Файл: 1 Теоретические аспекты детского фитнеса 5 1 Понятие двигательная активность школьников 5.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
1 Теоретические аспекты детского фитнеса 5
1.1 Понятие двигательная активность школьников 5
1.2 Физическая подготовленность школьников 7
1.3 Детский фитнес в школе 12
Вывод 19
Здоровый образ жизни, двигательная активность один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека. Снижение двигательной активности ребенка с приходом в школу примерно в 2 раза, приводит не только к отставанию в развитии от своих сверстников, но и к более частым заболеваниям, нарушениям осанки. Двигательная активность это сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Введение в учебный план для школьников дисциплины фитнес будет способствовать увеличению двигательной активности и укреплению здоровья детей. 19
Теория физического воспитания выделяет пять основных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость. Для их развития нужна определенная направленность тренировки. Занятия фитнесом включают в себя элементы хореографии, ритмики, гимнастики, аэробики, растяжки, игропластики. Занятия могут проходить в игровой форме обучения, где физические упражнения нередко сочетаются с приемами речитатива, основанной на том, что при выполнении упражнений дети рассказывают специально подобранные стихи и скороговорки, развивающие чувство ритма. На занятиях школьники отвлекаются от проблем и полностью расслабляются, отдаваясь ритму и музыке. Такие тренировки очень полезны не только физическому здоровью, но и моральному, потому как здесь школьники выплескивают весь негатив. Все их плохие мысли и злость, перерабатываются в энергию, затрачиваемую на выполнение тех или иных упражнений. Еще один огромный плюс танцевального фитнеса в том, что собрав в одном комплексе разнообразные движения из разных танцев, они полностью нагружают свое тело. 19
Детский танцевальный фитнес помогает развить хорошую осанку, координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника, как сколиоз. Кроме того, занятия фитнесом повышают сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляют организм ребенка. 19
Применение методов на занятиях фитнесом позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения. Средства фитнеса позволяют воздействовать на развитие умственной сферы, на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь). В силу разнообразия средств и методов фитнеса возрастает роль преподавателя в проведении учебного тренировочного занятия. Качество проводимых занятий во многом зависит от личной подготовленности и опыта преподавателя, поэтому он должен хорошо владеть элементами техники выполнения упражнений, уметь методически правильно организовать и провести занятие, знать влияние рекомендуемых упражнений на морфофизиологические показатели организма. 20
Так же учитель и занимающиеся должны помнить, что любые физические нагрузки, если они не соразмерны с возможностями, не только не принесут пользы, но и нанесут непоправимый вред здоровью. 20
Список использованной литературы 20
Введение
Актуальность. На современном этапе развития России приоритетными направлениями являются образование и укрепление здоровья населения. Это обусловлено демографическим спадом и ухудшением здоровья населения, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала, дальнейшего развития общества.
В условиях проведения реформы системы образования проявляется противоречие между успехами детей и подростков в учебной деятельности и потерями в состоянии их здоровья. Современное образование, при декларировании гармоничного и разностороннего развития своих воспитанников, отдаёт приоритет их интеллектуальному развитию в ущерб развитию физическому и духовному.
Одной из наиболее острых является проблема модернизации общего (неспециального) образования в сфере физической культуры. Несмотря на целый ряд исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей и подростков, до сих пор кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло.
В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья. До сих пор не найдены достаточно эффективные организационные формы занятий, интегрирующие всё то новое, что создано российской наукой и практикой в сфере оздоровительной физической культуры.[6, с. 78]
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста.[2, с. 32]
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.
Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей дошкольного и школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать положительное влияние детского фитнеса на двигательную активность школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования были сформулированы задачи исследования:
-
Выявить социально-педагогические предпосылки внедрения фитнеса в учебно-воспитательный процесс школьников; -
Определить основы и сущностные характеристики фитнеса, его место в системе физической культуры школьника; -
Выявить средства и методы детского фитнеса.
Объект исследования – физкультурно-образовательный процесс школьников.
Физическое развитие и физическая подготовленность школьников нуждается в глубокой экспериментальной разработке. Важно определить уровень развития быстроты, мышечной силы, скоростно – силовых качеств, разработать эффективные средства и методы воспитания физических качеств, установить допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки.
-
1 Теоретические аспекты детского фитнеса
-
1.1 Понятие двигательная активность школьников
Здоровый образ жизни - это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде.
Профилактика многих наиболее часто встречающихся у детей заболевании возможна путем формирования навыков здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста. Непосредственную роль в этом играет семья. Усвоенные в семье родителей различные традиции и привычки, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся затем во взрослую жизнь, а при достижении детородною возраста - и во вновь создаваемые семьи.
При этом большое влияние на формирование гигиенических навыков у детей и их отношение к своему здоровью оказывает медицинская активность родителей (соблюдение режима питания, труда и учебы, отдыха, отказ от вредных привычек, своевременное обращение за медицинской помощью, лечение, отношение к профилактическим мероприятиям и т.д.).
Двигательная активность рассматривается специалистами как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма.[15, c. 35]
В исследованиях по возрастной физиологии отмечается снижение двигательной активности ребенка с приходом в школу примерно в 2 раза, что приводит не только к отставанию в развитии от своих сверстников, но и более частым заболеваниям, нарушениям осанки.
Понятие «двигательная активность» определяется как сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Двигательная активность в детском возрасте подразделяется на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время, которые, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности.[6, c.59]
Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии. Известно, что как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии функциональное состояние – гиперкинезия имеют свои издержки. Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины «ДА» в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение «ДА» весной и осенью. Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями только в объеме 18-20%; в дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40%, а без таких уроков – до 80% движений.[3, c. 148]
Дети, в режиме которых значителен объем «ДА» (утренняя гигиеническая гимнастика, ежедневный 1,5-2 часовой активный отдых, занятия физическими упражнениями до 6-8 ч в неделю), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемости утомлению, более благоприятными показателями, характеризующими функциональное состояние нервной системы, более экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, высокой иммунной реактивностью. Недостаточная двигательная активность существенно влияет на гормональный статус детского организма.
Основной и ведущей формой физического воспитания школьников является урок физической культуры. Однако, по мнению физиологов, два урока физкультуры в неделю, предусмотренные школьной программой и направленные в младших классах на формирование новых двигательных умений и навыков, не могут в полной мере восполнить биологическую потребность детей в движениях.
В профилактических и оздоровительных целях рекомендуют создавать в образовательных учреждениях условия удовлетворения биологической потребности учащихся младших классов в движении. Известно, что ежедневный объем «ДА» учащихся должен составлять 3,5 ч. Реализации этого объема способствует комплекс мероприятий на день в каждой школе: гимнастика перед началом учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, спортивный час в группах продленного дня, внеклассные спортивные мероприятия, самостоятельные занятия при максимальном использовании свежего воздуха.
С этой же целью предлагается включать в школьный компонент учебных планов для младших школьников дисциплины двигательно-активного характера (ритмика, хореография, современные и бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры и др.), физкультпаузы и физкультминутки, организуемые на любом уроке с выраженным статическим компонентом через каждые 8-10 мин. Введение дополнительного урока оздоровительной направленности будет способствовать увеличению двигательной активности и укреплению здоровья детей.
-
1.2 Физическая подготовленность школьников
Теория физического воспитания выделяет пять основных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.
Каждому качеству присущи свои черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. Основой каждого качества, а точнее – его сущностью является анатомо – физиологическая структура нервно – мышечного аппарата и управление его деятельностью центральной нервной системой.
Силовые качества. В теории и практики спорта сила рассматривается как способность мышц преодолевать сопротивления. При этом меры силы принята та величина максимального напряжения, которую мышца может развить при возбуждении. В основе этой способности лежит свойство мышечной ткани сокращаться на какое- либо раздражение. Вообще же сила есть интегральное свойство целостного организма, а не одной только мышечной системы. Действительно. Ведь сила мышц зависит и от их строения, и от их химических реакций, происходящих в них, и от питания, осуществляемого под строгим контролем нервной системы, и от