Файл: Реальный сектор в условиях новой промышленной революции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нефтепереработка и химическая промышленность, а также лесопромышленный комплекс, в том числе деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Все эти производства хорошо обеспечены местным сырьем, которое в настоящее время преимущественно вывозится за пределы региона в необработанном виде, что снижает доходы экономики региона и ставит его в зависимость от мировых рынков сырья, увеличивает транспортные затраты в масштабах страны.

Развитие обрабатывающих производств должно сопровождаться дальнейшим развитием транспортной инфраструктуры, особенно железных дорог, которые будут необходимы для вывоза произведенной продукции. В Транспортной стратегии до 2030 г. предусмотрена реконструкция участка железной дороги Тобольск-Сургут-Коротчаево (Новый Уренгой). Обсуждается проект строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая соединит Ханты-Мансийский автономный округ – Югру и Иркутскую область через территории Томской области и Красноярского края (Нижневартовск–Белый Яр–Лесосибирск–Усть-Илимск). Но сооружение этой магистрали откладывается на период после 2020 г. Увеличение объемов заготовки древесины и выпуска продукции лесопромышленного комплекса также потребует расширения сети лесовозных железных дорог. Таким образом, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как и в других развивающихся регионах страны, расположенных в суровых природных условиях, основу экономики которых в настоящее время представляет добывающая промышленность, главными приоритетамиустойчивогосоциально-экономического развития, требующими государственной поддержки, можно считать следующие:

  • разработка и реализация программ по улучшению состояния окружающей среды, особенно сокращению загрязнения атмосферы;

  • диверсификация экономики за счет развития производств обрабатывающей промышленности, обеспеченных местными ресурсами, продукция которых будет пользоваться спросом в других регионах страны;

  • ускорение создания новой транспортной инфраструктуры, в первую очередь железных и автомобильных дорог, что позволит снизить затраты на перевозку продукции в другие регионы страны и на экспорт и сделает продукцию более конкурентоспособной, а экономику регионов более устойчивой к воздействию экономических кризисов разного масштаба.



2.4 3 тип – стагнирующие регионы (менее 75 % от среднероссийского уровня по интегральному индексу регионального развития). К этому типу можно отнести примерно пятую часть всех субъектов РФ. Однако в соответствии с имеющимся потенциалом и географическим положением их можно разделить на подгруппы и для каждой из них обозначить свои приоритеты развития реального сектора экономики.
Так, в регионах, расположенных на северо-западе страны и входящих в Северо-Западный федеральный округ, приоритетамиустойчивости экономики в перспективе являются:

  • создание межрегиональных судостроительного и рыбопромышленного кластеров на территориях Архангельской, Калининградской и Мурманской областей;

  • формирование лесопромышленного, а также рекреационно-туристских кластеров в Республике Карелия;

  • дальнейшее развитие инновационного территориального лесопромышленного кластера в Архангельской области в направлении создания импортозамещающих технологий и производств;

  • модернизация действующей и создание новой транспортной инфраструктуры, особенно железных дорог;

  • улучшение экологической ситуации в Ненецком автономном округе.

В регионах Сибирского федерального округа – республиках Хакасия, Тыва, Бурятия перспективно развитие туризма, но для этого нужно создать современную инфраструктуру. В частности, в Республике Тыва целесообразно развитие рекреационно-туристских зон и кластеров на базе уникальных минеральных источников и природных ландшафтов. Государственную поддержку должны получить также производства по первичной переработке добываемых природных ресурсов, но использующие технологии, не требующие большой численности работников, и не оказывающие негативного влияния на окружающую среду.

Больше внимания должно быть уделено аграрному сектору – развитию молочного скотоводства и тонкорунного овцеводства в Тыве, свиноводства в Бурятии.

Наряду с наращиванием гидроэнергетических мощностей в республиках Хакасия и Бурятия, целесообразно реализовать региональные программы по энергосбережению.

Заметная роль в устойчивом региональном развитии должна принадлежать экологическим программам восстановления и сохранения Байкальского региона и Забайкалья, а также программам развития социальной инфраструктуры с целью закрепления молодых специалистов и трудоспособного населения.



В ряде регионов Южного федерального округа – республиках Адыгея, Калмыкия, также как и в республиках Северо-Кавказского федерального округа, благодаря высокому естественному приросту населения, численность трудовых ресурсов в ближайшие годы будет быстро увеличиваться, что обострит проблему безработицы, уровень которой и в настоящее время значительно (в 2–5 раз) превышает среднероссийский показатель. Соответственно, одним из главных приоритетов социально-экономического развития здесь должно стать создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. В среднесрочной перспективе наиболее эффективно это можно сделать за счет организации трудоемких промышленных производств, располагающих сырьевой базой – прежде всего, предприятий легкой и пищевой промышленности. Это не только будет способствовать улучшению социально-экономической обстановки в отдельных регионах, но важно и в масштабах всей страны, так как будет содействовать снижению зависимости российского потребительского рынка от импорта соответствующих товаров – продовольствия, одежды, обуви и др.

Приоритетную государственную поддержку в этих регионах должно получить и туристско-рекреационное хозяйство, включая агротуризм, для развития которого здесь есть все необходимые условия: благоприятный климат, живописные природные ландшафты, целебные минеральные источники и пр.

Но осуществлению крупных инвестиционных проектов в республиках Северного Кавказа мешает нестабильная еще ситуация с безопасностью и наличие многих рисков (коррупция, слабость местной законодательной базы, несовершенство системы управления и др.), которые в настоящее время еще довольно велики.

Заключение


Таким образом, типологический подход позволяет выявить наиболее характерные (схожие) для различных регионов особенности и проблемы устойчивого развития и обосновать дифференцированные в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей приоритеты государственной поддержки реального сектора экономики. Устойчивое развитие регионов нового освоения должно носить комплексный характер и охватывать не только производство но и сферу услуг, в совокупности обеспечивающих благоприятный режим функционирования их экономики. Оно должно быть ориентировано, прежде всего, на гармоничные позитивные изменения в жизни и хозяйственной деятельности проживающего в них населения при условии рационального природопользования и сохранения окружающей среды.


Литература


  1. Пространственная дифференциация и приоритеты социальноэкономического развития регионов России: монография / Колл. авторов под ред. проф. Е. Л. Плисецкого. М.: Русайнс, 2016.

  2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

  3. Плисецкий Е. Л. Зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 42. С. 32–44.

  4. Шедько Ю. Н. Освоение северного фронтира: канадский опыт // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Экономика и право». 2016. № 11. С. 66–69.

  5. Плисецкий Е. Л., Плисецкий Е. Е., Шедько Ю. Н. Устойчивое развитие территорий нового хозяйственного освоения: инноваци-

онные решения // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 5. С. 942, 955.

  1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

  2. Плисецкий Е. Л., Шедько Е. Н. Особенности и проблемы управления развитием территорий нового освоения. Научное наследие Н. Д. Кондратьева и современность // Сб. науч. трудов участников X Международной Кондратьевской конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Н. Д. Кондратьева / Под ред. В. М. Бондаренко. М.: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н. Д. Кондратьева, 2017. С. 328–332.

  3. Управление, общество, экология: ответы на вызовы освоения Циркумполярного Севера: монография / Под ред. И. Н. Ильиной. М.: НИУ ВШЭ. 2017.

  4. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2017 г. № 1064.

  5. Ильина И. Н., Кириллова А. Н., Плисецкий Е. Е. и др. Оценка эффективности реализации региональных целевых программ (на примере Тюменской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 46. С. 37–55.

  6. Шедько Ю. Н. Кластерный подход к устойчивому развитию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 9. С. 114–121.

  7. Региональная экономика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е. Л. Плисецкого, В. Г. Глушковой. М.: Юрайт, 2017.

  8. Гагарина Г. Ю., Полякова А. Г., Чайникова Л. Н. Развитие Дальнего Востока как геостратегическая цель России // Федерализм. 2016.

№ 1.