ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Объект и предмет теории государства и права.
Объектом являются государство и право, а также государственно-правовые явления.
Предметом — наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Пример : Общество как специфический мир человеческих отношений является объектом изучения.
2. Методология теории государства и права.
а) Общенаучные методы (исторические, социологические и т.д)
б) Частнонаучные (анализ, синтез, обобщение и т.д)
в) Специальные методы характерные для ТГП:
-Нормативно юридический
-Формально-юридический
-Конкретно юридический
-Юридико-социальный
-Сравнительно-юридический
- Интерпретационный
3. Место и значение теории государства и права в системе социальных наук
ТГП относят к гуманитарным наукам, она носит обобщающий характер. Это вводная и абстрактная наука и учебная дисциплина, которая даёт понятийный аппарат для всех других юридических наук. Теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды.
Пример: анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.
4. Функции теории государства и права
Прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
Гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.
Методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
Прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
Идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
5. Первобытнообщинный строй и родоплеменная организация общества. Самые ранние формы объединения предков современного человека были связаны с неупорядоченными семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", образующие первобытное стадо. Только спустя тысячелетия возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется первобытная родовая община, которая представляла собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
6. Общественная власть и социальные нормы в первобытной родовой общине
В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.
Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.
Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление, но еще не политическая власть.
7. Возникновение права
Право, как социальный институт возникает практически одновременно с государством, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.
Возникновение права — длительный процесс, поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. На процесс возникновения и развития права также оказала влияние специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:
-превращение первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование государством;
-правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов;
-формирование судебного права, состоящего из конкретных решений.
8. Основные теории происхождения государства и права
Теологическая (Ф. Аквинский);
Патриархальная (Аристотель, Конфуций);
Органическая;
Естественно-правовая (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев);
Психологическая (Лев Петражицкий);
Расово-антропологическая теория (Ж. Гобино и Ф.Ницше);
Материалистическая (Вебер, представители марксизма-ленинизма)
9. Теологическая теория происхождения государства и права.
Основоположниками теологической теории стали Ф. Аквинский и А. Августин. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя. Сторонники теории убеждали людей в том, что божественный продукт – государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей, тогда как договорная предлагала изучать появление договорных отношений между людьми, а психологическая – проникать в психику человека.
Кратко о «Теологическая теория происхождения государства» можно изложить следующим образом:
-Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
-Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым;
-Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. -Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.
10. Патриархальная теория происхождения государства и права.
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха — это патриархальная власть главы семьи. Происхождение государства является результатом разрастания патриархальной семьи, Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной власти монарха.
11. Органическая теория происхождения государства и права.
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером. Суть органической теории возникновения государства втом, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: люди образуют государство, как клетки живой организм; государственные институты подобны частям организма: правители -головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) рукам и т. д.;
12. Естественно-правовая теория происхождения государства и права
Свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями были Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев. Основные идеи данной доктрины: разделяется право и закон, отождествляется право и мораль, источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.
13. Психологическая теория происхождения государства и права.
Её разработал Лев Петражицкий. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять. Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.
14. Расово-антропологическая теория происхождения государства и права.
Расово-антропологическая теория связывает происхождение государства с положением о физической и психологической неравноценности людских рас и отдельных народов и, соответственно, делит мир на высших и низших представителей рода человеческого. Лишь первые из них являются творцами цивилизации и потому самой природой призваны руководить обществом и господствовать в создаваемом ими государстве. Иные, не имея способностей к творению, не могут также и усвоить достижения, предлагаемые цивилизацией, и потому их назначение – подчиняться воле других народов и рас. Представители данной теории – Ж. Гобино и Ф.Ницше.
15. Историко-материалистическая теория происхождения государства и права.
Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
16. Историческая школа права о происхождении государства и права.
В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история. Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Густав Гуго.
Теоретики исторической школы права прежде всего рассматривали тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми