Файл: Реферат по дисциплине История России, всеобщая история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работали бывшие школьники Дуся Мешкова, Николай Алёшин, Иван Ермаков, Александр Крюков, Николай Алёшин, Иван Демин. С ними мы создали свою бригаду. Делали стволы для миномётов. Задание было ответственное, но мы с ним справлялись».

 Бригада В. Савоськина успешно справлялась со своими обязательствами и в 1942 году за образцовое выполнение заданий была награждена переходящим Красным знаменем дирекции и комитета комсомола, а в 1943 году знамя было оставлено ей навечно. Бригаде дали право самоконтроля. Её продукцию ОТК не проверял – она всегда была отличного качества. Это подчёркивает героический дух людей во имя победы. 29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся, пионерам укол с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения, которыми были охвачены комсомольцы и молодёжь. Вот некоторые примеры. На Московском заводе “Каучук” бывшая семиклассница Аня Белкина пошла в самый вредный цех, быстро освоила специальность каландровщицы, и в том же году её назначили бригадиром комсомольско–молодёжной бригады. Бригада должна была за смену заготовить 5 т. резиновых смесей и тем самым обеспечивать работу других цехов. Ребята не только выполняли это задание, но и перевыполняли его, и в 1943 году за отличную стахановскую работу их бригада была награждена Почётной грамотой городского комитета комсомола, а в 1944 году – Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и такую, которая шла для оборотных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тыс. учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные столяры изготовляли приклады и ложи для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари – детали для мин и т. д.

  Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. «Обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов. Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах. Так, Вася Копаев, Катя Бекметьева и Вася Горбиенко из колхоза «Большевик» деревни Щукино Московской области из ребят школы в августе 1941 года организовали подвижные бригады и посылали их туда, где была нужна помощь старшим, а в колхозе «Хлебороб» 25 пионеров помогали убирать урожай, в колхозе имени Кирова Славковского района Ленинградской области 150 пионеров со специальными книжками вместе со взрослыми ежедневно выходили на работу, а шестиклассник Вася Попов из одноклассников организовал звено по уходу за картофелем.»


        Ещё с большей активностью трудились пионеры и школьники в 1942 году. «Сейчас,– сообщала “Правда” 27 июня, – большинство школ опустело. Школьники – на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай». 5 млн. пионеров и школьников в том году работали на прополке, окучивании и подкормке картофеля и овощей, на уборке и выработке свыше 145 млн. трудодней. Только в 38 областях страны свыше 190 тыс. школьников в 1942 году окончили курсы трактористов и комбайнёров, участвовали в посевной и уборочной компаниях.

    Самоотверженно трудились юные патриоты на колхозных полях. 8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник «Пионеры – фронту». В нём участвовало 2,5 млн. пионеров и школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4268,1 т. металлолома, 355,4 т. дикорастущих и лекарственных растений, 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т. овощей, утеплили 565школ, 172 скотных двора, отгрузили 297 т. угля, 63 т. торфа, очистили от снега 29 тыс. км. железнодорожных путей.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в «красных обозах». Так в ноябре – декабре 1941 года в Алтайском крае они участвовали в 6 тыс. обозов, в Ярославской области в 1943 году в 1314 обозах и в 2314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

    «Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.»



У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.  

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

 Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.

   Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.


«Молодое поколение явилось достойным преемником славных трудовых традиций рабочего класса СССР. К концу 1942 г. количество участвовавшей в производстве молодежи до 18 лет составляло 15% по сравнению с 6% в 1940г. Они работали как взрослые, хотя и очень уставали. Но сознание того что изготовленными ими снарядами их отцы и братья громят ненавистного врага, приближая час победы, утраивало силы юных тружеников.»

     Таким образом, среди занятых в тылу на производстве продолжало возрастать число женщин, молодежи, подростков и пенсионеров. В трудное для страны время они, проявляя подлинный трудовой героизм, заменяли тех, кто ушел на фронт.

Заключение

Победа СССР в Великой  Отечественной войне – это великий подвиг  советского народа. Россия потеряла  свыше  20  миллионов  человек.  Материальный  ущерб составил 2600 миллиардов рублей, разрушены  сотни  городов,  70  тысяч  сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий. Схватка с фашизмом убедительно показала, что подвиг во  имя  Отчизны  – это норма для воинов и тружеников тыла.

В годы Великой   Отечественной  войны  в   тылу  врага  действовали  6200 партизанных отрядов, в которых  сражались  свыше  1,1  миллиона  человек,  а также вели борьбу свыше 220 тысяч подпольщиков.

   

Победителей -воинов армии и тыла с каждым  годом остаётся  всё  меньше, время берёт своё, а законы природы неумолимы. Вот почему сегодня  так  важно вспомнить славные дела полувековой давности и оказать внимание каждому,  кто помог одержать победу над фашизмом.

И в заключение своего реферата я хочу отметить то, как же важна история, важно знание прошлого для жизни в настоящем и будущем. Тема героизма и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной Войны не утратит свою актуальность на протяжении многих лет. Победа над фашизмом добыта кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными потерями советского народа, его неиссякаемой энергией и верой в неизбежную победу над врагом. Нельзя в данном случае принижать и роль Коммунистической партии, ставшей для рядовых коммунистов, для всего народа организатором и вдохновителем побед над фашизмом. Именно вера всего советского народа в неизбежный крах замыслов вероломного агрессора стала решающей силой, обеспечившей победу Советского Союза в самой страшной и кровопролитной войне всех времен и народов.

Список литературы


  1. И.М Алещенко “ВО ИМЯ ПОБЕДЫ”. Москва “ просвещение” 1985 год.

  2. 1418  дней войны ( из воспоминаний о Великой Отечественной войне) Москва Издательство политической литературы 1990 год.

  3. Великая Отечественная в письмах. Москва Издательство политической литературы 1983 год.

  4. “ Говорят погибшие герои” Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков. (1941 – 1945). Издательство 2. Москва. Госполитиздательство. 1963 г.

  5. В.И Чуйков. “180 –дней в огне сражений” Москва. Издательство .ДОСААФ, 1962 год.

  6. “ И Была война…” Саратов. Региональное Приволжское издательство “Детская книга” 2005 год.

  7. “ История Великой Отечественной Войны” Т6. Вениздат. М. 1965 г.

  8. “ Война народ победа”. статьи . очерки. Воспоминания. Издание второе, дополненное. Москва. Издательство политической литературы 1984 г.

  9. “ Дорогами войны”. книга четвёртая. Приволжское книжное издательство, 1976 г. Саратов.

  10. “ В бою и труде”: Подростки в Великой Отечественной войне / Авт. – сост. В. Караев; Предисл. Д. Лелюшенко; Худож. В. Неволин. – М.:”Молодая гвардия” 1982 год.

  11. Трофимов. А.С. Т.76. Страницы героической борьбы. Изд. 2-е, пере раб. и доп. М,  “Просвещение”, 1974 год.