Файл: Стратегии сохранения (укрепления) конкурентоспособности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ (УКРЕПЛЕНИЯ) КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
-
Наступательные стратегии
Наступательные стратегии – это совокупность стратегических подходов и методов, обеспечивающих повышение уровня конкурен- тоспособности предприятия в перспективе и увеличение масштабов его деятельности, доли рынка с опережающими темпами по сравне- нию с конкурентами. Оборонительные стратегии могут защитить кон- курентоспособность, но они редко бывают основой для ее достиже- ния. Период времени, необходимый для того, чтобы успешная насту- пательная стратегия привела к достижению конкурентного преимуще- ства, зависит от конкретных условий и уровня конкурентных отноше- ний в отрасли. В наиболее капиталоемких отраслях период наращива- ния конкурентоспособности является наиболее продолжительным, так как требует значительных инвестиций в развитие производственных технологий, менеджмента, маркетинга, создание узнаваемой или из- вестной торговой марки. Конкурентоспособность обычно достигается путем использования творческой наступательной стратегии, которой нелегко противостоять конкурентам.
В стратегическом менеджменте выделяют следующие основные подходы наступательных стратегий:
-
Стратегия преодоления сильных сторон конкурента – явля- ется наиболее сильным и агрессивным наступательным подходом, ко- торый предусматривает наступление на рынок конкурентов посред- ством предложения такой же хорошей или лучшей продукции по бо- лее низкой цене.
Существуют две веские причины стремиться достигнуть уровня конкурирующих предприятий, сопоставляя свои и их достоинства, це- ны, модели, маркетинговые тактики и географические области. Во- первых, таким образом можно попытаться обойти более слабых кон- курентов, когда компания может предложить наилучшую продукцию и имеет организационные возможности, чтобы отвоевать прибыльные продажи и рыночную долю у менее компетентных и обладающих меньшими ресурсами конкурентов. Во-вторых, таким образом можно попытаться сократить конкурентное преимущество сильных соперни- ков. Результативность такого наступления зависит, насколько конку- рентные преимущества будут превосходить затраты на проведение
наступления. Для успеха нападающий должен обладать достаточными конкурентной силой и ресурсами для завоевания некоторой доли рын- ка у своих соперников. Наступление на крупных хорошо защищенныхконкурентов путем агрессивного снижения цен является неразумным,еслинападающийнеобладаетпреимуществомвиздержкахилибольшими финансовымивозможностями.
Наступление на сильных конкурентов может включать следую- щие основные действия на рынке:
-
снижение цен на продукцию или услуги предприятия ниже уровня конкурентов; -
использование рекламы, в которой сравнивается продукция компании с продукцией конкурентов, и подчеркиваются преимуще- ства предлагаемых товаров; -
придание продукции таких новых свойств, которые будут интересны для потребителей конкурентов; -
создание новых производственных мощностей в зоне влия- ния конкурентов; -
выпуск новых моделей, в точности повторяющих модели конкурирующих предприятий.
-
Стратегиянаступлениянаслабыестороныконкурента. При таком наступательном подходе компания стремится выиграть рыночное сражение, обращая особое внимание на слабые стороны конкурентов (недостатки в качестве товара, широте ассортимента, вы- сокие издержки, устаревшие технологии, низкая квалификация персо- нала, неэффективные маркетинговые стратегии и т.п.).
Существуют следующие способы достижения конкурентных выгод за счет слабостей конкурентов:
-
концентрация основного внимания и ресурсов на тех геогра- фических областях, в которых конкурент имеет слабые позиции (долю рынка) или прикладывает незначительные конкурентные усилия; -
привлечение на свою сторону клиентов тех конкурентов, продукция которых не отличается высоким качеством, разнообразием свойств и экономичностью использования; -
организация специальных продаж для потребителей, которые не получают должного обслуживания со стороны конкурента; -
наступление на рынок компаний с малоизвестной торговой маркой, слабым маркетингом и рекламой. Предприятия с большим рыночным опытом и известной торговой маркой достаточно легко мо-
гут переманить на свою сторону клиентов у менее известных товаро- производителей;
-
предложение новых моделей или видов продукции, которые ярко демонстрируют отставание основных конкурентов. Часто такие модели выпускаются для того, чтобы они стали «хитами» рынка и способствовали созданию новых растущих сегментов, обеспечивая дополнительные возможности роста организации.
-
Стратегииодновременногонаступлениянанесколькихфронтах. При наличии существенных конкурентных преимуществ компания может посчитать целесообразным начать масштабное кон- курентное наступление, включающее широкий набор различных ме- роприятий (снижение цен, агрессивная реклама, предложение новой продукции, бесплатных пробных партий, скидок и т.п.) и охватываю- щее множество географических регионов или весь сегмент рынка. Данные комплексные стратегические действия способны вывести конкурента из равновесия, отвлекая его внимание и ресурсы на мно- жество проблем и заставляя защищать свою потребительскую базу по многим направлениям одновременно. При этом такую тактику могут использовать и более слабые конкуренты по отношению к более силь- ным предприятиям, которые, например, инвестировали значительные наличные ресурсы в строительство нового подразделения и в связи с этим временно не располагают достаточными финансовыми сред- ствами для отражения атаки. Однако, это скорее не как правило, а как исключение.
В большинстве случаев использование стратегии широкомас- штабного наступления предполагает наличие известной торговой марки и хорошей репутации предприятия, способных обеспечить ши- рокое распространение товаров и рекламный контакт с потребителем. Атакующая компания, помимо привлекательного продукта или услу- ги, должна обладать устойчивым финансовым положением и ресурса- ми, необходимыми для инвестирования в развитие торгового предло- жения. Использование данного подхода предполагает, что компания
инвестирует значительно большие средства в завоевание потребите- лей и имеет возможность предложить более привлекательные товары или услуги в сравнении с конкурентами.
-
Стратегии обходных маневров. Обходные маневры направ- лены на исключение прямого противостояния с конкурирующими предприятиями, возникающего при агрессивной ценовой политике, массированном рекламном наступлении или дорогостоящих попытках
опередить соперников в дифференциации продукции. Стратегическая цель предусматривает выход на географические рынки, на которых не работают ближайшие конкуренты либо их присутствие незначитель- но, что позволяет более слабому предприятию закрепить свои пози- ции на данной территории. Изначально данная стратегия предполагает отсутствие достаточных ресурсов или нецелесообразность прямой атаки конкурентов.
К примерам стратегий обходных маневров относятся:
-
агрессивные движения в те территориальные области, где основные конкуренты либо незначительно присутствуют на рынке, либо вообще отсутствуют; -
стремление создать новые сегменты рынка путем предложе- ния продукции с отличительными свойствами и эксплуатационными характеристиками, в большей степени отвечающими потребностям определенных групп покупателей; -
переориентация на технологии нового поколения для вытес- нения существующей продукции или производственных процессов.
В результате такого наступления компания может получить зна- чительное преимущество первого хода в совершенно новой обстанов- ке и поставить конкурентов в положение догоняющих. Наиболее успешные наступления такого рода изменяют правила конкурентной игры в пользу агрессора.
-
«Партизанские» наступления. Стратегия ведения «партизан- ской» войны используется преимущественно небольшими компания- ми, которые не обладают достаточными ресурсами и знаниями рынка для осуществления крупномасштабной атаки лидеров отрасли. «Пар- тизанское» наступление использует принцип «удар-отход», при кото- ром наносятся селективные удары по слабым сторонам конкурента, чтобы получить временное преимущество и использовать его с выго- дой для компании.
Существует несколько путей проведения «партизанских» насту- пательных операций:
-
привлекать покупателей, которые не представляют особой ценности для главных конкурентов компании; -
переманивать клиентов, приверженность которых к торго- вым маркам конкурентов ослабевает; -
сконцентрировать внимание на территориях, на которых конкуренты захватили слишком большой сегмент рынка и слишком
распылили свои ресурсы, что не позволяет им в должной мере обслу- живать потребителей и удовлетворять платежеспособный спрос;
-
предоставлять важным клиентам конкурентов неожиданные скидки для получения крупного заказа; -
использовать судебные иски с обвинениями в нарушении ан- титрестовского законодательства, патентных прав или в недобросо- вестной рекламе.
-
Превентивныедействия(стратегииупреждающихударов).
В целях защиты выгодной конкурентной позиции на рынке предприятия могут использовать опережающие действия, которые при удачном проведении не оставляют конкурентам шансов скопировать действия атакующего. Невоспроизводимое конкурентное преимуще- ство получает тот, кто окажется первым. Преимущество первого хода предоставляет компании дополнительные возможности и ресурсы, ко- торые могут быть инвестированы на дальнейшее развитие бизнеса.
Существует несколько путей завоевания наилучшей стратегиче- ской позиции с помощью превентивных действий:
-
наращивание производственных мощностей с опережающи- ми темпами роста спроса на рынке для предупреждения таких же дей- ствий со стороны конкурентов; -
заключение с лучшими дистрибьюторами и поставщиками эксклюзивных или преимущественных соглашений на поставку про- дукции или реализация вертикальной интеграции назад; -
сохранение наиболее выгодного географического положения, обеспечивающего преимущества первопроходца за счет приобретения прав на наиболее привлекательные участки земли вдоль транспортных магистралей, в новых торговых зонах, местах с красивым природным пейзажем, рядом с поставщиками сырья или потребителями и т.п.; -
привлечение престижных клиентов и создание широкой кли- ентской базы данных; -
создание неповторимого имиджа компании, оказывающего на потребителей сильное эмоциональное воздействие.