Файл: Исследование, эксперимент, опыт, анализ, обследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(число знаков “+” в столбце);

то же, отрицательных (число знаков “–” в столбце);

— обозначение индивида, которого выбирают; символ i и в дальнейшем j обозначает одно и то же лицо, но в разных ролях: i выбираемый; j выбирающий; ij при совмещении ролей

Индекс активности (экспансивности) индивида в группе (Эj) вычисляется по формуле



Индекс групповой активности (экспансивности) характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия и определяется по формуле



  1. Методы, опирающиеся на морфологический подход.

Основная идея морфологического подхода – систематически находить наибольшее число, а в пределе – все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.

Отправные посылки подхода:

    1. Максимально точная формулировка поставленной проблемы.

    2. Равный интерес ко всем объектам моделирования.

    3. Исключение всех ограничений и оценок до той поры, пока не будет получена полная структура исследуемой области.

Ф. Цвикки (авст. Математик и астроном) предложены и отдельные методы морфологического подхода (моделирования):

  • метод систематического покрытия поля (МСПП), предполагающий наличие “опорных пунктов” знания в любой исследуемой области, исходя из кото рых отыскиваются все возможные варианты решения проблемы;

    •  рекомендует последовательно экстраполировать имеющиеся знания в неизученные участки поля, стараясь перекрыть его полностью, т.е., с одной стороны, найти ответы на все вопросы, имеющие отношение к объекту исследования, а с другой стороны, мысленно построить все ситуации и следствия, вытекающие из уже имеющихся знаний




  • метод отрицания и конструирования (МОК);

    • Основой метода служит принцип: любое утверждение, сформулированное в конечных и полностью определенных терминах, не может быть абсолютно верным.

    • 2 этапа:

      • Выявляют в исследуемом объекте его признаки, характеристики, свойства или иные атрибуты, существенные для выполнения его главной полезной функции. В некоторых случаях достаточно определить всего один такой признак.

      • Отрицают один из выявленных признаков, отказываются от него и заменяют его принципиально иным признаком, не обязательно противоположным отброшенному.

  • метод морфологического ящика (ММЯ);

    • морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании)

    • Этапы

      • Первый этап: точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. Задача должна быть определена в кратком и четком описании.

      • Второй этап: поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия разрабатываемой системы. Возможно исследование по нескольким признакам.

      • Третий этап: выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения).

      • Четвертый этап: сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом.

      • Пятый этап: провести перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

      • Шестой этап: выбор нескольких вариантов, удовлетворяющих заданным критериям.

  • метод экстремальных ситуаций (МЭС)

    • Метод экстремальных ситуаций (МЭС) — это один из следственных методов морфологического подхода Цвикки, реализуется в том числе через игровое обучение путем создания различных условных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоциональнооценочной деятельности.

  •  метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД)

  • метод обобщения (МО).


  1. Методы верификации результатов исследования

Проверка результатов исследования осуществляется по нескольким направлениям:

  • на доверие к ним (верификация);

  • на принадлежность к науке;

  • на простоту.

Различают следующие методы верификации результатов исследования:

  • прямой, сводящийся к получению самим исследователем того же результата, но с использованием другого (других) методов; ценится разработка прогнозной модели исследуемого объекта и совпадение при этом результатов прогноза и фактического состояния объекта в определенный перспективный момент времени;

  • косвенный, сводящийся к выведению прогнозного заключения из ранее полученных самим исследователем резуль татов;

  • инверсный — проверка предсказательной (прогнозной) модели по данным прогнозного периода, не использовавшимся для получения прогнозной модели;

  • оппонентом, выражающийся в том, что результаты исследования подтверждаются представителями других научных школ или коллективов;

  • практикой, выражающийся в успешном (результативном) использовании полученных научных результатов практи ками;

  • механизмамисамого исследовательского метода: ряд статистических методов исследования обладает внутренними, встроенными в алгоритм метода механизмами количественной (цифровой), но отнюдь не смысловой (качественной), верификации результатов проведенного исследования; к таким можно отнести: вычисление и сравнение с табличными значениями коэффициентов корреляции детерминации, коэффициента. Стьюдента (метод корреляционно-регрессионного анализа); отношения согласованности (метод анализа иерархий) и др.

проверка результатов на принадлежность к науке осуществляется при помощи критериев научности.


Критерии научности — это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки. Они позволяют субординировать результаты познания с позицией близости (отдаленности) их от науки: это фундаментальные теоретико- методологические принципы, нормы, ценности, идеалы, эталоны, обусловливающие определенность оснований, по которым пробное знание (корпус идей: гипотезы, концепции, теории, достижения, факты) и деятельность (корпус актов: мышление, теоретизация, концептуализация, эксперементирование) расцениваются как научные и зачисляются в разряд науки.