Файл: Обоснование состава, планирование применения и технической эксплуатации парка транспортнотехнологических машин и оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- прицепного (тягового) агрегата: Ва = ,

где РКР.Н – номинальная сила тяги на крюке трактора, кН (Приложения 5,6);

RC – сопротивление передвижению сцепки, кН;

kM – удельное сопротивление машины, кН/м (Приложение 7-9).

- прицепного комплексного агрегата: Ва = ,

где k1, k2,…, kn – удельные сопротивления машин, входящих в комплексный агрегат, кН/м.

При расчёте ширины захвата агрегата необходимо учесть 10% запас силы тяги на крюке трактора для преодоления случайных препятствий.

Выработка агрегатов за весь период рассчитывается путём умножения количества дней фактической работы ДР (столбец 6 Приложения 1) на количество часов работы агрегата в сутки ТС (столбцы 9,10 Приложения 1) и на часовую производительность агрегата WЧ.

WП = ДР ТС WЧ

Данные в столбце 10 «за сутки» рассчитываются следующим образом:

- при односменной работе: значение из столбца 9 умножается на коэффициент 1,43;

- при двусменной работе: значение из столбца 9 умножается на коэффициент 1,43 и на коэффициент 2.

Коэффициент «1,43» выводится из расчёта десятичасового рабочего дня, вводимого в сельскохозяйственном предприятии на период выполнения основных видов сельскохозяйственных работ (весенне-полевые работы, заготовка кормов, уборочные работы).

WЧ = еВРVР = е ξВ ξV τВаVТ

где е - коэффициент, учитывающий единицы измерения скорости движения агрегата: если скорость выражена в м/с, то е = 0,36, если км/ч - е = 0,1.

ВР – рабочая ширина захвата агрегата, м; ВР = ξВ Ва, где ξВ - коэффициент использования ширины захватаучитывает отличие рабочей ширины захвата от конструктивной: ξВ = . При вспашке ξВ = 1-1,1; при поверхностной обработке, при посеве, посадке ξ
В = 0,95-0,96.

VР – рабочая скорость движения агрегата; VР = ξV VT, где ξV - коэффициент использования скорости: ξV = . ξV = 0,77 для тракторов кл. 1,4 тс; ξV = 0,81 для тракторов кл. 3-4 тс; ξV = 0,83 для тракторов кл. 5 тс;

τ - коэффициент использования времени смены: τ = . При хорошей организации труда и нормальных условиях эксплуатации τ = 0,7-0,8.

Количество тракторов (агрегатов) (столбец 11 Приложение 1), необходимых для выполнения требуемого объёма работ в установленные агротехнические сроки определяется по формуле: n =

где Q – объём работ по операции (га, т, ткм) (столбец 3 Приложения 1).

Количество рабочих, обслуживающих агрегат (столбец 13 Приложения 1) принимается в соответствии с выбранными машинами и принятой схемой обслуживания агрегата.

Основным показателем эффективности работы двигателя является удельный расход топлива – расход топлива на единицу работы, кг/га, который определяют по формуле: gГА = ,

где GT.P, GT.П, GT.ПЕР, GТ.ХД – средние часовые расходы топлива в течение смены, кг/ч при выполнении основной (чистой) работы, холостых ходов на поворотах, переездах и во время холостой работы двигателя (во время остановок агрегата с работающим двигателем);

WЧ – часовая производительность агрегата, га/ч.

Расход топлива (столбец 15 Приложения 1) можно взять из справочной, нормативной литературы или рассчитать по вышеприведённой формуле. Для расчёта часового расхода топлива используем данные из Приложения 11 и коэффициент использования смены τ = 0,7-0,8. Расход топлива на поворотах на 15-20% больше чем на переездах. В указанных интервалах чем выше скорость движения, тем больше расход топлива.

Расход топлива на всю операцию (столбец 16 Приложения 1) рассчитывается по следующей формуле: G = gГА Q

Затраты труда на всю операцию, чел. ч. (столбец 14 Приложения 1) рассчитываются по следующей формуле:

Н =

где m – число рабочих, обслуживающих агрегат (механизаторов и вспомогательных рабочих), чел. Для отечественных посевных и посадочных агрегатов m = 2, для зарубежных посевных, посадочных и др. агрегатов m = 1.

Эксплуатационные затраты на единицу работы, руб/га (столбец 17 Приложения 1) рассчитываются по следующей формуле:

SП = + STCM + SЗП + SB,

где – сумма затрат на полное восстановление по всем элементам агрегата (трактор, СХМ, сцепка);

- сумма затрат на ТО, ТР и КР;

STCM - затраты на топливо и смазочные материалы;

SЗП - затраты на оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих;

SB – прочие прямые затраты на основные (семена, удобрения, гербициды) и вспомогательные материалы (тара).

Затраты на полное восстановление трактора, руб./га, определяют по формуле: SP = , *

где а – коэффициент отчислений на полное восстановление трактора, значения коэффициента устанавливают в зависимости от нормативного срока службы трактора (Приложение 12);

Б – балансовая стоимость трактора, руб., (учитывает отпускную цену, торговые и транспортные расходы), (Приложение 14);

ТГ – фактическая годовая загрузка трактора в хозяйстве, ч (рассчитывается по технологическим картам или принимается нормативная по Приложению 12;

WЧ – часовая производительность агрегата на конкретной операции, га/ч.

Аналогично подсчитывают затраты на полное восстановлениерабочих машин и сцепок. Как видно из выражения (*), затраты на полное восстановлениезависят от загрузки трактора: чем выше годовая загрузка трактора, тем быстрее он окупается.

Затраты на ТО, текущий и капитальный ремонты, руб./га, определяют для каждого элемента агрегата по аналогичной формуле (например, для трактора):

SТО= ,

где аТкоэффициент отчислений на ТР и ТО;

аК – коэффициент отчислений на КР;

ТГН – нормативная годовая загрузка трактора, ч

Значения коэффициентов отчислений на полное восстановление, ТР, ТО и КР, а также нормативная годовая загрузка в часах (или эталонных, физических гектарах) для тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин приведены в Приложении 13 и справочной литературе.


Затраты на топливо и смазочные материалы, руб./га, подсчитывают следующим образом: SТСМ = gга ЦТ

где gГА – удельный расход топлива, кг/га;

Цт – цена 1 кг топлива, включая стоимость смазочных материалов, приходящихся на 1кг основного топлива, руб./кг.

Расход смазочных масел устанавливается в процентном отношении к расходу основного топлива. Расход моторных масел составляет 4-6% от расхода топлива, расход трансмиссионного масла составляет 1-2%.

Затраты на оплату труда механизаторов и вспомогательного персонала, руб./га, определяют по формуле: SЗП = ,

где тм, твс число механизаторов и вспомогательных рабочих;

τ1, τ2 – часовые тарифные ставки оплаты труда механизаторов и вспомогательных рабочих, руб./чел.-ч;

Д, и Д2 – коэффициенты, учитывающие доплаты механизаторам и вспомогательным рабочим по расчету за продукцию, премии, надбавки за классность и стаж работы, квалификацию, оплату отпусков и начисления по социальному страхованию.

Для трактористов-машинистов второго и первого классов надбавка за классность составляет соответственно 10 и 20 % заработной платы, т. Е. коэффициент Д, равен соответственно 1,1 и 1,2. Нормативы по другим видам доплат приведены в справочной литературе.

Прочие прямые затраты на основные и вспомогательные материалы, руб./га, определяют следующим образом: SB =

где q – удельный расход материала каждого вида, кг/га;

Цм – цена 1 кг материала каждого вида, руб./кг.

Для анализа эффективности применения новой техники и новой технологии большое значение имеют приведенные затраты, которые учитывают не только прямые затраты, но и эффективность инвестиций.

Приведенные затраты, руб./га, на работу МТА определяют по формуле:

SПР = SП +ЕН = SП + ЕН

где ЕН – нормативный коэффициент эффективности инвестиций в технику, Ен = 0,15;

К – сумма инвестиций, руб.;

W – годовая выработка агрегата, га;

n – число рабочих машин;

Бт
, Бм, Бс – балансовая стоимость трактора, рабочей машины и сцепки, руб.;

WГT, WГM, WC – годовая наработка трактора, рабочей машины и сцепки, га.

Эффективность использования данного парка или отдельных машин рассчитывают по прямым эксплуатационным затратам, а эффективность новой техники или новой технологиипо приведённым затратам.