Файл: Реферат по дисциплине История России, всеобщая история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Кафедра философии и гуманитарных дисциплин


РЕФЕРАТ

по дисциплине «История России, всеобщая история»
Тема: Патриотизм советского народа в годы войны

Выполнила обучающаяся ТА

Специальность Стоматология


1 курс 132 группа

Проверила: к.и.н., доцент кафедры


Дата проверки _______________

Оценка ___________
_____________

(подпись)

Ставрополь 2022

Содержание


Введение 3

1. Понятие патриотизма и его проявления 5

2. Труженики тыла 6

3. Советские дети в тылу 8

Заключение 15

Список литературы 17


Введение

Великая Отечественная война (1941-1945) - война между Советским Союзом и гитлеровской Германией. Она стала важнейшей частью Второй мировой войны (1939-1945 годы) - наиболее масштабного вооруженного конфликта в истории человечества. СССР включилось во Вторую мировую войну 22 июня 1941-го, после вторжения Германии на его территорию.

На протяжении Второй мировой войны в ней успело поучаствовать порядка 72 государств. Не смотря на это, события на советско-германском фронте носили наиболее жестокий и кровопролитный характер. Около 70-80% германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись именно на Великую Отечественную войну. Тем самым СССР вносит наибольший вклад в победу Антигитлеровской коалиции. Но какой ценой досталась эта победа. Если брать общее количество жертв Второй мировой войны (свыше 55 млн. человек), то самые большие потери понес Советский Союз - 27 млн. солдат и мирного населения. Для сравнения: по сумме потерь США и Великобритании число не доходит и до 1 млн. человек.

Гитлеровской Германией велась расово-идеологическая война, направленная на истребление «неполноценных» славянских и других народов, населяющих Советский Союз. Нацистское правительство Германии воспринимало советский «еврейско-большевистский» режим как своего главного врага. Завоеванную территорию СССР предполагалось рассматривать как немецкую колонию, а ресурсы страны использовать для удовлетворения потребностей рейха.

Для Советского народа война стала всеобщей, общенародной, священной, войной за сохранение своего государства, своей культуры и обычаев. Перед лицом врага произошло сплочение, укрепление и объединение общества. Бесчеловечное отношение к военнопленным в концлагерях, зверства и беззаконие стали еще одной причиной, которая побудила Русский народ, страдавший от советского режима в период революции и массовых репрессий встать на защиту Родины. Наиболее важными элементами победы стали патриотическое единство, объединение фронта и тыла, а также неудачные попытки нацистов вбить клин между народами СССР.


Актуальность данной темы на современном историческом этапе послужили взгляды на события Великой Отечественной войны. Историческое осмысление тех героических событий, уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов советского народа. Данную тему я выбрала потому, что эта тема близка многим людям и конечно же мне и моей семье, ведь эта тема о моём родном отечестве. Великая Отечественная война раскрыла сущность души русского человека , глубокое чувство патриотизма , колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во Второй Мировой войне. Наши деды ещё раз доказали, что наша Земля не преступна и такой народ невозможно поработить! Я горжусь своей принадлежностью к великой России! Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившегося в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Всё для фронта, всё для победы! “Солдаты самоотверженно воевали, не имея ни выходных, ни праздников, но так же жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, зенитки, чтобы бить фашистов. Всё это делали в тылу.

В свете событий последнего времени мы убеждаемся, что герои и их подвиги в отечественной военной истории, всеобщий характер войн, которые вела Россия, ее достижения в политике, экономике, науке, культуре и искусстве, спорте сохранили особенности нравственных идеалов для всего народа России;

Не случайно повсеместно проводятся митинги, мероприятия и встречи с ветеранами. Такие события знакомят молодое поколение с подвигами и примерами героизма русского народа в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Важно помнить и хранить в душе те жертвы, ценой которых была достигнута Великая Победа.

1. Понятие патриотизма и его проявления
Патриотизм- одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Необходимо определить, что мы вкладываем в это понятие. Родина — место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность, это родные просторы и отеческий дом. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм.



 Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, это общество обладает силой, способной решить любую проблему. Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Германия в XX в. совершила две агрессии против России. Но если первое нападение являлось военным противоборством с участием Германии и России, то в 1941 г. это был крестовый поход против России, поскольку стоял вопрос о жизни и смерти нашего государства, о том, быть ему свободным, независимым или впасть в порабощение, а то и полностью потеряться с исторической поверхности человечества.

Благородные освободительные цели внезапно начавшейся войны были горячо поддержаны всем советским народом. Массовым проявлением патриотизма стали героические подвиги советских воинов от защиты Брестской крепости до водружения Знамени Победы над рейхстагом и разгрома Японии.

Патриотизм нашего народа в годы войны носил многогранный характер. Его характерными чертами являлись: убежденность советских людей в правоте своего дела, беззаветная любовь к Родине; массовый героизм советских людей на фронте и в тылу; интернациональный характер, который заключался в дружбе народов СССР, их совместном стремлении разгромить врага, коварно напавшего на Родину; готовности оказать им помощь в освобождении от захватчиков; опора на богатейшую многовековую историю, культурные и героические традиции; высокая жертвенность во имя свободы и защиты Родины.

2. Труженики тыла
Таким образом, из приведенного выше обзора литературы видно, что современные исследователи уделяют широкое внимание различным вопросам изучения Первой русской революции 1905-1907 гг., переосмысливая значение многих событий, явлений, процессов одного из переломных моментов русской история. Анализ литературы показал, что среди основных проблем современной отечественной историографии Первой русской революции 1905-1907 гг. Возможно включение вопросов деятельности легальных и нелегальных партийных организаций, методов и способов террористической борьбы, роли личности в революционном процессе, региональных аспектов изучаемых вопросов и т. д. На протяжении всей войны передовые рабочие, колхозники, инженерно – технические работники  и учёные, преодолевали величайшие трудности, проявляя огромную стойкость, самоотверженно ковали орудия победы. “Всё для фронта, всё для победы!”, “ В труде как в бою!”, “Работать не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт!” – под такими лозунгами трудились наши люди в тылу.


Передовые рабочие, применяя новаторские методы труда, выполняли по две и даже три  – пять норм. Были и новые богатыри труда, которые давали по десять и  более норм. Широкую известность  получили трудовые дела зачинателя движения тысячников знатного фрезеровщика завода в Нижнем Тагиле. А.Ф. Босого, машиниста Н.А Лунина, бурильщика байкальских рудников А.И Семиволоса и многих других.

Огромный  вклад в дело победы над врагом принесла советская интеллигенция. Самоотверженным трудом наши научно – технические кадры способствовали быстрому созданию новых предприятий, внедряли в производство новейшие научные  достижения. Так, например, научный  институт, возглавляемый академиком Е.О Патаком, учил уральских танкостроителей  впервые в мировой практике применять  авто-сварку танковой брони в условиях массового производства. Конструкторы и инженеры работали над тем, чтобы вооружить советских воинов самой совершенной техникой. Не хватало сырья, инструментов. Часто приходилось заменять одни материалы другими, вводить новые приёмы труда, идти на риск. Неиссякаемым ключом была творческая мысль тысяч новаторов – инженеров, а также представителей других профессий многомиллионной советской интеллигенции. Советский народ испытывает глубокую благодарность к огромной армии медицинских работников, спасших жизни миллионам бойцов и возвратившим их на трудовой и боевой фронты.

Значительный  вклад в победу над врагом внесли железнодорожники. Железнодорожный  транспорт – связующие звено  тыла и фронта. Об их подвигах немало написано книг. 24 июня 1941 года по указанию Политбюро ЦК ВКП(б) призвал железнодорожников  ускорить прохождение воинских эшелонов. Железнодорожники откликнулись на это ударным трудом. Зачастую под обстрелом  вражеской авиации бригады поездов доставляли эшелоны прямо на передовую. В те же годы немало родилось патриотических починов среди железнодорожников. Так, знатный железнодорожник, машинист депо Новосибирска Николай Лунин – инициатор увеличения пробега паровоза за счёт проведения текущего ремонта бригадой – в первые дни войны ввёл ряд новых усовершенствований. Фронт требовал всё большего количества войск, оружия, боевой  техники и быстрейшей доставки. Поэтому в тот период возник, “караванный способ движения поездов”, заключавшийся в том, что со станций отправка поездов начиналась друг за другом на расстоянии видимости сигналов и хвоста ушедшего состава – 200 – 250 м. Это приводило к тому, что на отрезке 100 – 120 км находилось 70 – 80 поездов. Трудно представить, какая должна была быть чёткая организация, чтобы составы поездов шли без аварий и точно в срок прибывали к пункту назначения.


Отдавая большую  дань рабочему классу в обеспечении  победы над немецко – фашистскими  захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. Труженики сельского хозяйства не жалели не сил, ни времени для наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Самоотверженно трудились, например, колхозники Калининской области. В 1941 году из области было эвакуировано 630 тысяч голов скота, вывезено 2500 тракторов.

3. Советские дети в тылу

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 – 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы. 27 июня 1941 года «Правда» сообщала, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение «Молодёжь - на производство!». В это движение быстро включились старшеклассники.  В декабре 1941 года школьники г.Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. В 1942 году в цехе завода «Серп и молот» влилось более 3 тыс. неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна. Пять месяцев он завоёвывал Красное знамя ГКО. Цех уменьшив время скоростной плавки больше чем на час. В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соцсоревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество  снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков. В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках. 153 школьника в первые дни войны пришли на Горьковский автозавод. Один из них, В. Савоськин, рассказывает: «Мой отец одним из первых ушёл на фронт. В тот же день я отправился в отдел кадров попросил принять меня вместо отца. Мне не отказали, хотя было всего 15 лет, и направили в механосборочный цех учеником шлифовщика. Вскоре цех стал молодёжным. В нём