Файл: Реальный сектор в условиях новой промышленной революции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 6.1
Типология субъектов РФ по интегральному индексу регионального развития
Тип региона | Критерии и интервалы | Субъекты РФ |
Регионы с высоким уровнем развития | Выше среднероссийского уровня 1/4 всех субъектов РФ | г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Пермский край, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Тульская, Тюменская области и др. |
Стабильно развивающиеся регионы | 75–100 % от средне- российского уровня 1/2 всех субъектов РФ | Республики Башкортостан, Удмуртская, Чувашская, Саха (Якутия); Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Курская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Саратовская, Ярославская области; Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра автономные округа и др. |
Стагнирующие регионы | 50–75 % 1/5 всех субъектов РФ | Республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Хакасия, Чеченская; Архангельская, Брянская, Калининградская, Кировская, Костромская, Мурманская, Оренбургская, Псковская, Смоленская области; Ненецкий автономный округ и др. |
Источник: Пространственная дифференциация и приоритеты социальноэкономического развития регионов России: монография / Колл. авторов; под ред. Е. Л. Плисецкого. М.: Русайнс, 2016.
2.2 1 тип – регионы с высоким уровнем развития (значение интегрального индекса выше среднероссийского уровня) расположены преимущественно в старопромышленных районах страны: г. Москва,
г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ленинградская область и др. (таблица 6.1). Рассмотрим особенности, проблемы и приоритеты развития реального сектора экономики в регионах этого типа на примере Свердловской области.
Благодаря открытию в регионе многочисленных месторождений различных металлов, богатству лесными и водными ресурсами Свердловская область еще в советский период стала одним из лидеров формирования тяжелой индустрии, в том числе черной и цветной металлургии, производств оборонно-промышленного комплекса, химической промышленности, металлоемкого машиностроения. К концу XX в. здесь сформировался мощный промышленный комплекс, дополненный организациями сферы НИОКР и высшего образования, которые обеспечивали промышленность новыми научно-техническими разработками и высококвалифицированными кадрами.
Развитию реального сектора региона способствует и многочисленное население (свыше 4,3 млн чел. на 1 января 2017 г.), проживающее преимущественно в городах (85 % от общей численности населения области в 2017 г. против 74 % в среднем по РФ), что позволяет концентрировать трудовые ресурсы, снижать затраты на развитие
социальной и транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем в регионе постепенно накопились острые проблемы социально-экономического и экологического характера, связанные с явными структурными перекосами в региональном хозяйственном комплексе в сторону отраслей тяжелой промышленности, в том числе предприятий ОПК. При этом существенно отстает развитие отраслей, обеспечивающих население потребительскими товарами и услугами, таких как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания населения в широком смысле. Высоких уровней достигло загрязнение окружающей среды. Исчерпание месторождений полезных ископаемых привело к формированию дальних дорогостоящих (из Сибири, Казахстана) перевозок сырья и топлива, необходимых для работы ведущих металлургических предприятий региона. В то же время сельская местность Свердловской области (а это почти 200 тыс. км2) превращается в депрессивную территорию, не выполняющую свои основные экономические функции (производство продуктов питания для городского населения, необходимый объем лесозаготовок для деревообрабатывающих предприятий региона, рекреационная зона для отдыха горожан), теряющую население из-за миграции и естественной убыли населения (–1 ‰ в 2017 г. против –0,9 ‰ в среднем по РФ), социальная и транспортная инфраструктура которой постепенно разрушается.
Проблемы социально-экономического развития региона усугубились мировым экономическим кризисом конца 2000-х годов, вызвавшего падение в 2–3 раза цен на черные и цветные металлы – главные экспортные товары Свердловской области. В итоге ведущие предприятия региона существенно снизили объемы производства и численность занятых, сократилось поступление налогов в региональный и местные бюджеты, вырос уровень безработицы, во многих городах области уменьшились реальные доходы населения. Снять остроту ситуации удалось лишь за счет дотаций из федерального бюджета. В группе регионов-«доноров» Свердловская область с начала 2010-х годов перешла в разряд «неустойчивых», хотя уровень бюджетной обеспеченности за счет средств, собираемых на собственной территории, у нее по-прежнему находится выше среднероссийского.
Кроме индекса бюджетной эффективности среднероссийский уровень превышает также индекс социального развития (индекс развития человеческого потенциала) – в основном за счет высокого уровня образования населения и относительно большого значения ВРП в расчете на 1 жителя (411 тыс. руб. в 2015 г. при среднероссийском значении – 444 тыс. руб.). Близок к среднероссийскому значению и индекс инновационного развития, что свидетельствует о сохранившемся потенциале сферы НИОКР (Уральское отделение РАН, отраслевые НИИ и КБ) и развитой системе высшего образования (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина и другие вузы, входящие в число лучших в России). Вместе с тем регион заметно отстает в производственно-инвестиционном развитии и по эколого-экономическому индексу (менее 75 % от среднероссийского уровня). Поэтому приоритеты устойчивого социально-экономического развития Свердловской области, включая реальный сектор экономики, в ближайшие годы должны быть направлены на интенсификацию промышленного производства и решение экологических проблем, что позволит сбалансировать хозяйственный комплекс региона, будет способствовать развитию других его секторов.
Отрасли обрабатывающей промышленности должны остаться базой экономического развития региона и основными поставщиками продукции на внутренний рынок и на экспорт. При этом государственную поддержку должны получить, прежде всего, машиностроительные производства, производящие продукцию для обеспечения обороноспособности страны и в рамках программы импортозамещения. Поддержку государства, в частности, целесообразно направить в производство железнодорожной техники, особенно инновационной (локомотивы, составы для пригородных поездов), горнодобывающего оборудования, особенно для добычи нефти и газа, современного высокотехнологического оборудования для металлургических предприятий.
Рост производства сложной машиностроительной техники, в свою очередь, будет способствовать устойчивому развитию всего региона. При этом дальнейшее увеличение выпуска продукции металлургии и химической промышленности должно обеспечиваться главным образом в рамках программ развития соответствующих частных компаний (РУСАЛ, ЕВРАЗ, УГМК, СИБУР и др.), а не за счет государственной поддержи. Осуществляемый в настоящее время в регионе переход предприятий металлургической и химической отраслей на выпуск высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью (сложные виды стального проката, изделия из титана, фармацевтическая продукция и т. п.) при одновременном сокращении производства устаревшей массовой продукции будет способствовать снижению загрязнения окружающей среды, особенно выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в таких городах, как Нижний Тагил, Серов, Кировград, Каменск-Уральский.
Государственная поддержка необходима и для развития сельской местности и аграрного сектора экономики Свердловской области. По объему поставляемой на рынок продукции сельского хозяйства Свердловская область находится примерно в середине третьего десятка субъектов РФ. На душу населения сельхозпродукции здесь приходится примерно в два раза ниже среднего показателя по России (в 2016 г. – 17 тыс. руб.).
На сегодня среди назревших проблем можно выделить следующие: опустение сельских населенных пунктов, их упадок и разорение, что является следствием отсутствия у местных жителей работы, необходимых социальных услуг; техническая отсталость и потребность в техническом перевооружении села, инвестициях в освоение новых технологий; низкий уровень развития транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Экономической основой развития сельских территорий могут стать предприятия агропромышленного и лесопромышленного комплексов, преимущественно малые и средние, а результатом – увеличение самообеспеченности региона продовольствием и лесной продукцией, рост уровня жизни населения, замедление миграционного оттока сельских жителей, особенно молодежи. При этом организующими центрами сельской местности должны стать малые города и поселки городского типа, что позволит стабилизировать систему расселения региона, затормозив гипертрофированный рост областного центра – г. Екатеринбурга (на начало 2018 г. почти 1,5 млн чел., или 35 % всего населения), который в настоящее время идет за счет притока населения из области, соседних регионов, стран СНГ. К сожалению, обозначенные проблемы и пути их решения не нашли должного отражения в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–
2030 гг.
Таким образом, к приоритетным направлениям государственной поддержки реального сектора экономики в Свердловской области следует отнести:
-
производство военно-технической продукции, в том числе для экспортных поставок и продукции наукоемкого машиностроения в рамках импортозамещения; -
сокращение выпуска по устаревшим технологиям массовой продукции на металлургических и химических предприятиях, не обеспеченных местным сырьем, при сохранении и дальнейшем развитии производства наиболее сложных видов металлургической и химической продукции (трубы, сложные виды проката, лекарства и т. п.), что одновременно будет способствовать улучшению экологической обстановки в регионе; -
стабилизация социально-экономической ситуации в сельской местности, малых городах и поселках городского типа, для чего необходима поддержка предприятий агропромышленного и лесопромышленного комплексов, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
Схожие приоритеты государственной поддержки реального сектора экономики как основы устойчивого социально-экономического развития региона можно рекомендовать и для других регионов России с высоким уровнем развития, расположенных в староосвоенных частях страны (Центральная Россия, юго-западные части Северо-Западного и Уральского федеральных округов, регионы Приволжского федерального округа).
2.3 2 тип – стабильно развивающиеся регионы (75–100 % от среднероссийского уровня по интегральному индексу регионального развития) включает до половины всех субъектов РФ. Среди них немало регионов, где основой развития реального сектора экономики служит эксплуатация богатых природных ресурсов. К их числу, в частности, относится и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, на примере которого можно рассмотреть характерные для этой группы территорий проблемы.
Ханты-Мансийский автономныйокруг – Югра (входит в состав Уральского федерального округа) является лидером в стране по добыче нефти и газового конденсата, одним из лидеров – по добыче и переработке природного газа, производству электроэнергии. За счет добычи в этом регионе нефти и газа и их экспорта формируется большая часть внешнеторговых поставок Российской Федерации, значительная часть консолидированного бюджета страны, эти отрасли обеспечивают наиболее высокие зарплаты своим работникам. Поэтому уровень развития региона по производственно-инвестиционному, бюджетному, социальному и инновационному индексам превосходит среднероссийский. А отстающей сферой является состояние окружающей среды (менее 25 % от среднероссийского уровня по эколого-экономическому индексу), на улучшение которой и должны быть направлены приоритетные меры.
Главные из них – усиление контроля за деятельностью нефтедобывающих компаний, которые в перспективе должны полностью использовать попутный газ нефтяных месторождений и исключить его сжигание, а также не допускать разливов нефти при добыче и транспортировке в контурах месторождений, что ведет к загрязнению водных объектов, в том числе используемых для водоснабжения населения. Снизить загрязнение атмосферы в автономном округе, где почти половина всего населения проживает в городах с постоянными превышениями ПДК по различным загрязняющим веществам, поможет также ускоренная газификация жилищно-коммунального хозяйства, которая в настоящее время в этом нефтегазодобывающем регионе составляет менее 50 %. Но приоритетная государственная поддержка должна оказываться и производствам обрабатывающей промышленности с целью диверсификации экономики региона и повышения ее устойчивости. Наиболее перспективные отрасли –