестирование программных средств

17.07.2019 – 17.10.2019

Отлаженный программный модуль «Учет нарушений правил дорожного движения», решающий поставленную задачу, комплект документации

Квалификационные испытания

18.10.2019 – 10.11.2019

Протоколы испытаний

Ввод в действие и приемка

11.11.2019 – 02.12.2019

Внедренная система, акт сдачи-приемки


Перечень результирующих документов может быть уточнен на этапе проектирования.

6 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЕМКИ СИСТЕМЫ

6.1 Виды, состав, объем и методы испытаний системы

Виды, состав, объем, и методы испытаний системы «Учет нарушений правил дорожного движения» должны быть перечислены в программе испытаний, которая должна быть разработана в составе документации.
6.2 Общие требования к приемке работ по стадиям