Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регулирующих трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, установлена в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, т.е. Конституция РФ и указанные федеральные конституционные законы поставлены на первое место в ст. 5 ТК РФ. За ними располагается трудовое законодательство РФ и затем уже - иные источники, занимающие по иерархии свое определенное место в указанной системе.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками трудового права, но имеют большое значение для правоприменительной практики. В регулировании трудовых отношений значительная роль принадлежит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2.
Следует обратить внимание на разъяснения данного Постановления, прежде всего, о том, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст.
5 ТК РФ, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать все дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ,
являющихся составной частью ее правовой системы.
Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует более высокому (по иерархии) нормативному правовому акту, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила,
чем предусмотрены законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст.
10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ имеют важное значение в правоприменительной практике. Если
Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом сами решения Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
3.2. Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) является важнейшим кодификационным правовым актом, действующим на всей территории РФ, в отношении как всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, так и работников, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Трудовой кодекс РФ был введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК). С этой же даты утратил силу ранее действовавший КЗоТ РФ.
В ТК РФ вносился ряд изменений, особенно существенные изменения были внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. С принятием ТК РФ реформирование российского трудового законодательства продолжается. Для реализации положений ТК РФ необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты.
Кроме того, законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе акты бывшего Союза
ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ,
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку не противоречат
ТК РФ, и до введения в действие соответствующих федеральных законов (ст. 422, 423 ТК) <1>.
--------------------------------
<1> См. также: п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
В ТК РФ значительно возрос объем нормативного материала по сравнению с ранее действовавшим
КЗоТ. Вместе с тем сохранена определенная преемственность в Общей и Особенной частях Кодекса, но
Общая часть и другие разделы ТК РФ ныне содержат блоки норм, которые ранее отсутствовали либо были очень немногочисленны. В отличие от КЗоТ, в части первой ТК РФ закреплены предмет регулирования, основные принципы, сфера действия трудового законодательства, его состав и структура,
дано разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Введена новая (вторая) глава той же части ТК РФ, в которой впервые легализовано понятие "трудовые отношения", основания их возникновения, а также определены стороны этих отношений (работник и работодатель), установлены основные права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22).


Таким образом, часть первая ТК РФ включает разд. I, который содержит "Общие положения", в него включены гл. 1 "Основные начала трудового законодательства" и гл. 2, нормы которой определяют природу трудовых отношений, характеризуют его стороны и выделяют основания возникновения трудовых отношений. Часть вторая ТК РФ содержит разд. II "Социальное партнерство в сфере труда". Данный раздел состоит из ряда глав, где приведены понятие социального партнерства, его стороны, уровни и основные принципы и формы социального партнерства, а также порядок проведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений, их заключению и действию.
Раздел II о социальном партнерстве в сфере труда впервые включен в ТК РФ. Разделы I и II ТК РФ
объединяют нормы, составляющие общую часть трудового права.
Часть третья ТК РФ охватывает в рамках соответствующих разделов основные институты трудового права (трудовой договор, рабочее время, время отдыха и др.). Часть четвертая посвящена особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Данная часть включает разд. XII, состоящий из 19
глав, предусматривающих дифференциацию правового регулирования труда не только отдельных категорий работников, но и работников некоторых отраслей и отдельных организаций.
Впервые в ТК РФ выделена часть пятая, включающая разд. XIII, посвященный способам защиты трудовых прав работников, начиная от самозащиты работниками своих трудовых прав, включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, а также судебную защиту. В эту же часть соответственно входит ответственность за нарушения трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права.
Имеет значение и последняя часть, шестая, ТК РФ, которая включает разд. XIV, содержащий заключительные положения (сроки введения в действие ТК РФ, признание утратившими силу отдельных законодательных актов и др.).
В ст. 10 ТК РФ воспроизведены положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также установлен приоритет международных договоров, т.е. ратифицированных конвенций МОТ перед трудовым законодательством
(законами РФ и законами субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Свидетельством особого положения ТК РФ, выделяющего его среди иных федеральных законов,
содержащих нормы трудового права, является и другое правило, установленное в той же статье ТК РФ (ч.
5) о том, что федеральный закон, противоречащий ТК РФ, применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ.
В ТК РФ также установлены правила о соотношении его, иных федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанные акты, будучи источниками трудового права, находятся в строгом соответствии как между собой, так и относительно ТК РФ, иных федеральных законов.
В ч. 3 ст. 5 ТК РФ установлено, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Данное положение развивается в ч. 4 этой статьи, которая содержит правило о том, что в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом,
содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Практическое значение отмеченных положений состоит в том, что хотя ТК РФ и является федеральным законом, при коллизии норм трудового права,
содержащихся в любом другом федеральном законе, тем более любом нормативном правовом акте более низкого иерархического уровня по сравнению с нормами ТК РФ, следует руководствоваться нормами ТК РФ. Указанное правило действует по отношению ко всем нормативным правовым актам,
принятым как до вступления в силу ТК РФ (ст. 423 ТК РФ), так и после его вступления в силу, если только иное прямо не предусмотрено в самом ТК РФ или иных федеральных законах, поскольку в статьях ТК РФ
встречаются оговорки: "в случаях, предусмотренных федеральными законами".
Все указанные положения ТК РФ направлены на создание непротиворечивого трудового законодательства, единообразное регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
3.3. Особенности соглашений, коллективных договоров,
локальных нормативных актов как источников трудового права
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). Данным источникам трудового права присущи особенности в их формировании.
Соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты могут быть определены как источники, занимающие нижнюю ступень в иерархии источников трудового права. Но коллективный

договор и соглашения, занимая свое место в системе источников, выдвинуты вперед и, хотя и на одном уровне, но предваряют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК
РФ). Работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимают локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Коллективный договор и соглашения принимаются в договорном порядке в результате коллективных переговоров работников и работодателя (работодателей) в лице их представителей. В то же время, в отличие от иных договоров, в коллективный договор и соглашения включаются обязательства (условия)
нормативного содержания, в связи с чем их принято также именовать нормативными договорами. Таким образом, в сочетании с государственным идет развитие договорного метода регулирования трудовых и социально-трудовых отношений, что более всего проявляется в формировании и действии коллективного договора и социально-партнерских соглашений на соответствующих уровнях.
Они принимаются не государственным органом в силу его полномочий, установленных законом, а самими участниками, уполномоченными на правотворчество в сферах применения труда работников.
Работодателями принимаются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в установленном ТК РФ порядке с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 8, ст. 372
ТК РФ).
Соглашения (именуемые также как социально-партнерские соглашения или акты-соглашения)
разграничиваются на генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые, территориальные и иные соглашения. Они принимаются в результате договоренностей участников соответствующего уровня,
выступающих как равноправные партнеры, например на уровне отрасли принимается отраслевое соглашение, а на уровне субъекта - региональное соглашение.
Понятие соглашения легализовано в законе (ст. 45 ТК РФ). Соглашение - правовой акт,
регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом
(межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулирования могут заключаться соответствующие виды соглашений. Так,
Генеральное соглашение <1> определяет общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на уровне конкретной отрасли экономики или непроизводственной сферы (ч. 5 и 8 ст. 45 ТК РФ).
--------------------------------
<1> Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 -
2016 гг.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 12
апреля 2007 г. N 260, согласно которому Роструд в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журналах "Охрана и экономика труда", "Промышленник России" и газете "Солидарность", а также для размещения на официальном сайте Министерства <1>.
--------------------------------
<1> В настоящее время решение этих вопросов отнесено к компетенции Минтруда России,
Минздравсоцразвития упразднено.
После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте
Министерства стороны соглашения вправе предложить Министру труда и социальной защиты РФ
обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Коллективный договор действует на локальном уровне (у конкретного работодателя). Его содержание составляют согласованные работодателем и работниками (их представителями) взаимные обязательства, которые охватывают нормативные положения (локальные нормы) и обязательственные условия. Необходимо уметь разграничивать локальные нормы и обязательственные условия в содержании коллективного договора. В коллективном договоре, как правило, рекомендуется устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда, иные условия труда, охрану труда, содействие занятости и др., а также взаимные обязательства его сторон.


Коллективные переговоры и принимаемые в результате коллективные договоры и указанные соглашения создают основу подлинных социально-партнерских отношений между работниками и работодателями (их представителями). И здесь важную роль играет ТК РФ, его нормы о социальном партнерстве в сфере труда, которые направлены на согласование интересов работников и работодателей и позволяют сторонам коллективного договора, соглашений (их представителям) в равной мере учитывать интересы друг друга, искать выход путем возможных уступок и достигать соглашений в процессе коллективных переговоров для заключения коллективного договора и социально-партнерских соглашений.
В ТК РФ коллективный договор определен как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40).
На локальном уровне действуют также локальные нормативные акты. К ним, например, относятся графики отпусков, правила внутреннего трудового распорядка у данного работодателя, положение о системе оплаты труда, о премировании или иные положения о материальном стимулировании, о нормировании труда и др., которые принимаются в порядке, установленном ТК РФ.
Именно трудовое законодательство регламентирует порядок разработки и процедуру принятия локальных нормативных актов. Работодатель принимает указанные локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. При принятии этих актов работодатель учитывает мнение представительного органа работников в случаях, предусмотренных
ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами и коллективным договором. В то же время коллективным договором,
соглашениями может быть предусмотрено принятие указанных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения этого органа (ст. 8 ТК РФ).
Представителем работников выступает, согласно ст. 29 - 30 ТК РФ, первичная профсоюзная организация в лице своего выборного органа, если она объединяет более 50% работников - членов профсоюза либо иной представительный орган, если он избран работниками в соответствии со ст. 31 ТК РФ.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, определен в ст. 372 ТК РФ. Следует отметить, что работодатель также с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа, согласно ст. 371 ТК РФ, принимает решения в случаях,
предусмотренных ТК РФ, в частности ст. 74, 99, 113 и др. ТК РФ. В отличие от принятия решений,
согласно ст. 371 ТК РФ, порядок принятия работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права с учетом мнения представительного органа работников, определен в ст. 8 ТК РФ и детализируется в ст. 372 ТК РФ.
Согласно ст. 372 ТК РФ работодатель направляет проект локального нормативного акта перед его принятием и обоснование к нему в выборный орган первичной профсоюзной организации,
представляющий интересы всех работников, либо направляет их иному представителю работников, если таковой избран работниками и наделен правом представлять их интересы в порядке, установленном ТК
РФ. Так, например, правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, который принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Указанные правила обычно являются приложением к коллективному договору (ст. 189 ТК РФ).
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (ч. 4 ст. 13 ТК РФ).
Занимая низшее место в иерархии источников трудового права, локальные нормативные акты, как известно, принимаются работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). Положения локальных нормативных актов,
ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению.
Локальный нормативный акт, принятый без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению в целом. В указанных случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, коллективный договор,
соглашения (ст. 8 ТК РФ).
Следует отметить определенные особенности действующих на локальном уровне коллективного договора и локальных нормативных актов как источников трудового права. Они отличаются следующими особенностями: во-первых, применимы лишь в пределах конкретного работодателя, т.е. ограничены локальными рамками по сфере действия; во-вторых, чаще всего имеют ограниченный срок действия;
в-третьих, они не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а локальные нормативные акты не могут также ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором, соглашениями; в-четвертых, коллективный договор, иные локальные

нормативные акты должны отражать специфику производства, его условия, характер и профиль деятельности работодателя, учитывать его экономические возможности.
3.4. Действие норм трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во
времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы.
Согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте. Если в них не предусмотрен срок введения в действие, то они вступают в силу со дня, указанного в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Так, в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания", если в федеральном конституционном законе, федеральном законе не предусмотрены сроки введения их в действие, то они вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10
дней со дня их официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста законов в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации, а с 10 ноября 2011 г. также первое размещение
(опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ нормативного характера и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу в разные сроки в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763. Для их вступления в силу определены следующие сроки:
- акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, если при принятии не установлен другой срок, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования;
- акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций,
если при принятии не установлен другой срок, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования;
- иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания Председателем
Правительства РФ.
Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (
www.pravo.gov.ru), которая должна состояться в течение 10 дней после дня их подписания;
- нормативные правовые акты федеральных органов, затрагивающие права, свободы, обязанности граждан или носящие межведомственный характер, если при принятии не установлен другой срок,
вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, которое является обязательным не позднее 10 дней с даты их государственной регистрации.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или
Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение
(опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Указанные акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых
последствий как не вступившие в силу. На них нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.
Статья 12 ТК РФ, определяющая действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени, устанавливает также, что действие коллективного договора,
соглашения определяется сторонами коллективного договора, соглашения в соответствии с ТК РФ,
генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые тарифные и иные соглашения вступают в силу с даты их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 1, 2 ст. 48 ТК РФ).
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или с того момента,
который указан в самом коллективном договоре, время его действия также оговаривается сторонами.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и может быть продлен сторонами на срок не более трех лет (ч. 1, 2 ст. 43 ТК РФ).