Файл: Стратегии сохранения (укрепления) конкурентоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дить целенаправленную политику ценообразования. Как правило, дея- тельность независимых каналов дистрибуции достаточно сложно ре- гулировать, что затрудняет возможности компании контролировать уровень цены на товар, поступающий конечному потребителю. В этой цепи может существовать несколько посредников, что существенно увеличивает конечную цену и снижает возможности расширения сбы- та продукции производителя. Считается, что около 50% цены товара составляют издержки и прибыли оптовой и розничной торговли. В ре- зультате, интеграция вперед позволяет назначить более конкуренто- способные цены, достаточно оперативно отслеживать через свои тор- говые фирмы и магазины колебания потребительского спроса, реали- зовывать общую политику цен.

При реализации стратегии полной вертикальной интеграции ко- пания полностью охватывает все стадии отраслевой цепи издержек от производства или добычи сырья до глубокой переработки и реализа- ции продукции предприятия непосредственно конечному потребите- лю. Этот подход достаточно актуален при реализации стратегии ли-

дерства в издержках, так как позволяет контролировать и эффективно управлять процессом образования затрат.

Преимуществавертикальнойинтеграции. Стратегия верти- кальной интеграции приводит к успеху только тогда, когда она значи- тельно укрепляет конкурентную позицию компании. Единственнойсущественной причиной вложения денег в вертикальную интеграциюявляется получение экономии затрат. До тех пор пока вертикальная интеграция не создает достаточной экономии затрат для погашения дополнительных инвестиций или не приводит к конкурентному пре- имуществу, она не оправдывает себя как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения стратегии. Интеграция назад создает экономию за- трат только тогда, когда требуется достаточный объем продукции для получения экономии на масштабе деятельности, не меньшей, чем у других поставщиков, или когда может быть достигнута или превыше- на эффективность
производства внешних поставщиков.

Вертикальная интеграция назад может создать конкурентное преимущество на базе дифференциации, когда компания с помощью тех своих возможностей, которые ранее не могли быть использованы, предложит на рынке продукцию или услуги более высокого качества, расширит объем услуг, предоставляемых потребителям, или какими- либо иными путями улучшит эксплуатационные характеристики свое- го конечного продукта.

Интеграция назад может также снизить неопределенность в ра- боте компании, связанную с зависимостью от поставщиков главных комплектующих изделий, и уменьшить уязвимость компании в отно- шениях с крупными поставщиками, которые готовы повысить цены при каждом удобном случае. Создание запасов, заключение договоров с фиксированными ценами не всегда являются привлекательными способами снижения неопределенности в условиях поставок.

Предприятиям, находящимся у поставщиков в конце приори- тетного списка, приходится долго ждать поставок всякий раз, когда у поставщиков возникают трудности. Если это случается часто и вносит беспорядок в собственное производство фирмы и в ее работающие с потребителями структуры, то интеграция назад может оказаться очень полезным стратегическим решением.

Независимые каналы сбыта предпочитают работать с продукци- ей, которая лучше всего продается, что может являться также опреде- ленным ограничением для производителя. Потому интеграция вперед может улучшить ситуацию с продажами. Интеграция вперед вплоть

до структур, непосредственно работающих с конечным потребителем, может привести к относительному преимуществу в издержках и более низким ценам для конечного потребителя благодаря исключению множества издержек, связанных с обычными каналами оптовой и роз- ничной торговли.

Вертикальная интеграция обладает и некоторыми существен-ными недостатками. Во-первых, она ведет к возрастанию

капитало- вложений компании в отрасль, увеличивает предпринимательский риск и часто отбирает финансовые ресурсы у других более ценных областей для инвестирования. Крупным недостатком вертикальной интеграции является то, что она еще сильнее закрепляет компанию в отрасли. Пока работа на большем числе звеньев отраслевой цепи за- трат не создаст конкурентного преимущества, интеграция может рас- сматриваться как сомнительное стратегическое решение.

Во-вторых, интеграция вперед или назад приводит к зависимо- сти компании от своих собственных структур и источников поставок, которые могут оказаться более дорогими, чем внешние поставки. Кроме того, высокий уровень конкуренции в сырьевых отраслях, спе- циализация и масштабы деятельности могут являться причиной ли- дерства в издержках внешних поставщиков сырья, материалов.

В-третьих, вертикальная интеграция может создать проблемы сбалансированности производства на каждой стадии производствен- ного цикла. При преимущественном финансировании сырьевых под- разделений могут страдать основное производство и развитие торго- во-сбытовой структуры, и наоборот.

В-четвертых, интеграция вперед и назад часто требует специа- листов с совершенно разной квалификацией и разными предпринима- тельскими возможностями. Производство, оптовое распределение и розничная торговля являются разными видами бизнеса с различными ключевыми факторами успеха, несмотря на то, что физическая про- дукция может быть одинаковой. В результате, руководство может оказаться недостаточно компетентным при управлении новыми под- разделениями предприятия.

И последнее, вертикальная интеграция назад в сторону произ- водства деталей и комплектующих изделий снижает производствен- ную гибкость компании, увеличивает время, необходимое для внесе- ния изменений в дизайн и конструкцию, а также время на выпуск но- вой продукции на рынок. Кроме того, существенное укрупнение биз- неса при интеграции
снижает уровень управляемости организацией.

В последнее время некоторые компании пришли к выводу, что значительная интеграция является конкурентно невыгодной, в резуль- тате чего они перешли к стратегиям вертикальной дезинтеграции (аутсорсинг). Дезинтеграция (аутсорсинг) включает удаление некото- рых этапов или структур из цепи образования затрат и передача их сторонним поставщикам, обеспечивающим компанию необходимыми изделиями, услугами, а также выполняющим определенные функции.

Использование сторонних организаций для замещения тех структур, которые ранее находились внутри предприятия, целесооб- разно, в следующих случаях:

  • работа может быть выполнена лучше или дешевле специали- стами сторонней организации;

  • функция не является жизненно важной для способности ком- пании достичь устойчивой конкурентоспособности;

  • при снижении риска предприятия в случае перехода на новые технологии или изменения предпочтений потребителей;

  • при увеличении организационной гибкости, уменьшении продолжительности производственного цикла, что ускорит принятие решений и сократит расходы на координацию;

  • при необходимости концентрации внимания и ресурсов на основном бизнесе, развитии его компетенций и потенциала.

Достаточно важным является определение видов деятельности в отраслевой цепи, которые выгоднее выполнять самостоятельно, а ка- кие передать внешним поставщикам.

Стратегии вертикальной интеграции характерны для многих крупных отечественных предприятий, особенно занятых в сфере про- изводства конечных продуктов. Большинство крупных деревообраба- тывающих предприятий республики имеют свои лесозаготовительные производства, обеспечивающие основное производство древесным сырьем, а также фирменную торговлю (мебельные
предприятия). Например, ЗАО «Пинскдрев» имеет сеть представительств и фирмен- ных магазинов в г.Пинске, г.Минске, г.Бресте, г.Москве и других го- родах Беларуси и России, что характеризует широкую интеграцию вперед в сторону оптовой и розничной торговли, обеспечивая хоро- шие возможности для продвижения продукции и контроля каналов распределения, реализации единой ценовой политики предприятия в различных регионах.

Вопросы для самоконтроля:


  1. В чем различие между наступательными и оборонительными стратегиями?

  2. Какие виды наступательных стратегий вы знаете?

  3. В чем специфика обходных маневров и «партизанских» наступлений? Приведите возможные варианты стратегии.

  4. Какие предприятия используют стратегии превентивных дей- ствий?

  5. В каких случаях наступление на конкурентов будет экономи- чески обоснованным?

  6. Может ли более слабая компания использовать наступатель- ную тактику по отношению к более сильным конкурентам?

  7. Назовите виды оборонительных стратегий. В чем их преиму- щества по сравнению с наступательными действиями?

  8. Какие вы можете привести варианты стратегий блокирования атак конкурентов?

  9. Какие цели и задачи ставят предупредительные оборонитель- ные стратегии?

  10. Какие наступательные и оборонительные стратегии вы мо- жете привести по предприятиям химико-лесного комплекса?

  11. Какие задачи позволяют решить стратегии вертикальной ин- теграции?

  12. Какие виды стратегий вертикальной интеграции вы знаете? В чем их различие?

  13. Какие преимущества и недостатки имеют стратегии верти- кальной интеграции?

  14. Приведите несколько примеров реализации стратегии верти- кальной интеграции вперед и назад?

  15. Позволяет ли вертикальная интеграция достигнуть лидер- ства в издержках или дифференциации продукции?