Файл: Контрольная работа по дисциплине История и методология науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЮДЖEТНOE УЧPEЖДEНИE ВЫCШEГO OБPAЗOВAНИЯ

ХAНТЫ-МAНCИЙCКOГO AВТOНOМНOГO OКPУГA – ЮГPЫ

«CУPГУТCКИЙ ГOCУДAPCТВEННЫЙ УНИВEPCИТEТ»

________________________________________________________________

ИНCТИТУТ ГУМAНИТAPНOГO OБPAЗOВAНИЯ И CПOPТA

КAФEДPA ЛИНГВИСТИКИ И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История и методология науки»

Роль науки в гуманизации и дегуманизации общества

Выполнила:

студентка гр. 208-21м

1 курс, ИГОиС

Кочиева Диана Игоревна

Проверила:

к.ф.н., доцент

Никулина Ольга Вячеславовна

« » мая 2023г.


Сургут, 2023

Содержание


Введение 3

I. Роль науки в гуманизации общества 3

II. Роль науки в дегуманизации общества 7

Заключение 9

Наука играет важную роль в современном обществе, однако необходимо учитывать и ее негативное влияние на окружающую среду и личные права, и свободы человека. Необходимо сотрудничество и согласование интересов науки и общества, чтобы обеспечить устойчивое развитие и сохранение ценностей и достижений науки. Этого можно достичь, следуя следующим принципам: 9

1. Необходимость этических стандартов: разработка новых видов оружия и других технологий должна происходить в контексте этических принципов и стандартов. Для этого нужно обеспечить вовлечение специалистов в области этики в процесс разработки и оценки новых технологий. 9

2. Экологически обоснованные технологии: для борьбы с разрушением окружающей среды, необходимо сосредоточиться на разработке технологий, которые могут существовать в рамках устойчивого развития и органического взаимодействия с природой. 9

3. Защита прав и свобод человека: для борьбы с нарушением прав и свобод человека, необходимо разработать механизмы защиты данных и владения персональной информацией. Также важно определить обязательные ответственности компаний-разработчиков, владельцев технологий и государственных структур. 10

4. Безопасность технологий: для борьбы с киберпреступностью и другими видами негативного воздействия технологий на общество, нужно обеспечить безопасность в использовании и разработке технологий, а также разработать механизмы обнаружения и пресечения различных видов технологических преступлений. 10

Список используемой литературы 10



Введение


Научное знание, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование и развитие любого общества. В настоящее время одной из ключевых задач науки является гуманизация общества, то есть улучшение качества жизни людей и равномерное распределение благ с использованием научных достижений. Однако, наука также может приводить к дегуманизации общества – к снижению человеческого фактора в связи с автоматизацией труда, ростом безработицы и другими социальными проблемами.

Целью данной работы является анализ влияния науки на гуманизацию и дегуманизацию общества.

I. Роль науки в гуманизации общества


История взаимодействия науки и гуманизации общества насчитывает многие вехи и этапы развития, которые связаны с различными научными направлениями, открытиями, технологическими революциями и социокультурными процессами.

В древности наука была тесно связана с эзотерической философией и религиозными учениями, которые играли роль ключевых механизмов гуманизации и морализации общества. Определенный вклад в развитие научного мышления и гуманистических устремлений внесли такие великие древние ученые, как Аристотель, Платон, Гиппократ и др. Однако на протяжении длительного времени наука не имела явной связи с гуманистической философией, что могло приводить к различным формам дегуманизации.

В эпоху Ренессанса (XV-XVI вв.) наука начала активно выделяться в отдельное научное направление, которое было связано с развитием методов экспериментального исследования и поиска истины на основе наблюдений и опыта. Лидерами в сфере научной революции стали личности, такие как Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт и другие, которые установили профессиональные стандарты работы и стремились достичь высшего качества научных исследований.

В XVII веке наука начинает активную деятельность в различных областях, изобретая все новые методы и теории. Это связано с развитием естественных наук, философии и права человека. Одним из ярких представителей этого периода стал ученый Бэкон, который произнес знаменитую фразу "Знание - сила", подчеркивая важность знаний и науки для развития человеческого общества.

В XIX-XX веках наука стала сильным инструментом модернизации общества и его гуманизации. Появились новые научные теории и разработки, которые стали основой для индустриальной революции, научно-технического прогресса и многих других современных достижений. Однако фокус на техническом прогрессе и экономическом успехе не учитывал многие социальные и экологические проблемы, что приводило к дегуманизации общества.



В настоящее время наука продолжает влиять на гуманизацию общества, однако на первый план выходят такие принципы, как экологическая устойчивость, социальная справедливость и этические нормы научной деятельности. Ключевой ролью науки в гуманизации общества должно стать сближение научного и других гуманитарных дисциплин, формирующих ценности и понимание гуманности в широком смысле.

Проанализировав существующие определения науки, можно вывести следующее универсальное:

Наука - это систематический и организованный подход к получению знаний о мире, включающий формулирование гипотез, проверку их экспериментально, и построение логически связных объяснений эмпирических наблюдений, используя доказательства, логику и методологические анализы.

Тема "Роль науки в гуманизации и дегуманизации общества" имеет большое значение для современного общества, так как наука имеет огромное влияние на формирование культуры, ценностей, мировоззрения и менталитета людей. Первый аспект этой темы - гуманизация общества. Наука может стать мощным инструментом в улучшении жизни людей, в создании более справедливой и равноправной социальной среды. Наука позволяет находить новые способы борьбы с бедностью, неравенством, конфликтами и насилием в обществе. Наука также создаёт новые возможности для решения проблем экологического плана - в частности, научные исследования по сохранению природы и местности позволяют сохранять окружающую среду и защищать жизнь людей. Однако, наука может также стать инструментом дегуманизации общества. Следует отметить, что развитие технологий и научной техники может привести к появлению новых видов угнетения и эксплуатации людей. Также, когда наука используется безответственно или злоупотребительски - она может создавать угрозы для жизни и здоровья людей. Кроме того, наука может стать объектом политической и идеологической борьбы. Управление научными исследованиями и направлениями развития науки воспринимается как важный элемент общественной политики. В том случае, если наука станет заручаться поддержкой государственного аппарата и превратится в инструмент манипуляции страновой политикой, она может стать дегуманизирующим фактором. Таким образом, исследование смысла "Роли науки в гуманизации и дегуманизации общества" является актуальным и значимым проблемным направлением в области общественных наук. Оно позволяет научному сообществу и общественности более осознанно и адекватно оценивать последствия научно-технического прогресса и создавать соответствующие условия для его развития.


В результате анализа определений терминов «гуманизация» и «дегуманизация», была выведена следующая информация:

"Гуманизация" и "дегуманизация" - это противоположные процессы социального развития, связанные с повышением или понижением уровня человечности и этических ценностей.

Гуманизация - это процесс, направленный на укрепление идеалов человечности, улучшение социальных и культурных условий жизни человека, признание и поддержка важности каждой личности в обществе.

Научные достижения играют важную роль в гуманизации общества и улучшении качества жизни людей. Среди положительных аспектов научных достижений можно выделить следующие области:

1. Здравоохранение: Наука помогает разработать новые лекарства, диагностические методы, медицинское оборудование и технологии, которые применяются в лечении различных заболеваний и повышают уровень здоровья населения. Это в свою очередь способствует увеличению продолжительности жизни, а также снижению заболеваемости и смертности.

2. Образование: Наука позволяет развивать и совершенствовать образовательные программы и методики обучения, а также создавать новые учебные материалы и технологии. Это ведет к повышению уровня образования в обществе, увеличению числа людей с высшим образованием и, как следствие, к увеличению экономического роста и развития страны.

3. Экология и охрана окружающей среды: Научные исследования позволяют изучать природные процессы и их взаимодействие с технологиями и человеческой деятельностью. Это позволяет разрабатывать меры по охране окружающей среды и уменьшению негативного влияния человека на природу, что способствует сохранению природных ресурсов и экологической устойчивости общества.

4. Социальная защита и права человека: Научные разработки в области права, социологии и других социальных наук способствуют повышению эффективности социальных программ, снижению уровня коррупции и безработицы в обществе. Они также способствуют улучшению защиты прав и свобод человека, что является важным фактором гуманизации общества.

Таким образом, научные достижения играют важную роль в гуманизации общества и способствуют улучшению качества жизни всех людей, что делает их достижения неоценимыми.

II. Роль науки в дегуманизации общества



Дегуманизация - процесс уменьшения уровня человечности и потери человеческих качеств и свойств, связанный с различными экономическими, политическими, культурными и социальными проблемами.

Наука играет огромную роль в современном обществе, но вместе с положительными результатами ее исследований и разработок существует и негативный эффект на окружающую среду и на людей.

Разработка новых видов оружия – один из наиболее опасных результатов научных исследований. Разведение ядерного оружия, создание новых боевых систем и технологий может привести к глобальной катастрофе. Кроме того, эксперименты с различными веществами и материалами могут нанести вред окружающей среде и здоровью людей.

Создание технологий, которые ведут к разрушению окружающей среды, также является одной из отрицательных сторон науки. Повышение производственной мощности, изменение климатических условий, загрязнение воздуха, воды и почвы – все эти проблемы являются результатом научного прогресса.

Нарушение прав и свобод человека – это еще одна сторона негативного влияния науки на общество. Технологии массового наблюдения, системы распознавания голоса, взломы личных данных и кибершпионаж могут привести к нарушению прав человека, нарушению личной жизни и свободы.

Социальное неравенство также может возникнуть на основе научных достижений. Неравный доступ к новым технологиям и медицинским открытиям может привести к усилению разрыва между богатыми и бедными, что в свою очередь может вызвать социальную напряженность, гражданские конфликты и другие социальные проблемы.

Экспансия научных идей и отрицание культурных ценностей также может привести к дегуманизации. Религия, традиции и культура часто отвергаются в угоду научным знаниям, что может вызвать непонимание и раздражение у многих людей.

Киберпреступность – еще один вид негативного воздействия технологий на общество. Кибератаки на государственные и корпоративные системы, кража личных данных, кибермошенничество и другие виды киберпреступности могут привести к серьезным последствиям для экономики и социума.


Заключение


Наука играет важную роль в современном обществе, однако необходимо учитывать и ее негативное влияние на окружающую среду и личные права, и свободы человека. Необходимо сотрудничество и согласование интересов науки и общества, чтобы обеспечить устойчивое развитие и сохранение ценностей и достижений науки. Этого можно достичь, следуя следующим принципам: