Файл: Содержание Введение 3 Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение 4 Преступность в отношении несовершеннолетних 10 Заключение 15 Список использованных источников 17 Приложение а 18 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание





Введение 3

1. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение 4

2. Преступность в отношении несовершеннолетних 10

Заключение 15

Список использованных источников 17

Приложение А 18


Введение



Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста и его распространенность выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом.

Преступность несовершеннолетних является составной частью общей преступности и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения включают две возрастные группы: 14-15 и 16-17 лет.

1. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение




Преступность несовершеннолетних— это совокупность преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия. Она является составной частью преступности, но при этом имеет особенности, которые обусловлены прежде всего возрастом, что позволяет говорить о ней как о самостоятельном виде преступности.

Исследователями отмечается, что преступность несовершеннолетних развивается волнообразно. Состояние преступности несовершеннолетних можно анализировать лишь по раскрытой части всей совокупности регистрируемых преступлений. Ранее в числе раскрытых преступлений доля несовершеннолетних составляла от 11 до 17%. Из-за высокой латентности (низкая раскрываемость, дефекты регистрации) официальные статистические показатели этой преступности по оценке экспертов в 3-4 раза ниже реальных данных. Таким образом, статистические данные, которыми располагают соответствующие органы, не имеют ничего общего с реальными данными, так как значительная часть деяний несовершеннолетних остается незарегистрированной по ряду причин.

Важно понимать, что преступность несовершеннолетних не только является составной частью общей преступности, но и служит своеобразной питательной базой ее развития, так как именно лица, совершившие преступления до наступления совершеннолетия, чаще всего возвращаются к преступной деятельности в будущем. Это подтверждается материалами исследований, согласно которым, только 10% лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, в дальнейшем ведут себя правомерно. Следовательно, в среднем, 9 из 10-и несовершеннолетних преступников позже переходят в категорию молодежи, а затем становятся взрослой частью преступного мира. Абсолютное большинство профессиональных преступников первое преступление совершили также в несовершеннолетнем возрасте.


Несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, подвержены негативному и позитивному воздействию внешней среды. Преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер. Если среди взрослого населения в групповых преступлениях участвуют порядка 23-30%, то в несовершеннолетней среде этот показатель превышает 50%.

В преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, зачастую прослеживается зависимость от внешних обстоятельств. Таким образом, можно сказать, что несовершеннолетняя преступность носит, преимущественно, ситуативный характер. Для несовершеннолетних характерным является относительно низкий уголовно-правовой рецидив (примерно в два раза ниже, чем среди взрослых). Ну и также считаю важным отметить, что значительная часть несовершеннолетних совершает опасные деяния в возрасте моложе 14 лет (до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

Несовершеннолетние преступники делятся на группы старшего подросткового возраста (14-15 лет) и младшего юношеского возраста (16-17 лет). По разным данным, от 69% до 80% составляет доля лиц младшего юношеского возраста в общем числе несовершеннолетних преступников. Однако стоит отметить, что в последнее время идет рост преступлений, совершенных лицами старшего подросткового возраста. Так, если в 2015 г. их было зарегистрировано 27,6% от совершенных несовершеннолетними преступлений, то в 2018 г. – уже 32%. Доля женских лиц среди несовершеннолетних, совершивших преступления, составляет примерно 8%. По сравнению с совершившими преступления юношами девушки, как правило, более замкнуты, лживы, эгоистичны [4]. Объясняются такие их качества ранее проявлявшейся к ним жестокостью (истязания, побои, изнасилования) [3]. Однако нельзя не отметить и определенной положительной тенденции. В 2015 г. на их долю среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, приходилось 7,3%, а в 2018 г. – 6,9%. То есть преступность среди несовершеннолетних женского пола снижается.

Около 68% из несовершеннолетних преступников являются учащимися, 29% – не учащимися и не работающими. Среди них очень мало тех, кто учился в высшем учебном заведении и ненамного больше обучавшихся в профессиональном училище. У 97% несовершеннолетних отсутствует заинтересованность в получении образования либо присутствует негативное отношение к образовательному процессу. Примерно 55% несовершеннолетних преступников воспитывалось либо в неполной семье, либо вне семьи. Полные семьи около 65% несовершеннолетних преступников характеризуются устойчивой антисоциальной направленностью, а также низким доходом [9]. Как показывают различные научные исследования, именно семья играет определяющую роль в формировании личности преступника, разумеется, и несовершеннолетнего.



Среди несовершеннолетних преступников велика доля лиц, к которым ранее применялись различные меры уголовно-правового характера. К примеру, около 20% на момент совершения преступления имеют непогашенную или неснятую судимость [9]. Большую часть совершаемых несовершеннолетними преступлений составляют тяжкие преступления, на долю которых приходится 43%. Обусловлено это тем, что, как правило, совершение жестоких преступлений является для несовершеннолетних способом самовыражения и утверждения авторитета перед товарищами. Именно поэтому 51% совершаемых несовершеннолетними преступлений составляют групповые преступления.

Для интеллектуальных свойств несовершеннолетних преступников характерен низкий уровень разнообразия интересов. Как правило, досуг для них является бесцельным провождением времени в компании. Также значительная часть несовершеннолетних преступников употребляют наркотические и психотропные вещества, что, несомненно, влияет на их интересы и ведет к деградации личности [4]. Эмоционально-волевые их свойства: лживость, импульсивность, безразличие к проблемам других. Хотя стоит отметить и то, что несовершеннолетние преступники способны проявлять такие качества как взаимопонимание и отзывчивость, но только по отношению к своим друзьям, которые также являются преступниками. Преступная группа вообще многое значит для формирования ценностных ориентаций несовершеннолетних преступников. В нем они получают общение, поддержку, заботу, т.е. все то, что, зачастую, не могли получить в семье.

Причины и условия преступности несовершеннолетних имеют социально-обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов. От сущности и способов разрешения основных противоречий [6]. В настоящее время криминологическая наука выработала множество теорий, объясняющих преступность. Не ставя своей задачей их детальный анализ, лишь контурно отметим содержание тех, которые обладают, как представляется, наибольшим потенциалом при изучении проблемы детерминации подростковой преступности:

•теория десоциализации, объясняющая преступность несовершеннолетних недостатком воспитательного воздействия на подростков и недостатками их социализации;

•теория «включенность – исключенность», устанавливающая связь между преступностью и степенью участия лица в процессе создания социальных ценностей и использования «благ цивилизации и прогресса»;


•теория стигматизации, трактующая подростковую преступность как следствие «навешивания ярлыков», препятствующих ребенку адаптироваться в социальной группе сверстников с правопослушным поведением;

•теория научения, «выводящая» преступность несовершеннолетних из криминогенного, по сути, и обучающего по форме влияния социальной среды;

•теория напряжения, рассматривающая преступление лица как результат удовлетворения им своих потребностей неправомерным способом при отсутствии легальных возможностей для этого;

•теория «воссоединяющего стыда», усматривающая связь между преступностью и ослаблением неформального социального контроля со стороны общественных (гражданских) институтов [1].

Все эти теории способны в удовлетворительной мере объяснить и интерпретировать подростковую преступность, предложить соответствующие содержанию детерминант механизмы и средства сдерживания криминогенных факторов. В последние годы у криминологов, в частности у Ю.С. Жарикова [6], сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена не совершеннолетние были и остаются наиболее «уязвимой» частью общества. Она заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустойчивая психика, несформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Поэтому, не имея возможности законным путем удовлетворить свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.

Так, Ю.М. Антонян [2] также считал, что несовершеннолетние – это такая социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений, а поэтому реагирует на них остро и очень часто насилием. Исходя из этого многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их установку уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив и ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство, невозможность реализоваться в общественно полезной деятельности. Все это активно криминализируют подростковую среду, особенно из необеспеченных и неблагополучных слоев общества. Но и состоятельные семьи отнюдь не могут считать себя застрахованными от того, что их дети не совершат правонарушений.


Другой фактор – это негативные процессы в семье. В первую очередь здесь имеется в виду то, что семья не просто не может, но и не желает или не умеет оказать необходимую помощь подростку, контролировать его поведение, заботиться о нем, наконец, просто любить его. Здесь фактор материальной обеспеченности не очень значим, а часто он не имеет никакого значения. Это происходит тогда, когда вполне обеспеченная семья, казалось бы, делает все для ребенка – контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, заниматься спортом и т.д., но не обеспечивает главного – любви и понимания, создающей крайне необходимое эмоциональное тепло между ребенком (подростком) и его родителями. Тогда происходит скрытое отвержение его, его выталкивание из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Но есть также и явное жестокое обращение, оскорбление, изгнание из дома, отказ в еде, отсутствие заботы и токсичность родителей по отношению к ребенку-подростку, которому в таком возрасте необходимо лишь, чтобы его слышали, им восхищались и гордились. Другой криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего есть эмоциональный контакт. При наличии такого контакта он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. Если же названная эмоциональная связь отсутствует, подросток не воспринимает ни хорошего, ни плохого от взрослых и начинает искать признания поддержки и помощи в неформальных малых группах, т.е. среди сверстников на улице.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности, не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшего средства предупреждения преступного поведения. Поэтому, я считаю, что необходимо комплексное профилактическое воздействие на все эти сферы, основанное на признании и реальной действенной защите прав самих несовершеннолетних, которое даст положительный результат при предупреждении подростковой преступности.

Как сказано выше, существует большое количество различных причин и условий