Файл: Методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ по биологии.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дано: Решение: А=440 нуклеотидов=22% 1.Согласно правилу комплементарности: А = Т = 440 = 22%
Т - ? 2. Из правила Чаргаффа: Г - ? (А+Г)+(Т+Ц)=100%, Ц - ? А+Т=22% + 22% =44%, тогда: Lфрагмента -? Г+Ц=100%-44%=56%, на Г и Ц Мфрагмента -? Отдельно приходится по 28% .
Выясним количество гуаниловых и цитидиловых нуклеотидов в данном фрагменте ДНК:
22% - 440
28% - х
Х= 560 (нуклеотидов). Значит Г = Ц = 560. Выясним общее количество нуклеотидов в этом фрагменте ДНК: 440+440+560+560=2000 (нуклеотидов)
Зная примерную массу нуклеотида, вычислим значение этого фрагмента:
345*2000=690000 (дальтон)
Поскольку нуклеотиды в двухцепочной ДНК размещены парами, то в длину молекула содержит вдвое меньшее число нуклеотидов: 2000/2 = 1000(нуклеотидов), а длина фрагмента 0,34*10 3= 340(нм) Ответ: Т = 440 = 22%, Г = Ц =560 =28%, Lфрагмента =340нм, Мфрагмента= 690000 дальтон.
Практическая работа 3.
Тема: Сравнительная характеристика митоза и мейоза.
Цель: выявить черты сходства и отличия процессов митоза и мейоза, их биологическое значение.
Материалы: схемы и микрофотографии процессов.
Ход работы.
1. Сравните фазы митоза и мейоза, заполнив таблицу.
Признаки для сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Число делений | | |
2. Процессы в интерфазе | | |
3. Фазы деления: а) кроссинговер б) характер расположения гомологичных хромосом в метафазе в) особенности в анафазе | | |
4.Число дочерних клеток | | |
5. Результат деления | | |
6. Для каких клеток организма характерен? (спор, гамет, соматических клеток) | | |
2.Решите задачу.
а) В культуре ткани 20 клеток с диплоидным набором в 40 хромосом.
Сколько клеток, с каким набором хромосом и молекул ДНК будет в культуре, если каждая клетка поделится таким способом три раза?
б) В культуре ткани 20 клеток с диплоидным набором в 40 хромосом. Сколько клеток, с каким набором хромосом будет в культуре, если каждая клетка поделится одним мейозом и двумя митозами?
ВЫВОД: укажите биологическое значение митоза и мейоза.
Практическая работа 4.
Тема: Решение задач по генетике.
Цель: применить теоретические знания закономерностей наследственных признаков при решении задач по генетике.
Оборудование: инструктивные карточки, таблицы, методические рекомендации.
Ход работы.
Задача № 1. Ген окраски глаз у мухи дрозофилы находится в Х-хромосоме. Красные (нормальные) глаза (В) доминируют над белоглазием (в). Определите фенотип и генотип у потомства F1, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?
Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом
1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову.
2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обоим парам признаков, с красной рогатой коровой?
Задача № 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
1.Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
2.Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Задача № 4.В человека ген карих глаз доминирует над геном определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготные? Какими могут быть дети, если: отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении владеть руками.
Задача № 5. Мать гетерозиготна, имеет А(П) группу крови, отец гомозиготен, имеет В(Ш) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?
Задача № 6. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания: двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.
Методические рекомендации
В генетических задачах используются следующие условные обозначения:
P-родители; F-потомки, гибриды. 1,2,..-цифровые индексы, обозначающие номер гибридного поколения, (зеркало Венеры) - материнская особь, женщина; (копье Марса) - родительская особь, мужчина; х- скрещивания; : - соотношение в потомстве; А-доминантный ген, а- рецессивный ген (А, а-аллельные гены) А, В- неаллельные гены; Аа- гетерозигота; АА-доминантная гомозигота; аа - рецессивный гомозигота, -А - хромосомная формула зиготы.
Условия задачи записываются в виде таблички, где в принятых условных обозначениях указываются гены и контролируемые ими признаки; кроме этого, можно записывать и схемы скрещиваний, в которых приведены или генотипы или фенотипы всех особей, о которых идет речь в задании. При составлении схемы скрещивания на одной строке записывают условное обозначение: родители (Р), затем - знак матери и ее генотип, знак скрещивания (х), знак отца и его генотип. Если генотип родителей или потомков определить сразу невозможно, то в этом случае генотип записывают в виде генотипического радикала - А - В -, где прочерки обозначают неизвестные гены. Ниже записывают типы гамет, которые образуются в родительских организмах, и обводят их в кружок. Под ними записывают генотипы потомков, их фенотипы и соотношение по гено-и фенотипу. После решения задачи записывают ответ.
Для правильного решения задачи необходимо установить:
а) количество анализируемых признаков (моно-, ди-, полигибридное
скрещивание),
б) характер наследования признаков (независимое наследование, сцепленное наследование; наследование, сцепленное с полом)
в) характер взаимодействия генов (полное или неполное доминирование, эпистаз, полимерия, комплементарность, множественный аллелизм).
Кроме этого, в решении задач вам помогут следующие закономерности:
1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых родительских особей в их потомстве наблюдается расщепление, то эти особи гетерозиготные.
2.Если в результате скрещивания родительских особей, отличающихся по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков соотношение 1:1, то одна из родительских особей была гетерозиготная, а другая - гомозиготная по рецессивным признаком.
3. Если при скрещивании двух особей, фенотипическое по одной паре признаков, в их потомстве наблюдается расщепление признаков на 3 фенотипических класса в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании, и оба родителя гетерозиготные.
Неполное доминирование:
В некоторых случаях гибриды F1 имеют фенотип промежуточного характера, то есть доминантный ген, не полностью подавляет проявления рецессивного гена. Такое явление получило название неполного доминирования. При этом, хотя признак и носит промежуточный характер, все гибриды первого поколения (F1) будут - единообразно (с промежуточным признаком), а в F2 наблюдаться одинаковое расщепление по фенотипу и генотипу, то есть - 1:2:1.
Например, если скрестить гомозиготные растения ночной красавицы с красными и белыми цветками, то в первом и втором поколениях получим следующую картину: В первом поколении наблюдается однообразие потомков по фенотипу (все цветки розовые) и по генотипу (у всех особей генотип Аа). Во втором поколении произошло расщепление и по фенотипу и по генотипу в соотношении 1 (АА-красные): 2 (Аа-розовые): 1 (аа-белые).
Дигибридное скрещивание