Файл: Анализ работы шмо учителей гуманитарного цикла мкоу цо п. Волово за 20202021 учебный год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла МКОУ «ЦО п.Волово»
за 2020-2021 учебный год
I. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМО учителей гуманитарного цикла.
Деятельность ШМО в 2020-2021 учебном году строилась в соответствии с
требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, истории, обществознания, иностранного языка, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на 2020– 2021 учебный год.
Проблема, над которой работала школа в 2020 – 2021 учебном году:
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС»
ШМО учителей гуманитарного цикла работало по теме: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения"
В начале учебного года определили цель работы ШМО:
- повышение уровня профессиональной компетентности учителя в условиях перехода на новый ФГОС в основной школе,
а также задачи по их решению:
- изучение нормативно – методических документов, регламентирующих деятельность учителей гуманитарного цикла в условиях введения стандартов второго поколения;
- обеспечение роста профессиональной компетенции учителей гуманитарного цикла;
- создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных учащихся;
- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся (индивидуальной и коллективной);
- использование ИКТ на уроках для повышения их эффективности;
- организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла;
- внедрение новых образовательных технологий в педагогическую деятельность учителя с целью повышения творческого потенциала обучающихся.
- создание электронных образовательных ресурсов: презентаций;
- своевременное пополнение школьного, персонального сайтов новыми методическими материалами.
Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2020-2021 учебном году целей и задач. В течение учебного года деятельность ШМО учителей гуманитарного цикла носила творческий характер, отличалась стремлением проводить занятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
II. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1) Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов ШМО гуманитарного цикла. В 2020-2021 учебном году школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла представлено 9 учителями:
№ п/п | ФИО учителя | Предмет | Категория |
1. | Барсукова Евгения Михайловна | Учитель иностранных языков | Первая |
2. | Дорогина Светлана Викторовна | Учитель иностранных языков | Высшая |
3. | Болотова Тамара Васильевна | Учитель русского языка и литература | Высшая |
4. | Гулынина Инна Николаевна | Учитель истории и обществознания | Высшая |
5. | Михеева Валентина Алексеевна | Учитель русского языка и литература | Высшая |
6. | Садонин Вадим Александрович | Учитель истории и обществознания | Первая |
7. | Свиридкина Лариса Петровна | Учитель истории и обществознания | Высшая |
8. | Гребенюк Нина Владимировна | Учитель русского языка и литература | Высшая |
9 | Данилова Светлана Викторовна | Учитель иностранных языков | Высшая |
Руководит ШМО учителей гуманитарного цикла Садонин В.А.
В течение года состав не менялся. Все учителя с высшим педагогическим образованием. В школе сложился коллектив педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.
2) Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
- Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта и персонального сайта.
Темы для самообразования, выбранные педагогами ШМО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
- В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков.
Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов ШМО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
- Педагогами апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии.
- Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации,что развивает творческую активность, стимулирует деятельность, повышает их профессионализм, помогает осознать дифференцированную оценку результатов педагогического труда.
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО, РМО, педсоветах. Это выступления на заседаниях ШМО, РМО, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Выступление | Тема | ФИО учителя |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Результаты итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ), обществознанию (ОГЭ, ЕГЭ) | Михеева В.А. Болотова Т.В. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | 1. Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС 2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5–7-х классах. | Михеева В.А. Гребенюк Н.В. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС. | Свиридкина Л.П |
ШМО учителей гуманитарного цикла. Семинар-практикум. | Семинар-практикум: «Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла» - Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы. - Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания. Из опыта работы. - Современные образовательные технологии на уроках английского языка. Из опыта работы. | Члены ШМО Болотова Т.В. Садонин В.А. Данилова С.В. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Система работы по подготовке к итоговому сочинению | Михеева В.А. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Работа с одарёнными детьми. | Барсукова Е.М. |
Родительское собрание | Изменения в КИМ 2021 г. по русскому языку, литературе, истории, обществознанию. | Болотова Т.М., Михеева В.А, Гребенюк Н.В., Свиридкина Л.П., Садонин В.А. |
- Члены ШМО принимают самое активное участие в вебинарах по педагогике, в фестивалях педагогического творчества, организуемых в сети Интернет.
Микроклимат в ШМО благоприятный.
Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя ШМО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров.
III. Анализ тематики заседаний ШМО
За отчетный период было проведено 7 плановых заседаний.
В течение учебного года школьным методическим объединением рассмотрены следующие вопросы:
- Результаты итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ), обществознанию (ОГЭ, ЕГЭ).
- Изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ в 2020-2021 учебном году по предметам гуманитарного цикла.
- Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС.
- Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5–7-х классах.
- Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС.
- Система работы по подготовке к итоговому сочинению.
- Работа с одарёнными детьми.
На семинаре-практикуме состоялся интересный разговор о современных образовательных технологиях (опыт применения на уроках гуманитарного цикла)
Вывод: вопросы, выносимые на заседании МО, способствовали совершенствованию педагогического мастерства педагогов.
Все уроки методически правильно построены, соответствуют современным требованиям, познавательны, интересны для обучающихся, способствуют развитию детей, заставляют их самостоятельно мыслить. Благоприятный психологический климат уроков, возможность выбора видов учебной деятельности способствуют повышению уровня познавательной активности учащихся, учебной мотивации.
IV. Анализ внеклассной деятельности ШМО
Внеклассная работа проходила по нескольким направлениям.
-
Предметная неделя.
Предметная неделя является одним из средств привития любви и внимания к предметам, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Цели предметных недель:
- повышение интереса учеников к предметам;
- формирование познавательной активности;
- расширение кругозора знаний;
- развитие творческих возможностей и способностей детей;
- привитие интереса к предметам гуманитарного цикла.
Задачи предметных недель:
1.Совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий.
2. Повышение интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла.
3. Выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
4. Создание праздничной творческой атмосферы.
Значение предметных недель для учебно-воспитательного процесса, бесспорно, велико. Проведенные мероприятия помогли учащимся проявить и развить свои общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию, кругозор. План недели был выполнен полностью. Все педагоги методического объединения показали своё профессиональное мастерство, любовь к детям и своему предмету, проявили хорошие организаторские способности. Использовали различные формы проведения мероприятий, ИКТ – технологии. Демонстрируемые внеклассные мероприятия позволили присутствующим познакомиться с опытом работы учителей, проследить за формой организации внеклассной работы по предмету, увидеть методы, приемы, заимствовать позитивный опыт работы, интересные находки учителей.
Анализируя проведенную работу, можно сказать, что применение нетрадиционных форм внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла, позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока, разнообразить учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, а, следовательно, и эффективности обучения.
Выводы и рекомендации:
Школьному методическому объединению учителей гуманитарного цикла продолжить в рамках проведения предметных методических недель представлять коллегам опыт работы по обеспечению повышения качества образования через различные направления педагогической деятельности. Всем учителям активно участвовать в организации и проведении предметной недели.
2.Краеведческий музей.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.