Файл: Исследование, эксперимент, опыт, анализ, обследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дифференциальное исчисление
Этот метод предполагает, что общее приращение результирующего показателя может быть разложено на слагаемые, где значение каждого из них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная:
,
где дельта у— изменение функции;
dх1 = х1,к– х1,н— изменение первого фактора;
к, н— фактические значения первого фактора в конце и
начале анализируемого периода;
dх2 — то же, второго.
Метод статистических испытаний
Сущность метода статистическихиспытаний(метода Монте-Карло) состоит в том, что при моделировании следствий исследуемых процессов используются случайные числа и тем самым непосредственно учитывается вероятностный характер этих следствий.
Методы теории игр
Методы теории игр используются с целью предварительной проработки вариантов предлагаемых решений и их следствий. При этом предполагается, что участники игры (игроки) преследуют свои собственные цели, обладают волей и на каждое действие инициатора отвечают совершенно непредвидимым образом. Это предопределяет
необходимость рассмотрения и оценки всех возможных вариантов ответных действий (“противника”, “оппонента”). Игры классифицируют по количеству “противников” (в качестве одного из которых может рассматриваться природа) и по правилам поведения игроков (правилам игры). Методы могут использоваться для исследования любых конфликтных ситуаций (между индивидами, группами или коллективами).
Самый простой вид игры, который поддается математической формулировке и формализованному решению, — это так называемая парная игра с нулевой суммой. В игре участвуют только два “противника”, а выигрыш одного — проигрыш другого. Исследуемая ситуация может быть представлена в матричном виде
Динамическое программирование
Динамическое программирование — метод обработки собранной информации с целью получения новой производной, ориентированный на исследование процессов, протекающих поэтапно. Предполагается что действия, осуществляемые на
каждом этапе процесса, не оказывают влияния на результаты действий на предшествующих этапах, а общие результаты процесса складывается из частных поэтапных результатов
При аналитическом методе решения задачи динамического программирования составляется система, так называемых рекуррентных уравнений, выражающих принцип Беллмана решение которой дает искомый результат.
При “ручном” алгоритме решения задачи также реализуется этот же принцип, выраженный советским математиком Е. С. Вентцель следующим образом: каково бы ни было состояние исследуемой системы в результате какого-либо числа шагов (этапов), на ближайшем шаге нужно предпринимать такое действие (управленческое решение), чтобы оно в совокупности с оптимальными действиями на всех последующих шагах (эта- пах) приводило к оптимальному состоянию на всех оставшихся шагах, включая данный
Линейное программирование
2 вида: графический и матричный (симплекс метод)
В симплекс методе Первоначально сформулированная задача приводится к каноническому виду, т. е. представляется в виде уравнений. С этой целью вводятся дополнительные переменные, знак которых
зависит от характера неравенства: “+” если направленность
неравенства “меньше” и “–” — если “больше”
-
Социометрические методы исследования.
Социометрия — метод, направленный на выявление струк туры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и антипатии среди членов группы. Предложен социологом Якоб Леви Морено. Фиксация отношений происходит во время социометрического опроса. Опрос может вестись при помощи социометрической карточки (анкеты).
Обработка и представление полученных социометрических данных сводится к построению социоматриц и социограмм, а также вычислению социометрических индексов.
Социоматрицапредставляет собой таблицу, в которой отра жаются положительные и отрицательные выборы (отношения) ко всем другим членам группы, сделанные каждым ее членом.
Личностный статус каждого члена группы представлен в матрице количественно. Он представляет собой алгебраическую сумму отдельных выборов i-го столбца и характеризует популярность (привлекательность) каждого члена группы для других.
Социограмма — специальный график, изображающий целостную картину взаимоотношений, выявленных в ходе исследо вания. Она позволяет судить о сплоченности группы, лидерстве и частично о психологическом климате в ней
Индексы социометрического статуса индивида Ciвычисляются по формуле
(79)
где — число положительных выборов, полученных индивидом