ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наличия складского хозяйства, грамотного и рационального формирования торгового ассортимента, знания технологии розничных продаж, квалифицированных кадров. Однако правильно организованное торговое обслуживание дает возможность туристам приобрести необходимые товары, не выходя из гостиницы. Особое значение имеет торговля сувенирами и товарами народных промыслов, поскольку оригинальная сувенирная продукция — это не только визитная карточка страны, курорта, города, но и важный источник их дохода. 2 Экономические характеристики и емкость рынка гостеприимства. Любой рынок характеризуется совокупностью спроса и предложения. Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах. Этот спрос отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации, высокой замещаемостью. Спрос на гостиничные услуги находится под влиянием разнообразных факторов, которые можно определить как ценовые и неценовые. Цена — основной фактор, определяющий величину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора. К неценовым факторам относят мотивационные и поведенческие факторы. Предложение гостиничных услуг представляет собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги. Гостиничный продукт с точки зрения производства представляет собой совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании. Как и всякий другой товарный рынок, рынок гостиничных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам. Исследование рынка гостиничных услуг определяется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный момент времени и получение прогнозных данных. В первую очередь необходимо оценить текущую ситуацию на рынке (конъюнктуру рынка), а затем определить величину емкости рынка. Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них. Конъюнктуру рынка гостиничных услуг характеризуют:
соотношение спроса и предложения гостиничных услуг;
уровень цен;
состояние конкуренции;
степень государственного регулирования;
наличие сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги;
тенденции и перспективы развития рынка гостиничных услуг. Изучение конъюнктуры рынка гостиничных услуг осуществляется поэтапно.
1. Проведение текущего наблюдения за предложением гостиничных услуг, спросом, динамикой цен.
2. Анализ, систематизация и обобщение полученной информации.
3. Разработка конъюнктурных отчетов, обзоров и прогнозов. Одной из основных задач исследований гостиничного рынка является определение его емкости. Этот показатель дает возможность количественно оценить принципиальные возможности работы на конкретном рынке. Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Измеряется как в натуральном выражении (количество потребителей услуг), так и в стоимостном выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении). В общемировой практике выделяют 3 вида емкости рынка: фактическая, потенциальная и доступная. Каждый вид емкости рынка можно рассчитать в различных единицах измерения: в натуральном выражении (в штуках), в стоимостном выражении (в рублях), в объеме товара (в литрах, килограммах и т.п.). Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей. Максимальный уровень спроса означает, что культура использования продукта достигла своего максимума:
потребители максимально часто потребляют продукт и постоянно его используют. Потенциальная емкость рынка — это максимально возможный объем рынка, который определяется из расчета, что все потенциальные потребители знают и пользуются товарной категорией. Фактическая или реальная емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения. Фактическая емкость рынка определяется на основании текущего уровня знания, потребления и использования товара среди потребителей. Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами. Другими словами, рассчитывая доступную емкость рынка, компания сужает фактический объем рынка, рассматривая в качестве потенциальных покупателей не всех потребителей рынка, а только тех, кто удовлетворяет ее критериям целевой аудитории. Для того чтобы рассчитать емкость целевого рынка, необходимо прежде всего собрать необходимую информацию с
помощью маркетинговых исследований рынка, а также определить принципы расчета емкости. Следующие вопросы помогут решить эту задачу.
Таблица 1.3
Способы расчета емкости рынка. Существуют 3 базовых метода определения емкости целевого рынка: метод расчета емкости «снизу – вверх», метод расчета емкости «сверху - вниз» и расчет емкости рынка на основе реальных продаж. В каждом методе работает универсальное правило: если рынок разбит на несколько сегментов или субрынков, то иногда проще рассчитать емкость каждого суб-рынка и затем сложить, получив емкость всего рынка. Метод «снизу-вверх» является самым распространенным способом расчета объема рынка. Он определяет емкость рынка с точки зрения текущего уровня спроса. Емкость рынка по методу «снизу-вверх» равна сумме всех ожидаемых покупок товара целевой аудиторией за расчетный период (на практике принято рассчитывать годовую емкость рынка). Метод «сверху-вниз» предполагает определение размера рынка на основе данных внутренних продаж всех игроков рынка за расчетный период (при невозможности охватить всех игроков – достаточно взять только крупных, составляющих 80-90% продаж рынка). Информация может быть получена в результате опроса крупных игроков рынка, в результате открытой отчетности, публикуемой игроками некоторых рынков. Метод от реальных продаж. Данная оценка используется в настоящее время многими исследовательскими компаниями, например компанией ACNielsen. Суть метода – отслеживание продаж отдельных категорий товаров или услуг по реальным чекам покупателей, которые представляют реальные покупки аудитории. В данном методе используются только крупные сетевые отели и рестораны, с которыми заключаются соглашения на предоставления данных и данные компании используются в качестве репрезентативной выборки. В результате полученные данные можно экстраполировать на территорию всей страны. В таком методе определения объема рынка невозможно вычленить отдельную аудиторию, но зато можно реально оценить: сколько штук отдельных видов товаров или услуг, по каким ценам, в каком объеме продано на рынке за расчетный период. А универсальная методика позволяет анализировать информацию в динамике. Рассмотрим способы расчета емкости потребительского рынка региона на примере сегмента гостиничных услуг. Показатель емкости потребительского рынка гостиничных (Егр) услуг региона (города) определяется общей суммой инвентарных гостиничных мест всех гостиниц (Г): Егр=Г1+Г2+Г3+...+Гn. Например, По данным «Анализа рынка гостиничных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, за 2014-2018 гг. объем рынка в России вырос на 29,7% и достиг 129,6 млн. ночевок. Несмотря на кризисные экономические процессы, гостиничный бизнес показал рост за счет перераспределения спроса в более низкий ценовой сегмент, а также ослабления национальной валюты, из-за чего часть туристов заменила зарубежный отдых на путешествия по России. Позитивное влияние на рынок также оказало проведение ряда значимых международных мероприятий в стране:
Кубок конфедераций FIFA 2017 г, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г и др. За 2014-2018 гг. число гостиничных учреждений в стране увеличилось на 94,4% и достигло 20,8 тыс. к 2018 г. Вклад в рост учреждений отрасли внесла реализация федеральной программы «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период 2015-2020 гг.», благодаря которой развивалась инфраструктура отрасли. Рост также обеспечивался увеличением численности учреждений эконом-класса: например, доля меблированных комнат за 2014- 2018 гг. выросла с 12,7% до 17%. Средние затраты на пребывание в гостинице за последние 5 лет уменьшились на 16,7% и составили 4416,2 тыс. руб. в 2018 г. Снижение средних затрат на гостиничные услуги было обусловлено сокращением реальных доходов населения, ростом популярности экономичных видов размещения, а также снижением средней продолжительности пребывания в гостиничных учреждениях. Таким же образом рассчитывается емкость рынка общественного питания. По оценке аналитиков ГидМаркет, в 2020 г. объем рынка общественного питания в Москве составил 168,7 млрд. руб., сократившись относительно 2019 г. на 16,5% и практически опустившись до уровня 2017 г. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в Москве составил 2,7%. В Московской области объем рынка общественного питания в 2020 г. составил 98,7 млрд. руб., падение рынка составило 24,7%, что на 8,2 п.п. больше, чем в Москве. При этом, в 2017-2019 гг. региональный рынок рос более быстрыми темпами, чем московский. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в регионе в исследуемом периоде составил 0,4% из-за сокращения рынка в 2016 г. (на 10,1%) и в 2020 г. Емкость гостиничного рынка делится на две части: востребованную и невостребованную. Востребованная часть рынка гостиничных услуг (+ Егр) определяется суммой занятых койкомест (З) во всех гостиницах, образующих емкость рынка этих услуг: +Егр=З1 + З2 + З3 + … + Зn. Невостребованная часть рынка гостиничных услуг (-ЕГР) определяется суммой невостребованных койкомест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство: - Егр = Н1 + Н2 + Н3 +... + Нn. Свойство потребительского рынка гостиничных услуг — иметь либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет использовать термин «индекс спроса». Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос). Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребованной части потребительского рынка гостиничных услуг (положительного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг: Показатель, превышающий большую часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрицательном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг. Следует отметить значительное колебание спроса на гостиничные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Материалы, полученные в результате исследований, позволят формировать научно обоснованные прогнозы будущего спроса на гостиничные услуги. Зная емкость рынка и тенденции его изменения, можно оценить перспективы того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом: отношение объема продаж гостиницей определенных продуктов к общему объему продаж всеми гостиницами подобных продуктов (включая и продажи самого предприятие) на данном рынке в рассматриваемый период. Показатель доли рынка позволяет
оценить уровень конкурентоспособности гостиницы, который показывает, насколько освоен ее рыночный потенциал. Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли. Проведенные исследования показали, что доля рынка организации напрямую связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций) Туризм оказывает значительное влияние на другие отрасли народного хозяйства (транспорт, производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, сельское хозяйство, сферу услуг и т.д.), являясь катализатором их социально-экономического развития. Развитие туризма во многих странах способствует развитию их экономики за счет роста затрат туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и т.д., которые в основном связаны с событийным туризмом. Глоссарий Гостиничный продукт - совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами. Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей. Предложение гостиничных услуг - собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги. Рынок гостеприимства - общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи продуктов и услуг сферы гостеприимства в определенное время и в определенном месте. Рынок предприятий гостеприимства — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере. Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них Рыночная сфера— это сфера непосредственно товарно-денежного обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах. Фактическая емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения.
соотношение спроса и предложения гостиничных услуг;
уровень цен;
состояние конкуренции;
степень государственного регулирования;
наличие сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги;
тенденции и перспективы развития рынка гостиничных услуг. Изучение конъюнктуры рынка гостиничных услуг осуществляется поэтапно.
1. Проведение текущего наблюдения за предложением гостиничных услуг, спросом, динамикой цен.
2. Анализ, систематизация и обобщение полученной информации.
3. Разработка конъюнктурных отчетов, обзоров и прогнозов. Одной из основных задач исследований гостиничного рынка является определение его емкости. Этот показатель дает возможность количественно оценить принципиальные возможности работы на конкретном рынке. Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Измеряется как в натуральном выражении (количество потребителей услуг), так и в стоимостном выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении). В общемировой практике выделяют 3 вида емкости рынка: фактическая, потенциальная и доступная. Каждый вид емкости рынка можно рассчитать в различных единицах измерения: в натуральном выражении (в штуках), в стоимостном выражении (в рублях), в объеме товара (в литрах, килограммах и т.п.). Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей. Максимальный уровень спроса означает, что культура использования продукта достигла своего максимума:
потребители максимально часто потребляют продукт и постоянно его используют. Потенциальная емкость рынка — это максимально возможный объем рынка, который определяется из расчета, что все потенциальные потребители знают и пользуются товарной категорией. Фактическая или реальная емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения. Фактическая емкость рынка определяется на основании текущего уровня знания, потребления и использования товара среди потребителей. Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами. Другими словами, рассчитывая доступную емкость рынка, компания сужает фактический объем рынка, рассматривая в качестве потенциальных покупателей не всех потребителей рынка, а только тех, кто удовлетворяет ее критериям целевой аудитории. Для того чтобы рассчитать емкость целевого рынка, необходимо прежде всего собрать необходимую информацию с
помощью маркетинговых исследований рынка, а также определить принципы расчета емкости. Следующие вопросы помогут решить эту задачу.
Таблица 1.3
Границы рынка | По какому региону будет рассчитана доля рынка (США, Россия, Западная Европа, Азия, Дальний Восток и т.п.)? |
Критерии для расчета потенциала | Какой показатель будет взят за основу расчета потенциальной емкости рынка – возможный уровень производства или возможный уровень потребления? |
Аудитория | Какая аудитория будет учитываться в расчете емкости рынка (все население 18+, женщины 35-55 со средним уровнем дохода, все люди в возрасте от 55 лет, молодые семьи и т.д.)? |
Товарные группы | Какие группы товаров будут учитываться при расчете емкости рынка (на примере рынка гостеприимства – только гостиницы или гостиницы + питание или гостиницы + питание + транспортные услуги)? |
Единица измерения | Что будет являться единицей измерения при расчете емкости рынка (валюта, единица продукции или объем продукции)? |
Источники | Какая информация необходима для расчета емкости рынка, источники получения данной информации? |
Способы расчета емкости рынка. Существуют 3 базовых метода определения емкости целевого рынка: метод расчета емкости «снизу – вверх», метод расчета емкости «сверху - вниз» и расчет емкости рынка на основе реальных продаж. В каждом методе работает универсальное правило: если рынок разбит на несколько сегментов или субрынков, то иногда проще рассчитать емкость каждого суб-рынка и затем сложить, получив емкость всего рынка. Метод «снизу-вверх» является самым распространенным способом расчета объема рынка. Он определяет емкость рынка с точки зрения текущего уровня спроса. Емкость рынка по методу «снизу-вверх» равна сумме всех ожидаемых покупок товара целевой аудиторией за расчетный период (на практике принято рассчитывать годовую емкость рынка). Метод «сверху-вниз» предполагает определение размера рынка на основе данных внутренних продаж всех игроков рынка за расчетный период (при невозможности охватить всех игроков – достаточно взять только крупных, составляющих 80-90% продаж рынка). Информация может быть получена в результате опроса крупных игроков рынка, в результате открытой отчетности, публикуемой игроками некоторых рынков. Метод от реальных продаж. Данная оценка используется в настоящее время многими исследовательскими компаниями, например компанией ACNielsen. Суть метода – отслеживание продаж отдельных категорий товаров или услуг по реальным чекам покупателей, которые представляют реальные покупки аудитории. В данном методе используются только крупные сетевые отели и рестораны, с которыми заключаются соглашения на предоставления данных и данные компании используются в качестве репрезентативной выборки. В результате полученные данные можно экстраполировать на территорию всей страны. В таком методе определения объема рынка невозможно вычленить отдельную аудиторию, но зато можно реально оценить: сколько штук отдельных видов товаров или услуг, по каким ценам, в каком объеме продано на рынке за расчетный период. А универсальная методика позволяет анализировать информацию в динамике. Рассмотрим способы расчета емкости потребительского рынка региона на примере сегмента гостиничных услуг. Показатель емкости потребительского рынка гостиничных (Егр) услуг региона (города) определяется общей суммой инвентарных гостиничных мест всех гостиниц (Г): Егр=Г1+Г2+Г3+...+Гn. Например, По данным «Анализа рынка гостиничных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, за 2014-2018 гг. объем рынка в России вырос на 29,7% и достиг 129,6 млн. ночевок. Несмотря на кризисные экономические процессы, гостиничный бизнес показал рост за счет перераспределения спроса в более низкий ценовой сегмент, а также ослабления национальной валюты, из-за чего часть туристов заменила зарубежный отдых на путешествия по России. Позитивное влияние на рынок также оказало проведение ряда значимых международных мероприятий в стране:
Кубок конфедераций FIFA 2017 г, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г и др. За 2014-2018 гг. число гостиничных учреждений в стране увеличилось на 94,4% и достигло 20,8 тыс. к 2018 г. Вклад в рост учреждений отрасли внесла реализация федеральной программы «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период 2015-2020 гг.», благодаря которой развивалась инфраструктура отрасли. Рост также обеспечивался увеличением численности учреждений эконом-класса: например, доля меблированных комнат за 2014- 2018 гг. выросла с 12,7% до 17%. Средние затраты на пребывание в гостинице за последние 5 лет уменьшились на 16,7% и составили 4416,2 тыс. руб. в 2018 г. Снижение средних затрат на гостиничные услуги было обусловлено сокращением реальных доходов населения, ростом популярности экономичных видов размещения, а также снижением средней продолжительности пребывания в гостиничных учреждениях. Таким же образом рассчитывается емкость рынка общественного питания. По оценке аналитиков ГидМаркет, в 2020 г. объем рынка общественного питания в Москве составил 168,7 млрд. руб., сократившись относительно 2019 г. на 16,5% и практически опустившись до уровня 2017 г. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в Москве составил 2,7%. В Московской области объем рынка общественного питания в 2020 г. составил 98,7 млрд. руб., падение рынка составило 24,7%, что на 8,2 п.п. больше, чем в Москве. При этом, в 2017-2019 гг. региональный рынок рос более быстрыми темпами, чем московский. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в регионе в исследуемом периоде составил 0,4% из-за сокращения рынка в 2016 г. (на 10,1%) и в 2020 г. Емкость гостиничного рынка делится на две части: востребованную и невостребованную. Востребованная часть рынка гостиничных услуг (+ Егр) определяется суммой занятых койкомест (З) во всех гостиницах, образующих емкость рынка этих услуг: +Егр=З1 + З2 + З3 + … + Зn. Невостребованная часть рынка гостиничных услуг (-ЕГР) определяется суммой невостребованных койкомест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство: - Егр = Н1 + Н2 + Н3 +... + Нn. Свойство потребительского рынка гостиничных услуг — иметь либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет использовать термин «индекс спроса». Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос). Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребованной части потребительского рынка гостиничных услуг (положительного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг: Показатель, превышающий большую часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрицательном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг. Следует отметить значительное колебание спроса на гостиничные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Материалы, полученные в результате исследований, позволят формировать научно обоснованные прогнозы будущего спроса на гостиничные услуги. Зная емкость рынка и тенденции его изменения, можно оценить перспективы того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом: отношение объема продаж гостиницей определенных продуктов к общему объему продаж всеми гостиницами подобных продуктов (включая и продажи самого предприятие) на данном рынке в рассматриваемый период. Показатель доли рынка позволяет
оценить уровень конкурентоспособности гостиницы, который показывает, насколько освоен ее рыночный потенциал. Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли. Проведенные исследования показали, что доля рынка организации напрямую связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций) Туризм оказывает значительное влияние на другие отрасли народного хозяйства (транспорт, производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, сельское хозяйство, сферу услуг и т.д.), являясь катализатором их социально-экономического развития. Развитие туризма во многих странах способствует развитию их экономики за счет роста затрат туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и т.д., которые в основном связаны с событийным туризмом. Глоссарий Гостиничный продукт - совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами. Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей. Предложение гостиничных услуг - собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги. Рынок гостеприимства - общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи продуктов и услуг сферы гостеприимства в определенное время и в определенном месте. Рынок предприятий гостеприимства — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере. Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них Рыночная сфера— это сфера непосредственно товарно-денежного обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах. Фактическая емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения.