Файл: Методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


           Дано:                                                                    Решение:                                                        А=440 нуклеотидов=22%                          1.Согласно  правилу комплементарности:                            А = Т = 440 = 22%

Т - ?                                                      2. Из правила Чаргаффа:                                                   Г - ?                                                       (А+Г)+(Т+Ц)=100%,                                             Ц - ?                                                          А+Т=22% + 22% =44%, тогда:                       Lфрагмента -?                                        Г+Ц=100%-44%=56%, на Г и Ц                                  Мфрагмента -?                                       Отдельно приходится по 28% .

Выясним количество гуаниловых и цитидиловых нуклеотидов в данном фрагменте ДНК:
22% - 440
28% - х
Х= 560 (нуклеотидов). Значит Г = Ц = 560.                                                                                                                                          Выясним общее количество нуклеотидов в этом фрагменте ДНК:        440+440+560+560=2000 (нуклеотидов)
Зная примерную массу нуклеотида, вычислим значение этого фрагмента:
345*2000=690000 (дальтон)
Поскольку нуклеотиды в двухцепочной  ДНК размещены парами, то в длину молекула содержит вдвое меньшее число нуклеотидов:                                                 2000/2 = 1000(нуклеотидов), а длина фрагмента 0,34*10 3= 340(нм)                           Ответ: Т = 440 = 22%, Г = Ц =560 =28%, Lфрагмента =340нм, Мфрагмента= 690000 дальтон.                                 


Практическая работа 3.

                        Тема: Сравнительная характеристика митоза и мейоза.
Цель: выявить черты сходства и отличия процессов митоза и мейоза, их биологическое значение.
Материалы: схемы и микрофотографии процессов.


Ход работы.

1.     Сравните фазы митоза и мейоза, заполнив таблицу.


 

Признаки для сравнения

Митоз

Мейоз

1.     Число делений

 

 

 

2.     Процессы в интерфазе

 

 

 

3. Фазы деления:

а) кроссинговер

               б) характер расположения

гомологичных хромосом в метафазе



      в) особенности в анафазе

 

 

 

4.Число дочерних клеток

 

 

 

 

5. Результат деления

 

 

 

6. Для каких клеток организма

                               характерен? (спор, гамет,

                         соматических клеток)

 

 

2.Решите задачу.
а) В культуре ткани 20 клеток с диплоидным набором в 40 хромосом.
Сколько клеток, с каким набором хромосом и молекул ДНК будет в культуре, если каждая клетка поделится таким способом три раза?
б) В культуре ткани 20 клеток с диплоидным набором в 40 хромосом. Сколько клеток, с каким набором хромосом будет в культуре, если каждая клетка поделится одним мейозом и двумя митозами?


ВЫВОД: укажите биологическое значение митоза и мейоза.

 

Практическая работа 4.

 

Тема: Решение задач по генетике.

Цель: применить теоретические знания закономерностей наследственных признаков  при решении задач по генетике.

Оборудование: инструктивные карточки, таблицы, методические рекомендации.

     

Ход работы.

Задача № 1. Ген окраски глаз у мухи дрозофилы находится в Х-хромосоме. Красные (нормальные) глаза (В) доминируют над белоглазием (в). Определите фенотип и генотип у потомства F1, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?

Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом



1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову.

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обоим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача № 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1.Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2.Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Задача № 4.В человека ген карих глаз доминирует над геном определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготные? Какими могут быть дети, если: отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении владеть руками.

Задача № 5. Мать гетерозиготна, имеет А(П) группу крови, отец гомозиготен, имеет В(Ш) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?

Задача № 6. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания: двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Методические рекомендации

          В генетических задачах используются следующие условные обозначения:

P-родители; F-потомки, гибриды.  1,2,..-цифровые индексы, обозначающие номер гибридного поколения, (зеркало Венеры) - материнская особь, женщина; (копье Марса) - родительская особь, мужчина; х- скрещивания; : - соотношение в потомстве; А-доминантный ген, а- рецессивный ген (А, а-аллельные гены) А, В- неаллельные гены; Аа- гетерозигота; АА-доминантная гомозигота; аа - рецессивный гомозигота, -А - хромосомная формула зиготы.

          Условия задачи записываются в виде таблички, где в принятых условных обозначениях указываются гены и контролируемые ими признаки; кроме этого, можно записывать и схемы скрещиваний, в которых приведены или генотипы или фенотипы всех особей, о которых идет речь в задании. При составлении схемы скрещивания на одной строке записывают условное обозначение: родители (Р), затем - знак матери и ее генотип, знак скрещивания (х), знак отца и его генотип. Если генотип родителей или потомков определить сразу невозможно, то в этом случае генотип записывают в виде генотипического радикала - А - В -, где прочерки обозначают неизвестные гены. Ниже записывают типы гамет, которые образуются в родительских организмах, и обводят их в кружок. Под ними записывают генотипы потомков, их фенотипы  и соотношение по гено-и фенотипу. После решения задачи записывают ответ.


       Для правильного решения задачи необходимо установить:

а) количество анализируемых признаков (моно-, ди-, полигибридное

скрещивание),                                                                                                                                  

 б) характер наследования признаков (независимое наследование, сцепленное наследование; наследование, сцепленное с полом)                                                         

в) характер взаимодействия генов (полное или неполное доминирование, эпистаз, полимерия, комплементарность, множественный аллелизм).

Кроме этого, в решении задач вам помогут следующие закономерности:

1. Если при скрещивании двух  фенотипически одинаковых  родительских особей в их потомстве наблюдается расщепление, то эти особи гетерозиготные.

2.Если в результате скрещивания родительских особей, отличающихся по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков соотношение 1:1, то одна из родительских особей была гетерозиготная, а другая - гомозиготная по рецессивным признаком.

3. Если при скрещивании двух особей, фенотипическое по одной паре признаков, в их потомстве наблюдается расщепление признаков на 3 фенотипических класса в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании, и оба родителя гетерозиготные.

                           Неполное доминирование:

     В некоторых случаях гибриды F1 имеют фенотип промежуточного характера, то есть доминантный ген, не полностью подавляет проявления рецессивного гена. Такое явление получило название неполного доминирования. При этом, хотя признак и носит промежуточный характер, все гибриды первого поколения (F1) будут - единообразно (с промежуточным признаком), а в F2 наблюдаться одинаковое расщепление по фенотипу и генотипу, то есть - 1:2:1.

Например, если скрестить гомозиготные растения ночной красавицы с красными и белыми цветками, то в первом и втором поколениях получим следующую картину: В первом поколении наблюдается однообразие потомков по фенотипу (все цветки розовые) и по генотипу (у всех особей генотип Аа). Во втором поколении произошло расщепление и по фенотипу и по генотипу в соотношении 1 (АА-красные): 2 (Аа-розовые): 1 (аа-белые).

Дигибридное скрещивание