Файл: Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине Статистика по направлению 38. 03. 02 Менеджмент по профилям подготовки Финансовый менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»

С.С. Давыдов, Е.А. Проскурякова

Методические рекомендации

по выполнению курсового проекта
по дисциплине
«статистика» (Б1.Б.10)
для направления

38.03.02 «Менеджмент»

по профилям

«Финансовый менеджмент»,

«Маркетинг»,

«Управление человеческими ресурсами»
Форма обучения – очная, заочная

Санкт-Петербург

2020

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Статистика» по направлению 38.03.02 «Менеджмент» по профилям подготовки «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами» разработаны доцентами кафедры «Экономика транспорта» к.э.н., доцентом Давыдовым С.С., к.э.н., доцентом Проскуряковой Е.А.
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика транспорта»

Протокол № 5 от «17» января 2020 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статистика как одна из важнейших дисциплин в системе экономического образования призвана обеспечивать количественный анализ массовых явлений, служить основой для принятия управленческих решений. Статистическая информация является составной частью глобальной информационной системы государства.

Курсовой проект является одной из важных форм изучения студентами курса «Статистика» и итогового контроля полученных знаний по данной дисциплине. Курсовой проект выполняется студентом самостоятельно.

Цель курсового проекта - выявить знания студентами методических основ статистики, научить применять эти знания в анализе социально-экономических явлений, производить статистические расчеты, привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы с применением статистических методов.

В ходе выполнения курсового проекта студент должен проявить умение самостоятельно работать с учебной литературой, применять статистическую методологию в анализе конкретных данных, рассчитывать статистические показатели, делать на их основе аргументированные выводы.


Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать:

  1. Титульный лист.

  2. Задание на курсовой проект, календарный план его выполнения, оценочный лист (выдается преподавателем).

  3. Содержание.

  4. Введение (обосновывается актуальность темы проекта; формулируются цель и основные задачи, показывается методологическая, теоретическая основа проекта, характеризуется статистическая и информационная база исследования, описываются методы исследования, анализируется разработанность темы в науке).

  5. Теоретическая часть (следует подробно описать содержание выбранной темы – раскрыть суть рассматриваемой области, историю ее появления; для этого надо воспользоваться отобранным материалом из литературных источников).

  6. Практическая часть (производятся расчёты и проводится анализ полученных результатов, раскрываются аспекты закономерностей в полученных данных).

  7. Заключение (содержит основные выводы, полученные в курсовом проекте).

  8. Библиографический список

Результаты работы должны быть представлены в электронном и печатном виде. Документ пояснительной записки необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления курсовых проектов.

Курсовой проект подлежит защите. При защите курсового проекта студенту могут быть заданы дополнительные вопросы в рамках выбранной им темы и произведенных расчётов.

1 Теоретическая часть курсового проекта: исследование отдельных вопросов статистики
1.1. Методические указания к первой главе курсового проекта
Первая глава курсового проекта посвящена методологическим вопросам статистического анализа. Глава представляет собой обзор литературы (12-15 стр.) по отдельному разделу статистической методологии (по варианту). В главе раскрывается социально-экономическая сущность процессов и явлений в их детерминированности (взаимосвязи и взаимозависимости).

В первой главе необходимо рассмотреть формулы расчета статистических показателей, характеризующих состояние, структуру и (или) динамику явления; раскрыть значение этих показателей для статистического изучения явления. Следует описать статистические методы и варианты их применения в изучении явления (например, балансовый метод, индексный, методы прогнозирования и др.). Описание методов необходимо сопровождать примерами расчетов. Особое значение имеет акцентирование вопроса главы для современной экономики.



Теоретическая часть работы должна базироваться на четком плане изложения, который должен быть составлен студентом после проработки литературы. Целесообразно теоретический материал разбить на несколько пунктов (2-3 параграфа главы) в соответствии с планом. Изложение теоретического материала в обязательном порядке должно сопровождаться ссылками на соответствующие страницы литературного источника.
Темы теоретической части курсового проекта


  1. Организация государственной статистики в Российской Федерации

  2. Статистика цифровой экономики Российской Федерации

  3. Система национальных счетов и ее роль в макроэкономическом анализе

  4. Индексный метод в статистических исследованиях

  5. Статистический анализ сезонных колебаний

  6. Экономические индикаторы

  7. Население как объект статистического исследования

  8. Статистика уровня жизни населения

  9. Статистика трудовых ресурсов и занятости населения

  10. Организация статистики на железнодорожном транспорте

  11. Статистика грузовых перевозок на железнодорожном транспорте

  12. Статистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте

  13. Статистика высшего образования в Российской Федерации

  14. Макроэкономические показатели производства товаров и услуг

  15. Валовый внутренний продукт: сущность и методы его расчета

  16. Статистка национального богатства

  17. Статистика цен, тарифов и инфляции

  18. Статистика потребления населением товаров и услуг

  19. Статистика производительности труда

  20. Кластерный анализ в социально-экономических исследованиях


2 Расчетная часть курсового проекта: статистическое исследование субъектов Российской Федерации


2.1. Содержание расчетной главы курсового проекта



Анализ качества экономического роста в России значительно затрудняется тем, что показатели, характеризующие экономическое и социальное состояние, имеют сильную территориальную дифференциацию, поэтому представляется целесообразным исследовать основные социально-экономические показатели на уровне регионов. Основная задача первой главы курсового проекта - выявить статистические закономерности экономического и социального состояния по группам регионов и их совокупности в целом. Исследование региональной статистики как средство методического и информационного обеспечения контроля над процессами, протекающими в регионах РФ, способствует принятию адекватных управленческих решений в области региональной экономической политики.
Для выполнения расчетной главы курсового проекта студенту необходимо ознакомиться с методологическими пояснениями, структурой и содержанием статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» (далее – Сборник). Сборник издается в электронном виде и размещается на официальном Интернет-портале Росстата (http://www.gks.ru) в рубрике «Официальная статистика» в разделе «Публикации» → «Каталог публикаций» → «Статистические сборники». Затем по данным Федеральной службы государственной статистики выполнить следующие задания:

1. По данным таблицы 1.1. «Основные социально-экономические показатели» за последний доступный год издания Сборника провести случайную выборку 40 регионов РФ. Осуществить группировку по группировочному признаку в соответствии с вариантами из таблицы 1 методических рекомендаций. Число групп с равными интервалами определить по формуле Стёрджеса. Результаты группировки оформить в виде интервального вариационного ряда распределения. Сделать выводы.

2. По полученному в результате группировки ряду распределения постройте гистограмму распределения, полигон распределения и кумуляту.

3. В составленном интервальном вариационном ряду определить:

а) относительные величины структуры по группам; полученные значения изобразить на графике в виде секторной диаграммы
;

б) относительные величины интенсивности: объем ВРП в рублях в расчете на душу населения по группам и в целом по совокупности.

Произвести анализ полученных данных.

4. По выборочной совокупности рассчитайте среднюю величину группировочного признака, моду, медиану, квартили. Произведите анализ полученных данных.

5. По выборочной совокупности (интервальному вариационному ряду распределения) определите показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Сделайте выводы по полученным данным.

6. Определить с доверительной вероятностью 0,954 возможные пределы колебаний средней величины группировочного признака в генеральной совокупности.

7. Произвести корреляционно-регрессионный анализ данных: описать взаимосвязь между численностью населения и валовым региональным продуктом:

а) сформировать таблицу с исходными данными: факторный признак (х) – численность населения, тыс. чел.; результативный (у) – валовый региональный продукт, млн. руб.;

б) предположить наличие линейной зависимости между рассматриваемыми признаками, рассчитать параметры парной линейной регрессии методом наименьших квадратов;

в) графически изобразить линии теоретических и фактических значений;

г) определить степень тесноты связи при помощи линейного коэффициента корреляции.

Сделайте выводы по результатам расчетов.
Таблица 1 – Исходные данные к главе 2

Первая буква фамилии студента

Группировочный признак

А, В, З

Площадь территории, тыс. км2

Б, Г, Ш

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

Д, Е, Ё

Продукция сельского хозяйства всего, млн. руб.

Ж, Ч, М

Оборот розничной торговли, млн. руб.

Н, О, П

Среднегодовая численность занятых, тыс. человек

С, Ф, Ю

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

Щ, К, И

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

Л, Э

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

Р, У, Х

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади жилых помещений

Т, Ц, Я

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.