Файл: Исследование, эксперимент, опыт, анализ, обследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Общенаучные методы исследования.





Эмпирические методы исследования

Наблюдение — способ познания объективной действительности, основанный на непосредственном и пассивном восприятии (созерцании и регистрации) предметов и явлений при помощи органов чувств (чувственное восприятие) без вмешательства со стороны исследователя (в экономике примером могут служить учетные операции).

Составными частями наблюдения можно рассматривать ощущение и восприятие.

Ощущение — отражение мозгом свойств предметов или явлений, которые воздействуют на органы чувств. Восприятие — отражение мозгом явлений и предметов в целом, причем только таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени.

К наблюдению условно можно отнести и такие переходные этапы от эмпирики к интеллектуальной (мыслительно-логической деятельности), как представление и воображение.

Представление — вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, но обязательно действовали в прошлом.

Воображение — соединение и преобразование различных представлений в цельную картину новых образов (представлений).

Счет — нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих свойства. Это, по сути, прямое снятие информации с исследуемого объекта (его информационной базы).

Измерение — физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Оценивание — вычислительный процесс определения численного значения некоторой величины, если ее измерение невозможно.

Сравнение — установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое при помощи органов чувств или специальных приспособлений. Моделирование представляет собой замещение исследуемого объекта другим (моделью), способным изоморфно представлять самые сущностные свойства, проявления его жизнедеятельности, и таким образом вести исследование его при помощи “заместителя”. Метод позволяет элиминировать (исключить из рассмотрения) второстепенные особенности исследуемого объекта, существенно удешевить исследование, а также исследовать объекты, “прямой” съем информации о которых по разным причинам невозможен. Модель, таким образом, это аналог реального объекта, обладающий его основными характеристиками


и способный имитировать его поведение.
Оценивание, сравнение, натуральное экспериментирование, моделирование и другие ниже изложенные методы содержат элементы мыслительно-логической (интеллектуальной) деятельности.

Натуральное моделирование сводится к тому, что аналог исследуемого объекта создается в натуре, из определенного материала, но, к примеру, меньших размеров чем оригинал.

Натуральное экспериментирование состоит в том, что сам исследуемый объект, или его натуральная модель (если оригинал невозможно) помещаются в варьируемые условия и фиксируются интересующие исследователя изменения в его поведении (жизнедеятельности)

Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений реального объекта исследования, и выделение сущностных, интересующих исследователя, сосредоточение внимания на них. Ученые справедливо отмечают, что абстрактное (отвлеченное) понятие — тот кирпич, из которого построено здание любой науки, в отличие от конкретных образов, представлений “затуманенных” множеством несущественных и случайных моментов.

Абстрагирование, как уже отмечено, метод и этап мысли- тельной деятельности. При этом под мышлением понимается опосредованое и обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами / явлениями. В процессе мыслительной деятельности выделяются следующие этапы и их результаты: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — мысль, отражающая существенные и необходимые (неотъемлемые) признаки предмета (явления). Абстрактные понятия, представляемые, зачастую, в виде определений (дефиниций), — кирпичи, из которых возводится здание науки.

Суждение — мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение — процесс мышления и его результат, при котором одни суждения (заключения) выводятся из других (посылок). Умозаключение отражает и выражает способность абстрактного теоретического мышления вырабатывать новые знания на базе известных. Это основа исследовательской деятельности.

Формализация — отображение объекта или явления в знаковой форме какого-то искусственного языка (математики, химии и др.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.

Классификация — это разделение явлений (понятий) на определенные группы (классы), позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое, и посредством этого вникнуть в сущность.



Обобщение (индуцирование) — логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них; средство образования новых понятий.

Для обобщения должно существовать основание, т. е. свойство, позволяющее сгруппировать однородные явления.

Доказательство1 — это интеллектуальная деятельность, состоящая в установлении некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до ее начала и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятель- ностью.

Дедукция (дедуктивное умозаключение) — характеризуется направленностью мышления исследователя от общего к частному, выведением свойств составных частей исследуемого объекта из общих закономерностей, свойственных целому (объекту). Направление близкое (однонаправленное) анализу.

Анализ2 состоит в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения и др.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления роли и места в системе, вклада выделенных частей в целое. Основа анализа — абстракция.

Индукция (наведение, индуктивное умозаключение) — характеризуется направленностью мышления исследователя от частностей к общему, выведением свойств исследуемого объекта из свойств его составных частей. Направление обратное дедукции и близкое синтезу.

Синтез — сводится к представлению исследуемого объекта как целого, хоть и состоящего из условно выделенных составных частей (деятельность, обратная анализу). Основа синтеза — системное сведение частей к целому.

Интеллектуальное (абстрактное) моделирование — метод познания, опирающийся на символьные модели, абстрагирование от второстепенных свойств исследуемого объекта и воздействующих на него факторов.

Мыслительный эксперимент — метод познания, опирающийся на интеллект исследователя, его способность мысленно “проиграть” возможные варианты условий, в которые может быть “помещен” исследуемый объект, и представить их следствия, выражающиеся различиями в поведении объекта.

  1. Междисциплинарные методы исследования.

Методы получения первичной информации


К строго индивидуально-экспертным методам относятся: тестирование, интервьюирование, анкетирование, метод устной истории, панельный опрос. Все пять методов связаны только с получением исходной информации. Интервьюирование сводится к непринужденной беседе исследователя (интервьюера) с респондентом и фиксации ее результатов. Анкетирование сводится к заполнению респондентом анкеты (вопросника), предварительно составленной интервьюером, т. е. самостоятельная фиксация респондентом своего мнения по интересующему исследователя вопросу и последующая передача анкеты заинтересованному в ее получении лицу для обработки.

Отличие метода панельного опроса от других опросных методов состоит в том, что при его использовании к выборке выдвигается еще одно дополнительное требование — персональная неизменяемость сформированной выборки от опроса к опросу. Сам опрос может проводиться в любой из форм — интервьюирования или анкетирования, но персональный состав опрашиваемых должен быть стабильным.

Тестирование — метод изучения глубинных (чаще — мыс- лительных) процессов деятельности человека, исходя из его высказываний или личностных оценок каких-либо факторов жизнедеятельности окружающей среды.

Сценарный метод заключается в систематизированном представлении обществу знаний о будущем, полученных упор- ным трудом, преимущественно, отдельных специалистов широкого кругозора и высочайшей квалификации.

Метод мозгового штурма Задача первого тура — выработать (получить) максимально возможное количество жизнеспособных альтернативных предложений по преодолению проблемы (гипотеза, как таковая, не выдвигается вовсе).

Задача второго тура — проверка, причем жесткая, альтернатив на жизнеспособность.

Метод синектики (греч. — соединение различных, даже несовместимых элементов) — представляет собой модифицированный вариант классического мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи.

Метод круглого стола используется с целью согласования ранее выраженных мнений по проблеме и выработки единого.
Инструментальные методы получения первичной информации

применяются при обследованиях. К ним относят: устройство раскопов и шурфов, бурение скважин, отбор образцов, взятие проб и т. д.

Методы анализа

Процессы и явления, выступающие объектом изучения, относятся к двум видам: детерминированным и стохастическим (вероятностным).


Детерминированные (предопределенные) процессы характеризуются строгим подчинением определенным закономерностям. Эти закономерности могут быть представлены математическими зависимостями (моделями).

Стохастические процессы отличаются от детерминированных тем, что свойственные им закономерности проявляются не строго, но с определенной вероятностью, и только при массовом наблюдении. Модели, отражающие закономерности, свойственные таким процессам, и мера их действительности, устанавливаются статистическими методами.

Табличная форма представления информации — это такая, при которой число (значение показателя) располагается на пересечение четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу (графе), и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе — строке. Таблица содержит три заголовка: общий, верхний и боковые. Общий — отражает содержание всей таблицы. Верхние заголовки отражают содержание граф, а боковые — строк. Верхние и боковые заголовки — внутренние по отношению к таблице. Одни из них рассматриваются в качестве подлежащего таблицы и выражают то, что надлежит сказать о характеризуемом объекте. Другие — в качестве сказуемого и выражают то, что или о ком говорится. Различают простые и сложные таблицы. Последние, в свою очередь, подразделяются на групповые и комбинационные.

Классификация методов анализа, используемых в исследованиях




  1. Графические методы, используемые в исследованиях.

  2. Математические методы исследования.

Методы исследований, опирающиеся преимущественно на достижения математики, представлены


Математические методы исследований


Дифференциальное исчисление


Методы теории игр


Метод статистических испытаний (Монте-Карло)


Методы динамического программирования


Методы линейного программирования