Файл: 1 Теоретические аспекты детского фитнеса 5 1 Понятие двигательная активность школьников 5.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во многих школах у большого количества детей стоит диагноз нарушение осанки. Занятия фитнесом являются действенным средством предупреждения этого заболевания, сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях, длительное сидение за столом, искривление позвоночника при письме, неправильно подобранная мебель и прочие).(Е.Н. Захаров)

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей.

Детский танцевальный фитнес  помогает развить хорошую осанку, координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника, как сколиоз. Кроме того, занятия фитнесом повышают сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляют организм ребенка. Никакой другой вид спорта так не корректирует спину и не способствует оздоровлению позвоночника, как танцы.

Во время занятия фитнесом используются методы обучения:

  • Метод показа;

  • Метод информационный;

  • Метод тренинга;

  • Метод усложнений;

  • Метод сходства.

Метод показа служит как наглядное дополнение к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приемов. Второй метод информационный служит для сообщения нового, объяснение техники выполнения отдельного движения. Третий метод тренинга (многократное повторение упражнения) помогает достичь практических результатов. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Четвертый метод усложнений имеет определенную логическую последовательность обучения упражнениям. Должен быть педагогически грамотный подбор упражнений, с учетом их доступности для школьников. Постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке этого метода. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела (например один из вариантов аэробного шага - скрестный шаг), то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части: (1-е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в исходное положение; 2-е упражнение: приставные шаги в сторону, вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются.


Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:

  • изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый);

  • изменение ритма движения (например вариант ходьбы: "1"-шаг правой, "2" - шаг левой, "3-4" - шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения можно применить подсказку - "быстро - быстро - медленно");

  • добавление новых движений в ранее изученные комбинации;

  • изменение направления движения (какой то одной части тела или перемещения в пространстве);

  • изменение амплитуды движения;

  • сначала разучить упражнение по частям, а затем объединить в одно целое, что и будет являться усложнением по отношению к первоначальному разучиванию.

Метод сходства это когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности - 2, 4 ,8 счетов и координационной сложности, но так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом").[3, с. 78]

Применение методов на занятиях фитнесом позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Средства фитнеса позволяют воздействовать на развитие умственной сферы, на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь). В силу разнообразия средств и методов фитнеса возрастает роль преподавателя в проведении учебного тренировоч­ного занятия. Качество проводимых занятий во многом зависит от личной подготовленности и опыта преподавателя, поэтому он дол­жен хорошо владеть элементами техники выполнения упражнений, уметь методически правильно организовать и провести занятие, знать влияние рекомендуемых упражнений на морфофизиологи­ческие показатели организма.

Существует множество таких упражнений, например:

  • разводка рук лежа на скамье;

  • пресс по самочувствию (в парах);

  • наклоны вперед, и т.д.

Для мышц верхнего плечевого пояса и пресса:



  • тренажер мышц брюшного пресса (индивидуально);

  • поднимание корпуса со скручиванием лежа на скамье;

  • поднимание ног лежа на скамье, и т.д.

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский).

Перед занятиями с отягощениями необходима разминка с целью не травмировать мышцы. Вместо традиционной объемной размин­ки можно ограничиться растяжкой мышц. Хорошо подготовленные и эластичные мышцы подвергаются значительно меньшему риску быть травмированными.

Преподаватель и занимающиеся должны помнить, что любые физические нагрузки, если они не соразмерны с возможностями, не только не принесут пользы, но и нанесут непоправимый вред здо­ровью.

  1. Вывод

  2. Здоровый образ жизни, двигательная активность один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека. Снижение двигательной активности ребенка с приходом в школу примерно в 2 раза, приводит не только к отставанию в развитии от своих сверстников, но и к более частым заболеваниям, нарушениям осанки. Двигательная активность это сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Введение в учебный план для школьников дисциплины фитнес будет способствовать увеличению двигательной активности и укреплению здоровья детей.
  3. Теория физического воспитания выделяет пять основных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость. Для их развития нужна определенная направленность тренировки. Занятия фитнесом включают в себя элементы хореографии, ритмики, гимнастики, аэробики, растяжки, игропластики. Занятия могут проходить в игровой форме обучения, где физические упражнения нередко сочетаются с приемами речитатива, основанной на том, что при выполнении упражнений дети рассказывают специально подобранные стихи и скороговорки, развивающие чувство ритма. На занятиях школьники отвлекаются от проблем и полностью расслабляются, отдаваясь ритму и музыке. Такие тренировки очень полезны не только физическому здоровью, но и моральному, потому как здесь школьники выплескивают весь негатив. Все их плохие мысли и злость, перерабатываются в энергию, затрачиваемую на выполнение тех или иных упражнений. Еще один огромный плюс танцевального фитнеса в том, что собрав в одном комплексе разнообразные движения из разных танцев, они полностью нагружают свое тело.
  4. Детский танцевальный фитнес помогает развить хорошую осанку, координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника, как сколиоз. Кроме того, занятия фитнесом повышают сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляют организм ребенка.
  5. Применение методов на занятиях фитнесом позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения. Средства фитнеса позволяют воздействовать на развитие умственной сферы, на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь). В силу разнообразия средств и методов фитнеса возрастает роль преподавателя в проведении учебного тренировочного занятия. Качество проводимых занятий во многом зависит от личной подготовленности и опыта преподавателя, поэтому он должен хорошо владеть элементами техники выполнения упражнений, уметь методически правильно организовать и провести занятие, знать влияние рекомендуемых упражнений на морфофизиологические показатели организма.
  6. Так же учитель и занимающиеся должны помнить, что любые физические нагрузки, если они не соразмерны с возможностями, не только не принесут пользы, но и нанесут непоправимый вред здоровью.




  1. Список использованной литературы





  1. Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: ФиС, 2011. – 160 с.

  2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев,2012г.

  3. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:ФиС, 2013, - 222с.

  4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.// Теория и практика физической культуры – 2012 г. - № 4.

  5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – M: ФиС,2010. – 208с.

  6. Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 2011. – 160с.

  7. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. – М: ФиС, 2011 .

  8. Белякова Н.Т. , Юровский С.Ю. Дневник самоконтроля для юношей. М, 2014.

  9. Болобан В.Н. Спортивная акробатика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. – Киев: Высшая школа, 2010. – 166 с.

  10. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. - Киев: Здоровье, 2011, с. 160.

  11. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 2012. – 85с.

  12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 2009. – 331с.

  13. Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. Киров, 2010 .

  14. Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание как предмет высшей школы.// Теория и практика физической культуры- 2011 г. -№5

  15. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и пробле­ма оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2009. - 46 с.

  16. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск., 2011. –271с.

  17. Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 288 с.

  18. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М., 2011 г.

  19. Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№6. - С. 22-29.

  20. Книга учителя физической культуры./ под ред. Кайорова В.С. М., 2011.