Файл: Вехи истории 1863 г. И. М. Сеченов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Samir Fouad
Рефлекторная деятельность мозга.
Торможение условных рефлексов.

Samir Fouad ABDEL Aziz

Вехи истории
1863 г.
– И.М. Сеченов
в работе
«Рефлексы головного мозга» распространил принцип рефлекторной реакции на психическую деятельность и поведение человека.
Ввел показ физиологических экспериментов на лекции.

Вехи истории

1902 г.
– в докладе
из лаборатории
И.П. Павлова
впервые заявлено
об открытии
условных рефлексов

Термин «условный
рефлекс» был
предложен
И.П. Павловым в 1903 г.

Вехи истории
И. П. Павлов. Портрет работы
И. Репина (1924)
В 1927 году были впервые напечатаны лекции под названием «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».
Развитие идей на основе новых экспериментальных данных описано И.П.
Павловым в
«Двадцатилетнем опыте объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных».

Вехи истории
БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР
МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы.
Для описания сложных форм
рефлекторной деятельности
предложил термин
«сочетательно-двигательный
рефлекс».

Дом на ул. Казанской, где в 1865 -1872 гг.
проживал Бехтерев В.М.

НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА
МОЗГ - САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ ОБЪЕКТ ВО
ВСЕЛЕННОЙ
научный руководитель Института
мозга человека РАН академик
Наталья БЕХТЕРЕВА
Стереотаксический прибор

Мозг — устройство, благодаря которому мы думаем, что мы думаем.
Амброз Бирс

Samir Fouad ABDEL Aziz
План лекции
1)
Врожденные формы поведения:
-
безусловные рефлексы
-
инстинкты
2)
Приобретенные формы поведения.
Формы научения:
-
неассоциативное
-
ассоциативное
-
когнитивное
3)
Условные рефлексы, их характеристика
4)
Механизм формирования условных
рефлексов
5)
Торможение условных рефлексов

Смена уровней поведения в эволюции

Samir Fouad ABDEL Aziz
Врожденные формы
поведения:
-
безусловные
рефлексы
-
инстинкты

Врожденные формы поведения

Безусловные рефлексы –видовые реакции организма на внутренние и внешние раздражители, осуществляющиеся на основе врожденных нервных связей

Термин «безусловный рефлекс» был введен
И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно, то есть автоматически возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы.


Биологическая роль безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание постоянства многих параметров внутренней среды, взаимодействие организма с внешней средой, согласованную деятельность соматических, висцеральных и вегетативных реакций.

Врожденные формы поведения

Инстинкты- сложные врожденные стандартные приспособительные психические явления, основанные на мотивациях и реализуемые в виде безусловно-рефлекторных поведенческих реакций

Общие закономерности формирования инстинктов

Инстинкты формируются на основе потребности и действия ключевых факторов внешней среды

Жестко запрограммированы

Переключение на другие виды деятельности происходит при получении информации о конечном результате

Необходимы стабильные условия существования

Не используется индивидуальное обучение

Критерии инстинктов (Циглер, 1964)

В их основе – побуждение и способность к
действию

Инстинкты не требуют предварительного
обучения

Соответствуют морфологической и
физиологической организации животного

Приспособлены к экологическим условиям
обитания вида

Фазы инстинкта

Фаза поиска – под действием внешних и внутренних раздражителей возникает поисковое поведение, направленное на удовлетворение потребности

Завершающая фаза – инстинкт в чистом виде

Виды рефлексов и инстинктов
по Симонову П.В.

Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи)

Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе»)

Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)

Витальные рефлексы и инстинкты

Пищевой

Питьевой

Оборонительный (активный -ястреб
и пассивный - кролик)

Регулирования цикла «сон-
бодрствование»

Экономии энергии (сил)

Ролевые рефлексы и инстинкты

Половые

Родительские

Территориальные

Эмоциональный резонанс

Групповая иерархия

Рефлексы и инстинкты саморазвития

Исследовательский

Новизны

Свободы

Имитационный
(подражательный)

Игровой


Приобретаемые формы
поведения создаются путем
научения

Samir Fouad ABDEL Aziz
Формы научения:
-
неассоциативное
-
ассоциативное
-
когнитивное

Формы научения
Научение – процесс, состоящий в
появлении адаптивных изменений
индивидуального поведения в
результате приобретения опыта

Облигатное (неассоциативное) научение

Факультативное (ассоциативное)

Когнитивное и произвольное

Облигатное неассоциативное научение

ПРИВЫКАНИЕ
(ослабление)

СУММАЦИЯ (усиление)

ИМПРИНТИНГ
(запечатление)

Особенности облигатных форм научения

Навыки не могут сохранятся
длительное время

Раздражители, вызывающие их не
имеют сигнального значения

После исчезновения эти навыки
самостоятельно не восстанавливаются

Привыкание (габитуация)

Так детеныши южно- африканской черноногой кошки реагируют на первую встречу с человеком: оскаленные зубы и прижатые уши – признак тревоги.
ослабление реакции при
многократном предъявлении
раздражителя
•Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть.

Суммация
В ее основе:

сенсибилизация (повышение
чувствительности организма к
раздражающим агентам)

фасилитация (облегчение запуска данной
ответной реакции)

Пример: освоение определенного
маршрута передвижения, различение
съедобных и несъедобных продуктов
и пр.

Импритинг

В первые дни, месяцы, иногда годы жизни существует период, когда в мозге как бы отпечатывается вся обстановка, окружающая ребенка или детеныша животного.

Основы научной концепции импринтинга заложил в 30-х гг. XX в.
Конрад Лоренц.

Аппарат, применяемый для изучения
импринтинга.

Состоит из беговой дорожки, по окружности которой движется манок утки. Утенок следует за манком.

Конрад Лоренц (1903 г.)
В 1973 г. Конраду Лоренцу была присуждена
Нобелевская премия по медицине.
Лоренц подчеркивал важность непосредственного изучения поведения животных в естественной среде.


Импритинг и его особенности:
(по К. Лоренцу)

Приурочен к критическому
периоду

Необратим

Происходит в тот период, когда
соответствующее поведение еще
не развито

Запечатлеваются
видоспецифические
характеристики объекта

АССОЦИАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ
РЕФЛЕКСЫ
(условные
рефлексы I типа)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
(условные рефлексы II
типа)


АССОЦИАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ
совпадение во времени какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью организма

Биологический смысл
приобретение раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление последующих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними

КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
(условные
рефлексы I типа)

Животное при этом выступает в
качестве пассивного участника
событий, не имеющего возможности
кардинально изменить их
последовательность.

В мировой литературе этот класс условных рефлексов получил наименование
«павловского, классического условного рефлекса»

Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова

Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный
раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
(условные рефлексы II типа)

Открыты С.Миллером и Ю.
Конорски

Строятся на основе активной целенаправленной деятельности животного

устанавливается следующая цепная связь: сигнал –действие– пища

Камера Скиннера

Обучение собак также осуществляется с помощью приемов инструментального обучения

Цирковая дрессировка животных основана на методах инструментального обучения

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

образное психонервное поведение -
установление временных нервных связей
между психонервным образом и
двигательными центрами мозга.

Например: определение местоположения
пищи

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

элементарная рассудочная
деятельность -
способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и в возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях


КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

Термин «рассудочное поведение»
введен Крушинским Л.В.

Схема взаимоотношений основных компонентов поведения (по
Крушинскому Л.В.,
1986

Инсайт (озарение)
или «ага - реакция»

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

вероятностное прогнозирование -
предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации.

Условные рефлексы, их
характеристика

Условные рефлексы

Условные рефлексы
-
индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временнōй связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловно-рефлекторным актом

Сравнительная характеристика условных и безусловных
рефлексов
Условные рефлексы
Безусловные рефлексы
Индивидуальные и приобретенные
Видовые и врожденные
Осуществляются с помощью
функционально организующихся
временных связей
Осуществляются по анатомическим
путям, определенным генетически
Изменчивы
Относительно постоянны в течение всей
жизни
Могут запускаться с любого
рецептивного поля на самые разные
раздражители
Каждый безусловный рефлекс имеет
свое специфическое рецептивное поле и
свои специфические раздражители
Набор условных рефлексов безграничен
Число безусловных рефлексов
определено генетически
Для образования и реализации требуют
целостности коры большого мозга
Могут осуществляться с помощью
любого уровня ЦНС

Условия выработки
условных рефлексов

Условие времени
-
предварительность или
одновременность действия условного и безусловного
раздражителей

Условие силы
- безусловный раздражитель должен
быть сильнее (жизненно значимее) условного

Условие индифферентности
- условный раздражитель
должен быть индифферентным

Условие сенсорного ограничения
- отсутствие
посторонних раздражителей

Условие мозговой активности
- деятельное состояние
центральной нервной системы

Классификация условных рефлексов
1) По характеру безусловного подкрепления
а) по потребностям организма
- витальные
-зоосоциальные
-идеальные
б) по виду подкрепления
-классические
-инструментальные
в) по характеру подкрепления
- рефлексы первого порядка
- рефлексы второго порядка и более