Файл: Реферат по учебной дисциплине История на тему Россия в Первой мировой войне 19141918гг..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К Первой мировой войне Россия имела напряженную социально-экономическую обстановку. Положение усугубилось из-за неверных прогнозов о скоротечности войны. Российская экономика оказалась не готовой обеспечивать потребности собственной армии. Поэтому, стране пришлось мобилизовать все свои силы и ресурсы для снабжения военных действий. Нехватка вооружений русской армией начала ощущаться еще в начале войны. Запас снарядов был израсходован в первые 4 месяца. Справится с потребностями армии только силами государственных заводов, не удалось.

Кризис снабжения армии заставил государство ввести новые формы экономического регулирования. В 1915 году были учреждены Особые совещания по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Ими управляли министры, а членами являлись чиновники различных ведомств.

Таким образом, царская власть смогла укрепить свое положение относительно оппозиционеров. В задачи Особых совещаний входило:

1. Осуществление надзора над работой промышленных предприятий.

2. Образование новых заводов.

3. Распределение военных заказов.

Внедрение преобразований быстро сказалось на темпах производственного выпуска. Уже в1916 году количество выпущенного вооружения превысило показатели прошлого года на1100%. Тяжелое вооружение показало прирост на 1000%, выработка взрывчатых веществ и пороха составила 250-300%. Но российское вооружение не смогло конкурировать с германским, поэтому человеческие потери оставались достаточно высокими.

Российская военная авиация: И.И. Сикорский и его «Русский витязь» и «Илья Муромец» («С-22»).

  • «Русский витязь» инженера И.И. Сикорского

107 лет назад началась история отечественной тяжелой авиации – 26 мая 1913 года в небо впервые поднялся четырехмоторный самолет «Русский витязь». Его создателем был молодой петербургский конструктор Игорь Сикорский.

«Русский витязь» стал первым в мире цельнодеревянным четырехмоторным самолетом-бипланом, а его последователь «Илья Муромец» − первым в мире серийным четырехмоторным самолетом.

Майским утром 1913 года на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге собралось большое количество зрителей. В этот день должен был состояться первый полет большого четырехмоторного самолета весом более 4 тонн, который называли «Гранд» или «Русский витязь». Строительство самолета и предстоящий полет были окружены скептическим вниманием. В то время считалось, что самолеты уже достигли предела своих размеров, а большая авиация невозможна.


Тем не менее самолет-гигант успешно поднялся над аэродромом, сделал несколько кругов и совершил мягкую посадку. За рубежом известия о его полете восприняли как мистификацию. В России же новость была принята с огромной радостью, ведь создателем самолета был соотечественник, к тому же очень молодой.

  • Устройство «Русского витязя»

В первой версии самолет назывался «С-21 Гранд» (фр. Le Grand) и имел два мотора. Позже Сикорский добавил еще два мотора и поставил их в ряд на передней части крыльев. Самолет с четырьмя двигателями и получил название «Русский витязь».

Интуитивно Сикорский выбрал конструкцию с широким размахом крыльев. Также самолет отличали четыре больших киля и длинная хвостовая балка фюзеляжа. Конструкция была сделана из дерева. Самолет имел невероятную по тем временам большую закрытую кабину с открытым балконом в передней части. По бокам кабины имелись выходы на крылья для осуществления ремонта моторов в полете.

Самолет совершил более 50 вылетов и поставил мировой рекорд по продолжительности полета – 1 час 54 минуты. Большой интерес вызывала машина у военных. Своим вниманием отметил «Русского витязя» и император Николай II.

Жизнь «Русского витязя» была недолгой. 11 сентября 1913 года Сикорский готовил самолет к очередному полету, когда над аэродромом пролетал известный летчик Габер-Волынский. С его самолета сорвался двигатель и сильно повредил коробку крыльев «Русского витязя». Машину решили не восстанавливать, так как деревянная конструкция к тому времени уже вызывала опасения. Кроме всего прочего, Игорь Сикорский уже вынашивал идею о новом самолете, в котором планировал устранить выявленные недостатки своего первого гиганта.

  • Новый «богатырь» И.И. Сикорского

Новый самолет был готов в декабре того же года. В продолжение сказочно-исторической темы он получил название «Илья Муромец». Машина была разработана авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Сикорского.

Сикорский продолжал постепенно увеличивать самолет. «Илья Муромец» весил уже почти 5 тонн, а размах крыльев вырос до 31 метра. Самолет обладал вдвое большими по сравнению с «Витязем» нагрузкой и максимальной высотой полета.

В феврале 1914 года «Илья Муромец» совершил небывалый полет над Санкт-Петербургом с 16 пассажирами на борту. Конструктор практиковал полеты над городом на низкой высоте, чтобы продемонстрировать надежность машины. В июне 1914 года Сикорский пошел на еще один рискованный шаг. Он верил, что большие самолеты могут преодолевать большие расстояния. Чтобы доказать это, второй «Илья Муромец», оснащенный более мощными двигателями, с экипажем из четырех человек совершил перелет по маршруту Санкт-Петербург – Киев длиной 1100 км всего с одной посадкой для дозаправки. Пройдя через многие опасности, Сикорский и его команда снова заслужили восторженные отклики и одобрение императора.



  • «Илья Муромец» на боевом посту

С началом Первой мировой войны появилась возможность проверить «русского богатыря» в боевых действиях. Масштабного опыта войн в небе на тот момент не было ни у одной из сторон. Не хватало опытных пилотов, которые в то время были штучным товаром и предпочитали самолеты иностранного производства, с недоверием относясь к машинам Сикорского.

К концу 1914 года закрепилось военное назначение «Ильи Муромца» − самолет стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Была организована первая в мире авиационная бомбардировочная эскадра. Она совершала успешные вылеты; кроме того, самолеты использовались в качестве разведчиков. В конце концов «Илья Муромец» добился большого уважения среди военных. Всего было собрано более 70 самолетов этой модели, около 60 из них участвовали в боях Первой мировой войны.

«Русский витязь» и появившийся в результате его развития «Илья Муромец» стали прототипами для всей будущей тяжелой авиации не только в России, но и в мире.

Внутриполитическое развитие России в годы Первой мировой войны

Вступление России в Первую мировую войну ослабило революционное движение. Значительно сократилось число забастовок на заводах и участвующих в них рабочих. Патриотический подъём охватил и оппозиционную часть российского общества. В поддержку войны высказывались лидеры большинства политических партий от октябристов до эсеров. Партия большевиков во главе с В. И. Лениным заняла пораженческую позицию. Ленин осудил Первую мировую войну как империалистическую и призвал превратить её в гражданскую войну за ниспровержение капиталистического строя.

Патриотический подъём в 1914 г. привёл к переименованию столицы Российской империи. Санкт-Петербург стал называться Петроградом. Представители оппозиции — октябристы и кадеты — создали Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. Эти организации должны были оказывать помощь больным и раненым солдатам, а также беженцам.

Начало войны вызвало милитаризацию российской экономики. Многие предприятия были переоборудованы под выпуск вооружений и снарядов для нужд армии. Российские предприниматели образовывали
военно-промышленные комитеты (ВПК), которые должны были обеспечивать привлечение частных предприятий к выполнению военных заказов.

В результате поражений 1915 г. внутриполитическое положение осложнилось. Патриотический подъём в обществе сменился патриотической тревогой. Снова возросло число забастовок рабочих и демонстраций протеста. Обострялась напряжённость и в правительственных кругах. Активизировалась либеральная оппозиция в лице октябристов и кадетов. В августе 1915 г. октябристы, кадеты и представители партии прогрессистов в IV Государственной думе образовали Прогрессивный блок. Главным требованием блока стало создание «правительства общественного доверия», которое несло бы ответственность за свою политику перед депутатами Думы. Эта позиция противоречила интересам Николая II и его окружения, что способствовало усилению противостояния между парламентом и императором. Николай II отверг соглашение с Прогрессивным блоком.

Критика императорской семьи в российском обществе, усилившаяся в 1915 г., была связана с фигурой Г. Е. Распутина (1869–1916), который был приближённым жены Николая II императрицы Александры Фёдоровны. Распутин, будучи выходцем из крестьянской семьи, сумел получить расположение императорской фамилии. Он считался целителем, способным облегчать страдания сына Николая II царевича Алексея, больного гемофилией. Некоторое улучшение состояния больного царевича ещё более укрепляло веру Александры Фёдоровны в сверхъестественные способности «старца». По мнению ряда историков, Распутин оказывал влияние на государственные дела и даже рекомендовал отдельных придворных на министерские должности, но это является преувеличением его реальной роли. Однако в обществе глубоко укоренилась мысль, что Распутин управляет императрицей, а она — царём. Такое положение подрывало авторитет императорской семьи и вызывало жёсткую критику со стороны либеральной оппозиции в Государственной думе.
Война и российское общество

Первая мировая война имела исключительное значение для развития истории России. Она стала катализатором многих революционных изменений, уже давно назревавших в российском обществе.

В начале войны страну захлестнула общенациональная волна патриотизма. Но уже первые поражения русской армии привели к отрезвлению большей части общества, осознавшей её бесперспективность для России. Уже в 1915 г. ощущался дефицит боеприпасов — «снарядный голод». На фоне подъёма военной промышленности те отрасли народного хозяйства, которые не были связаны с военными поставками, переживали глубокий кризис. Нехватка топливных ресурсов, прежде всего угля, привела к коллапсу транспортной системы. С 1915 г. в большинстве районов империи проводилась продразвёрстка, усилилась антивоенная пропаганда. Страна переживала разруху.


К концу 1916 г. общие потери России составляли 9 млн человек, из них 2 млн безвозвратные. Огромные, часто неоправданные потери, негативным образом влияли на моральный дух армии и общественное мнение по поводу войны. Революционные настроения подогревались постоянно углублявшимся экономическим кризисом, включавшим нехватку основных продуктов питания, инфляцию, введение карточной системы, разорение крестьянских хозяйств и др. Введение в 1916 г. правительством твёрдых цен на хлеб и карточной системы распределения основных продуктов питания не дало ожидаемого эффекта. Крестьяне предпочитали сбывать зерно на чёрном рынке.

Кризис режима

Показателем кризиса в государственном управлении Российской империи стала так называемая «министерская чехарда», которая заключалась в частой смене министров и руководства правительства, не связанной с их профессиональными качествами. Подобные перестановки не могли улучшить эффективность государственного управления и ещё более усиливали недовольство императором со стороны либеральной части общества. Оппозиция в лице кадетов в 1916 г. предприняла попытку снова добиться от императора согласия на создание правительства, подотчётного депутатам. П. Н. Милюков в своей знаменитой речи под названием «Глупость или измена?» обвинил правительство в измене и стремлении заключить сепаратный (не согласованный с союзниками) мир с Германией. Особенно депутаты Думы обрушились на председателя Совета министров Б. В. Штюрмера, назначение которого связывали с фигурой Распутина. Подобные обвинения негативно сказывались на положении Николая II, которого и так критиковали за принятие на себя должности Верховного главнокомандующего русской армией. Император согласился отправить Штюрмера в отставку, однако проигнорировал главные требования Прогрессивного блока. В ночь на 17 декабря 1916 г. группа монархистов, среди которых были известный черносотенец В. М. Пуришкевич и двоюродный брат Николая II великий князь Дмитрий Павлович, организовали убийство Распутина в надежде спасти авторитет императорской семьи. Однако смерть Распутина ничего не изменила. Кризис власти в стране продолжал нарастать.

Помимо властного кризиса, увеличивалось недовольство народных масс. Возросло число забастовок и политических акций. Участились случаи братаний солдат на фронте и дезертирства. В обществе начался рост антивоенных настроений. Усталость населения от войны, значительные потери русской армии и нарастание экономического кризиса в конечном счёте привели к крушению монархии.