Файл: Подберите психологопедагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ориентация на отрицательные мотивы (боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные.

Умение создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение:

Преподаватель:

Подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»

Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки.

Формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:

Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.

Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).

Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.

Приемы создания ситуации успеха:

Похвала.

Внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.

Авансирование.


Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о

контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Эмоциональное поглаживание.

Преподаватель раздает комплименты: «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами!»

«Эврика».

Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при

которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу,

раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение.

Успех является источником внутренних сил обучающегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Обучающиеся испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Рекомендации по снижению учебной тревожности

(которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности»)

Обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации.

Ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.

Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, 

чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал.

Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.

Успех в учебе — завтрашний успех в жизни

Как преподавателю следует поддерживать самооценку обучающихся:


Бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.

Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.

Помнить, что все обучающиеся испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять их.

Исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например,: «Я тебя отчислю из техникума».

Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.

Относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях.

Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.

Отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу.

Не «пилить» и не ругать при всей группе.

Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.

Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.

Постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.


Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.





  • «Разрешите представиться!»



Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;

2.Упражнение «Тропинка»;

3.«Упражнение «Сделай как я»;

4. Упражнение «Меткий стрелок»;

5.Упражнение «Как чихает слон»;

6.Подведение итогов занятия.





  • «Я и мои увлечения»



Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Беседа «Мои увлечения»;

3.Упражнение «Прогноз погоды»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Подарок»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Мы друг другу доверяем»



Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности

1.Упражнение «Комплименты»;

2.Беседа «Что такое доверие»;

3Упражнение «Паровоз»;

4.Упражнение «Сиамские близнецы»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Путешествие в мир эмоций и чувств»


Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства

1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;

2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;

3.Упражнение «Классификация чувств»;

4.Упражнение «Угадай эмоцию»;

5.Упражнение «Передай с чувством»;

6.Подведение итогов занятия.





  • «Чего мы боимся?»



Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение

1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;

2.Беседа «Что такое волнение и страх»;

3.Упражнение «Путаница»;

4.Упражнение «Рисунок на спине»;

5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;

6.Упражнение «Импульс»;

7.Подведение итогов занятия.




  • «Как быть уверенным, но не самоуверенным»



Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.

1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;

2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;

3.Упражнение «Пластилин-силач»;

4.Упражнение «Паутинка»;

5.Подведение итогов занятия.




  • «Мой характер»



Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.





  • «Как стать смелее?»



Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Ледяное сердце»



Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Мой характер»



Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Как стать смелее?»



Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Ледяное сердце»



Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.



  • Спокойствие, только спокойствие»


Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.

1.Упражнение–активатор «А я еду»;

2.Упражнение «Рисунок гнева»;

3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;

4.Упражнение-релаксация «Драка»;

5.Упражнение «Менялки»

6.Упражнение «Подарок»;

7.Подведение итогов занятия.




  • «Скажи себе STOP»




Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;

3.Упражнение «Толкалки»;

4.Упражнение «STOP»;

5.Упражнение-релаксация «Драка»;

6.Подведение итогов занятия.




  • «Расслабься»



Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.

1. Упражнение-активатор «Блохи»;

2.Упражнение «Бумажные мячики»;

3. Упражнение «Сумка»;

4.Упражнение «Пластилин-силач»;

5. Подведение итогов занятия.


Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.

Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но 
полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:

1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: